Церковно-монастырская благотворительность
Церковно-монастырская практика помощи с первых лет христианства до становления государственности на Руси развивалась по двум основным направлениям. Помощь через монастыри — монастырская система помощи — и помощь через приходы — приходская система помощи.
Первоначально христианство в России не являлось идеологией и мировоззрением большинства, ему был присущ изотеризм, что нашло свое отражение в жизни монастырей. Монастыри существовали поначалу как закрытые сообщества. Они не стремились к «общению» с народом, так как монашество являлось под-100 вижничеством, отречением от мирских соблазнов.
Имея более высокую культуру жизнедеятельности, монастыри представляли собой многофункциональную систему самоподдержки, где образовался особый тип самопомощи человеку, связанный с основными важнейшими сферами его жизни: общением, обучением, совместным проживанием в общности, лечением, ведением хозяйства.
В XI веке возникают крупные монастыри как «аристократические закрытые организации для религиозных потребностей княжеской семьи». В них были свои врачи, «лечьцы». Н. А. Богоявленский, изучая древнерусское врачевание, отмечает, что при великих князьях состояли монахи-врачеватели: Агапит, Алимпий, Демьян. Однако имеются летописные свидетельства, что и церковные деятели открывали больницы. В 1091 году епископ Переяславский Ефрем построил больницу.
Монастыри, которые основывали представители духовенства, обязательно имели в своей обители и странноприимный дом и больницу. Так, в 1036 году был основан преподобным Ефремом Новоторжский Борисо-Глебский монастырь. Его создание начинается с открытия странноприимного дома.
В 1054 году— начало строительства Печерского монастыря, обители милосердия. Как писали летописи, Феодосии построил недалеко от своего монастыря особый дом Святого Стефана для жительства нищих, слепых, хромых, прокаженных. Впоследствии монастырь становится источником просвещения, распространяет списки и переводы Священного Писания, а также труды Отцов Церкви во все концы Киевской Руси. В XI веке в результате политических осложнений был приостановлен ввоз галицкой соли, из-за чего резко были подняты цены на нее в Киеве. Печерский монастырь открывает свои запасы и сбивает цены на соль. Во время голода Прохор Лабодник прокормил многих «алчущих» продуктами из лебеды. Известны деяния Феодосия Печерского, который каждую субботу отправлял воз хлеба по «затворам».
Однако помимо перечисленных учреждений, строились и другие благотворительные заведения. Известны деяния епископа Переяславского Ефрема. Ефрем был боярином великого князя Изяслава Ярославича, он добровольно принимает постриг от Никона в Киево-Печерском монастыре. Ходил паломником в Константинополь, в одном из монастырей добыл для Феодосия Печерского устав Студийского монастыря. Соорудил несколько церквей в Переяславле, построил больницы, где даром, безденежно, лечил больных. Первым стал строить крестильни при церквах. Как писал Нестор, заложил «банное строение», купель. Как считают исследователи, «банное строение» служило и благотворительным целям, омовению приходящих издалека странников и бедных. Это строение было возведено в 1090 году.
Постепенно начинает оформляться ктиторская монастырская система. Ее особенность заключалась в том, что постригающийся в монашеский чин обязан был приносить дар монастырю, что позволяло вести стабильную и «сытую» жизнь в его стенах. Так постепенно складывается «пансионная» система поддержки. Дар приносился, как правило, в виде земельных угодий, которые жертвовал новообращенный.
КТИТОР — создатель храма или монастыря, вкладчик, попечитель, староста церковный.
Довольно интересны в этом плане духовные новгородские грамоты XII — XIII веков. Так, к примеру, Антоний Римлянин отдает Антониеву монастырю земли у реки Волхов, — «А се поручаю богу и святии богоро-дици и крестьяном, и даю в свободу, и се поручаю место се на игуменство». Климент, принявший постриг, часть имущества оставляет своей жене на тот случай, если она также захочет принять монашеский чин — «А жена моя пострижеться в чернице, есть е [и] чим ся пострици, и двор городьскыи ей ж даю». Таким образом, система помощи через монастыри устанавливает определенные барьеры, где нуждающиеся — вдовы, сироты, бездомные должны быть субъектами обязательного призрения, но поддержку получают те, кто имеет средства.
По мнению Б.А. Рыбакова, «Церковь в XI — XII веках стала не только органом идеологического воздействия, но и частью самого господствующего класса. Во главе стоял митрополит, назначаемый великим князем и утверждаемый собором епископов. Епископы управляли епархиями, которые в XII в. территориально совпадали с крупнейшими княжествами и владели большими угодьями, селами и городами». Перед нашествием татаро-монгол в Киевской Руси насчитывалось 120 (24) монастырей, из них 99 (24) находились в городах, и лишь 21 в селах. Эта складывающаяся система все больше и больше вытесняла княжеское нищепитательство, становясь самостоятельным субъектом помощи, который в полную меру со всеми противоречиями станет осуществлять свою деятельность вплоть до становления государственности в России.
МИТРОПОЛИТ — духовный сан в православной церкви, принадлежащий главе крупной церковной организации, в иерархии он ниже патриарха, но выше архиепископа. Со времен принятия христианства на Руси до XVI века, митрополит являлся главой Русской православной церкви. Большинство исследователей считают, что первым митрополитом был Леонтий. Первоначально митрополиты назначались Византией. Первым русским митрополитом был церковный деятель и писатель Иларион (1051-1062).
Объединение земель вокруг монастырей происходит со второй половины XIV века, когда меняется характер монастырского управления. И.У. Будовниц данный процесс связывает с переориентацией жизнедеятельности монастырей, которые ставили перед собой «прежде всего хозяйственные задачи и превратили эти обители в самостоятельную феодальную вотчину». Во главе нового монастырского реформирования стояли Сергий Радонежский и митрополит Алексий. На смену ктиторским монастырям, основанным князьями и епископами, приходят монастыри-вотчины.
Ктиторские монастыри, которые развивались на протяжении более двухсот лет, заложили основу «пансионной» системы поддержки не только для мужчин, но и для женщин. «Институт вдов» за это время получает юридическое признание и «учреждение», позволявшее жить в достатке на протяжении ряда лет. Более того, многие русские княгини или их мужья специально строили монастыри для проведения оставшегося срока жизни в его стенах. Постриги стали неотъемлемой частью женского жизненного сценария, что отражено в русских летописях тех лет.
ПОСТРИЖЕНИЕ — вступление в монашеский чин. Обряд сопровождался «снятием волос», это служило знаком подчиненности и смирения, отсюда название данной инициации.
Так, кн. Василиса, в монашестве Феодора, скончалась в 1378 г. в своем «монастыре у св. Зачатья, иже сама создала при князи своем», в 1392 году «преставилась въ Литве княгини великая Ольгердова Ульяна въчерницахъ ... нареченная по мнишенскому чину Марина» в 1399 г. «преставилась кн. Марья Семеновна, в черницах во мнишескому чину Фетишя», в 1407 году — княгиня Овдотья Дмитриевна, в «мнишеском чине Ефросиния, положена в «манастыри» в церкви Св. Вознесения «юже сама заложи». В 1407 г. основан московский — Вознесенский женский монастырь в Кремле женой кн. Дмитрия Донского — княгиней Евдокией Дмитриевной, в монашестве Ефросинией. Впоследствии с 1422 года по 1707 год в храме монастыря погребены русские княгини, царицы и царевны, среди них первая, вторая и третья жены Ивана IV, первая супруга царя Федора Алексеевича, дочь Алексея Михайловича и многие другие.
Конечно же, ритуал пострига, кроме своей литургической основы имел еще и хозяйственную, связанную с редистрибуционными принципами мирской жизнедеятельности. За получение дара в виде личностной свободы, не связанной с вдовьей судьбой, требовался отдар. Так в XVI веке он уже не ограничивался только милостыней для нищих. Возможно, отдар был в форме обряда или даже системы законодательных соглашений. Во всяком случае на примере пострига кн. Василисы мы узнаем следующее. Она «раздает» свое имение в «казну, церквамъ, монастыремъ и нищим, а слугы и рабы, рабыни на свободу...». В ее монастыре впоследствии еще при ее жизни приняли постриг «болярыни, жены и вдовицы и девицы». Всего их в монастыре было 90 человек.
Характерным является тот факт, что средства от имения идут не только Церкви, но и в казну, и что в монастырскую обитель путь открыт для женщин всех сословий. Участь же слуг и «рабов» менее завидная, так как они, если не находили себе нового хозяина, пополняли ряды нищей братии.
Ктиторские монастыри еще существуют в этот период, но они находятся обычно в средневековом городе, а монастыри-вотчины развиваются за его пределами. Их более интенсивное развитие связано с тем, что они на первых порах являются более открытыми помогающими системами для всех желающих и у них более выгодная система инвестиций для мирских людей.
Прежде всего это достигалось за счет того, что монастыри-вотчины скупали земли, а значит становились крупными земельными собственниками. Как справедливо замечает М. Горчаков, «уже с XIV века купля была основным средством скопления кафедрою земель. Покупались не только села и деревни, но и города». Средства монастырей так велики, что у них занимают деньги на восстановительные работы. В 1391 году пожар в Новгороде практически уничтожил весь город, на его восстановление у монастыря Святой Софьи берут 5000 рублей серебром.
Помимо активной роли Церкви в предоставлении кредитов, важны ее функции по защите и поддержке вдов и сирот. Примечательна грамота митрополита Киприана 1404 года на усыновление приемыша, прий-мачка, вдове Феодосье, которому отдается: «свой ста-ток весь своему дитяти Тимошке, да село Поретовское съ деревнями».
Привлекательной монастырская защита и поддержка была и для работного люда, так как они имели более выгодные условия жизнедеятельности, находясь в составе монастырской вотчины. Крестьяне шли к монастырям, ибо они освобождались от пошлин и податей, от юрисдикции местных властей, от проезда через села княжеских чиновников, которым необходимо было давать корма, подводы, лошадей, проводников и т. д. Именно приход работного люда делает монастыри сильными и изобильными.
ПОДАТЬ — форма прямого налога, объектом которого являлся человек или отдельные имущества в эпоху феодализма на Руси. Податью обкладывалось преимущественно крестьянство, по числу «душ» мужского населения.
Иную систему поддержки мы наблюдаем в приходской системе помощи и защиты, где в основном ведущую роль играет Церковь как организующее начало, а также приход.
ПРИХОД — церковная община, принадлежащая к одной церкви. Отправляющий в нем службу церковный священник называется приходским для отличия от соборного.
Развитие приходской системы помощи связано с периодом татаро-монгольского нашествия. Разорение южных земель приводило к миграции населения на север в глухие места. Поселения мигрантов начинали возводиться с храма, вокруг которого строились жилища. Так образовывался приход. Помимо административных функций приход, согласно учению Церкви, выступает в качестве общинного института по поддержке больных, немощных, инвалидов, сирот, нищих, которые сопутствуют переселенцам и обретают там свое пристанище.
Кроме причта в общине избирался староста, на котором лежали различные функции — от экономических до социальных: приобретение земель, строительство богаделен, сбор долгов и раздача денег нуждающимся. Все действия старосты и причт контролировались и санкционировались общиной. «При этом приход составлял и административную единицу, и податную, и земскую, и территориальную. В нем соединялись все местные дела, в нем сосредоточивалась вся общинная гражданская и церковная жизнь. Поэтому, естественно, что древнерусские приходы сделались также и органами древней русской благотворительности».
Деятельность приходов не ограничивалась только оказанием помощи калекам, увечным, нищим, в ней воплотились те тенденции «первых духовных учителей» Русской православной церкви, практика которых была обусловлена христианским воспитанием. В этом отношении показательны епископатские суды (вели гражданское судопроизводство). Они рассматривали различные дела. Среди них: «роспуст» (развод), «умыч-ка невест», «промежи между мужем и женой», споры о наследстве, рассматривали дела об отравительстве, об «укушении при драке» и многие другие.
Таким образом, приходы как элементы коллективной формы помощи осуществляют организованную поддержку всем ее членам по различным направлениям — от материальных вспомоществований до воспитания и перевоспитания.