Церковно-монастырская благотворительность и общественное призрение в средние века

Христианство в период средневековья постепенно распространилось во всех европейских странах, став государственной религией. После церковного раскола 1054 г. оно разделилось на западную (католическую) и восточную (православную) ветви, но при этом сохранялось как единая мировая религия, утверждавшая ценности добра, всепрощения, милосердия. Христианство в значительной мере определило культурную жизнь европейских народов, воздействуя на систему образования и воспитания, формируя нравственные основы поведения в повседневной жизни. В середине XVI в. движение Реформации разрушило единство католической Европы. Распространение протестантских идей привело к проведению в ряде стран церковных реформ. Их следствием стало закрытие монастырей, частичное проведение секуляризации монастырских земель, отмена некоторых церковных праздников и др. В ряде стран католиков даже стали облагать специальным налогом. Формировавшееся тогда новое мировоззрение основывалось на идеях гуманизма, важнейшей из которых было положение о том, что в центре мира находится личность с ее индивидуальными особенностями. Такой подход в определенной мере противоречил традиционной средневековой идеологии приоритета религиозного начала.

Церкви, монастыри, специальные монашеские ордена проводили большую работу по оказанию помощи бедным и обездоленным. В монастыри уходили люди, которые добровольно обрекали себя на безбрачие и отречение от всех благ мира ради служения христианским идеалам самопожертвования, посвящая жизнь Богу. Монашеские ордена наряду с религиозно-духовными задачами ставили своей целью и ох-ранно-силовые функции. Например, ордена госпитальеров (антонины, тамплиеры, иоанниты и др.), действовавшие в Европе в XI—XIII вв., объединяли людей не только для служения Богу через молитвы, обеты*, духовное самосовершенствование, но и для охраны христиан-поломников, прибывавших на Святую землю. Некоторые монашеские ордена выступали за силовое освобождение святых мест, считая возможным военным путем обеспечить защиту и распространение веры. Несмотря на эти, в общем-то, далекие от христианского учения цели, монашеские ордена традиционно занимались помощью бедствующим, больным, раненым. При орденах действовали больницы, госпитали, приюты.

Монастыри и церкви располагали немалыми средствами для осуществления богоугодных дел. Как уже отмечалось, на заре средневековья правители некоторых стран (Византия) предоставляли церкви право приобретать имущество по завещанию, что расширяло возможности церквей и монастырей в деле благотворительности и призрения. Позже церкви стали не только освобождаться от различных налогов, но и получать свою долю в сборах, пошлинах. Такие льготы предоставляли церкви французские короли, о чем свидетельствуют документы. Можно сослаться на грамоту от 1036 г., дарованную французскими королями аббатству св. Ведаста г. Арраса. В ней говорится, что на всей территории от моста Энарда до храма св. Марии половину рыночной пошлины получает аббатство св. Ведаста, а другую половину — епископ. Кроме того, владения, огороженные для св. Марии, освобождались от каких-либо налогов. Во всех других местах, лежавших в черте аббатства, если совершался торг, рыночная пошлина целиком шла аббатству св. Ведасту.

Церкви и монастыри освобождались от налогов в период раннего и классического средневековья во многих европей-

ских странах. Однако местные власти не всегда следовали этому правилу. Церковь принимала постановления, направленные на недопущение подобной практики. Так, в постановлении Лютеранского церковного собора (1215г.) подчеркивалось, что те из местных правителей (городов и прочих территорий), кто пытаются обременять церкви и церковнослужителей налогами, поборами или другими повинностями, должны прекратить подобную дерзость под страхом анафемы. Нарушители и их "покровители после предупреждения могли подвергнуться отлучению от церкви.

В пользу церкви выплачивалась также десятая часть от собранного зерна, плодов, приплода животных и от всего другого, что было произведено за год. В средневековой Европе эта церковная десятина была обязательна в соответствии со специальным предписанием Папы Римского. Но предписания главы католической церкви соблюдались тогда не всеми. Поэтому Лондонский церковный собор (1175 г.), рассмотрев данную проблему, призвал верующих под угрозой анафемы выполнять свой христианский долг по уплате церковной десятины. В постановлении собора было записано, что все десятины с земли, как от злаков, так и от плодов, принадлежат Господу и ему посвящаются. Те люди, которые не желали платить десятин и не исправлялись после трех увещеваний, должны были быть подвергнуты анафеме.

Располагая немалыми средствами и возможностями, церкви, монастыри и некоторые монастырские ордена активно занимались благотворительностью и общественным призрением. Эта деятельность осуществлялась преимущественно в следующих формах: раздача милостыни, устройство даровых трапез, учреждение и содержание различных богоугодных заведений и др.

В эпоху средневековья именно милостыня являлась основным видом помощи нуждавшимся. Она, будучи важным средством, обеспечивающим существование неимущих, была возведена церковью в религиозную обязанность. Нищие, немощные, сироты, странствующие и все страждущие вызывали чувство сострадания у верующих христиан еще и в связи с тем, что они ассоциировались с образом страдающего Иисуса Христа.

Церкви и монастыри часто сами осуществляли раздачу милостыни. Церковное законодательство регулировало минимальные размеры таких обязательных церковно-монас-тырских пожертвований. Известно, что в средневековой Англии церковным правом было закреплено требование о затрате на бедных до 1/3 всех церковных доходов. Десятки и сотни тысяч нуждающихся получали в церквях и монастырях спасительное для них подаяние.

Церкви и особенно монастыри устраивали даровые трапезы для бедных, что приобретало широкий размах в период массовых бедствий (эпидемий, стихий, неурожаев, врйн). О страданиях людей во время неурожаев сообщалось во многих средневековых документах. В хронике бургундского монаха Рауля Лысого (Глабера), написанной в первой половине XI в., говорилось о страшном голоде во Франции 1032 г. Там отмечалось, что некоторые люди выкапывали лесные коренья и собирали водоросли. Обезумевшие от голода люди поедали даже человеческое мясо. В таких условиях монастыри с их запасами продовольствия оставались единственным спасением для тысяч людей, ослабленных и измученных голодом. Возле них создавались целые слободы из бедных и голодных людей, получавших хлебную милостыню.

Благодаря устройству монастырями бесплатных трапез и раздачи хлебной милостыни удалось спасти большое количество людей во время эпидемии бубонной чумы — «черной смерти», свирепствовавшей в Европе в середине XIV в. Эта эпидемия, по разным оценкам, унесла жизни от четверти до трети населения Европы. Болезнь передавалась при разговоре с зараженным, прикосновении или приближении к нему, а также через его одежду и вещи.

В 1347 г. «черная смерть» обрушилась на Сицилию. Болезнь быда занесена людьми, прибывшими в сицилийский порт на генуэзских галерах. Монахи таких орденов, как братья францисканцы, доминиканцы, пытались помочь несчастным сицилийцам, заболевшим чумой. Документальные источники свидетельствуют, что священнослужители заходили в дома больных, чтобы исповедовать зараженных лк>г дей. При этом монахи рисковали своей жизнью. Значительная их часть заболела и вскоре умерла. Как отмечается в





одном из документов, посвященном эпидемии чумы на Сицилии, лишь немногие из монахов выжили в своих кельях.

В Англии бубонная чума началась в западных портах в августе 1348 г. К сентябрю эпидемия дошла до Лондона, где продолжалась до осени 1349 г. В 1350 г. «черная смерть» перекинулась в Ирландию и Шотландию. По данным некоторых исследователей, во время чумы в Англии умерло тогда от 1/2 до 2/3 всего населения. Заразная болезнь сопровождалась падежом скота и голодом. Раздача хлеба, осуществлявшаяся церковью, позволила несколько ослабить страшные последствия эпидемии.

Во время бубонной чумы монастыри и монастырские братства раздавали хлебную милостыню многим тысячам бедствовавших людей в Германии, Италии, Франции и других странах. Только в одном немецком городе Любеке в 1355 г. такую монастырскую помощь получили 19 тыс. человек.

В период средневековья церкви и монастыри открывали специальные заведения, где нуждающиеся получали приют, пропитание и уход. В Византии, например, функционировали такие богоугодные заведения, как орфанотрофии (сиротско-воспитательные дома), геронтокомии (дома призрения престарелых), новокомии (больницы), брефотрофии (воспитательные дома), коеннодохии (странноприимные дома). Все эти учреждения были основаны и содержались церковью.

Во французском городе Лионе в 542 г. по инициативе церкви был открыт один из первых в Европе приютов для бездомных, где помощь оказывали преимущественно монахи. Назывался он Домом Господа.

В 600 г. парижским архиепископом в столице Франции был основан госпиталь Отелъ-Дьё («Божий Дом»). Здесь получали уход и призрение нищие, немощные, а позже — за-разнобольные люди и другие лица, нуждавшиеся в помощи.

Монашеские ордена в эпоху средневековья открывали специальные больницы для оказания помощи больным, калекам, немощным. Известно, например, что в конце XIII в. только в ведении одного монашеского ордена госпитальеров находилось около сотни больниц.

В монастырских госпиталях нищие и странствующие получали приют, необходимую помощь. Центральный монас-

тырский госпиталь в итальянском городе Милане в середине XV в. предоставлял приют не только нищим из близлежащих территорий, но и странствующим людям, паломникам. В Венеции в 1528 г. монастырями и монастырскими братствами было создано четыре госпиталя для нищих, в которых находилось до тысячи человек. Они тут получали ночлег, хлеб, суп и вино.

В Испании монастырским орденом Братьев милосердия были устроены богадельни для нищих и немощных. Одним из активных подвижников этих благотворительных деяний в первой половине XVI в. был руководитель ордена испанец Иоанн Готский.

Основатель монастырского ордена Сестер милосердия Винцент де Пауло организовал приюты и богадельни во Франции. В середине XVII в. на основе одного из таких приютов было создано особое учреждение — религиозный госпиталь для содержания заключенных. Их жизнь здесь напоминала монашескую.

В средневековье начальное развитие получило общественное призрение. Прежде всего была сохранена традиция функционирования различных корпораций, создававшихся на профессиональной основе еще в эпоху древнего мира: объединения каменотесов в Древнем Египте, объединение ремесленников в античных государствах. В городах средне вековой Европы ремесленники, подмастерья, повара, мелкие торговцы и другие создавали товарищеские ассоциации (гильдии, союзы, братства, сообщества). В случае нужды члены товариществ получали поддержку от своих ассоциаций. Их денежные фонды использовались как для помощи членам профессионального сообщества, так и для поддержки немощных, престарелых, детей-сирот. Ассоциации противодействовали распространению нищенства в своей среде. В частности, одной из важнейших задач статута рабочих Англии, образованного в 1349 г., был контроль за нищенствующими работниками, входящими в это профессиональное сообщество.

Наряду с товарищескими ассоциациями субъектами общественной помощи были церковные приходы и городские самоуправления. Их роль приобрела особую значимость в период позднего средневековья, когда под влиянием Реформа-





ции (XVI в.) и в связи с секуляризацией церковных земель стали закрываться монастыри. Их функции по поддержке бедных переходили к местным приходам.

Приход, владевший церковно-приходским имуществом, сочетал в себе функции церковного и территориального управления. Собрание прихожан избирало его должностных лиц. Кроме церковных старост выбирались и специальные надзиратели за бедными. Последние в определенной мере выполняли функции современных социальных работников. Непосредственно церковными делами в приходе занимался его настоятель. Староста сочетал в себе церковные и административно-управленческие функции. Он, получив полномочия прихожан, занимался вопросами сбора и распределения местных налогов, проблемами состояния дорог, мостов, благоустройства улиц и др.

Призрение бедных и нуждающихся осуществлялось приходами благодаря наличию церковных касс. Ими заведовали казначеи и кассиры, являвшиеся нередко диаконами. На собрании прихожан решался вопрос о том, кому и каким образом необходимо оказать помощь. Поддержка нуждающимся оказывалась продуктами, одеждой, деньгами. Пособие от прихода раздавалось в церкви после богослужения или же доставлялось бедным на дом диаконами, низшими чинами кассы, другими церковнослужителями. В таком случае осуществлялось непосредственное общение с бедными, что позволяло лучше узнать их реальную нужду и сделать помощь более действенной. Используя средства церковной кассы, члены приходской общины заблаговременно запасали в большом количестве хлеб, картофель и другие продовольственные продукты, чтобы при необходимости раздать их неимущим бесплатно или по низкой цене. Приход также проявлял заботу о трудоустройстве бедных и безработных прихожан. В некоторых случаях практиковалась выдача денежных ссуд для ремесленного или торгового дела.

В XVI — первой половине XVII в. при церковных приходах стали создаваться благотворительные школы, где дети бедноты могли бесплатно научиться грамоте, письму, счету, а также получить основы знаний о христианской религии. В некоторых таких школах детей обучали и ремеслу (шитью,

вязанию, сапожному, гончарному делу и др.). В ряде французских Городов, и прежде всего в Париже, благотворительные школы в середине XVII в. функционировали во многих католических приходах.

Преимущественно протестантские церковно-приходские общины создавались в Северной Америке на заре ее европейской колонизации (рубеж XVI—XVII в.). В них была развита система взаимопомощи и общественной поддержки. Она включала в себя такие формы, как помещение бедных в семьи соседей при компенсационных затратах общины, сокращение до минимума размера приходских пошлин для бедных, предоставление им за счет прихода бесплатного медицинского обслуживания и др. В приходах здешних колонистов была даже учреждена специальная должность попечителя по призрению бедных. Он занимался не только вопросами призрения нуждавшихся в помощи жителей прихода, но и осуществлял профилактические меры по предупреждению наплыва сюда нежелательных переселенцев.

Значительные усилия в сфере общественного призрения предпринимали в средневековье городские самоуправления. Во Франции в XIII в. король мог предоставлять городам самоуправленческие функции — права коммун. Эта его воля закреплялась в специальной хартии вольностей. Во главе городских самоуправлений стояли мэры, обеспечивавшие соблюдение законности и нормального жизнеобеспечения на вверенной им территории. Одной из обязанностей градоначальников было оказание помощи бедным путем содействия их трудоустройству. В записи обычного права «Кутюмы Бо-вези», составленной в 1282 г. королевским юристом Филиппом де Бомануаром, содержался специальный раздел, посвященный городским коммунам и их правам. Там отмечалось, что в условиях городского самоуправления богатые не должны сомневаться, что если они нарушат закон, то будут наказаны, и «пусть бедняки указанных городов могут мирно зарабатывать себе на пропитание». Однако становилось все более очевидным, что одним трудоустройством проблемы бедности и нищеты на муниципальном уровне не решить. Ведь многие бедные не в состоянии были работать и нуждались в продолжительной помощи и уходе.





В период классического и позднего средневековья городские самоуправления стали учреждать богадельни, лечебницы для бедных и неизлечимых больных, приюты для сирот и другие социальные учреждения. В 1374 г. местные власти итальянского города Милана открыли и содержали специальный «чумной дом», где получали уход заразнобольные люди. Городские советы многих германских городов на рубеже XIV—XV вв. надзирали за имевшимися богадельнями и учреждали на свой счет новые. В некоторых городах стали вводиться должности городских попечителей о бедных и надзирателей за бедными. Городские магистраты брали на себя функции опекунов сирот, слепых, немых, калек, умалишенных и другие лиц, нуждавшихся в постоянной помощи и заботе.

В XV—XVI вв. во многих европейских странах обостряется проблема нищенства. Верховные власти стали возлагать на городские самоуправления функции содействия полицейскому надзору за нищими и бедными. Для регламентации борьбы с профессиональным нищенством на городском уровне были учреждены специальные уставы о нищих, по которым лица, не желавшие трудиться, изгонялись из городов. Например, по Нюрнбергскому уставу 1478 г. просить милостыню могли лишь те из них, кто получал на это разрешение от почтенного городского совета. Кроме того, они должны были носить на одежде опознавательный знак, который им выдавался городским советом. Те же лица, которые просили милостыню без разрешения и знака, изгонялись из Нюрнберга на целый год и не имели права приближаться к нему на расстояние одной мили. Прежде чем получить разрешение и знак, каждый нищий должен был рассказать членам городского совета о своем имущественном, физическом состоянии и семейном положении. Лишь после этого принималось соответственное решение. Жителям Нюрнберга запрещалось без специального разрешения держать у себя нищего более трех дней. По городскому уставу о нищих за нарушение этого требования горожане подвергались штрафным санкциям.

В первой половине XVI в. наряду с городскими уставами о нищих стали появляться и городские уставы о призрении

бедных. В последних регулировался не только административно-полицейский надзор за профессиональными нищими, но и определялись некоторые меры их призрения. В числе таких уставов, действовавших в германских городах, можно назвать Аугсбургский (1522 г.), Нюрнбергский (1522 г.), Страсбур-гский (1523 г.), Магдебургский (1524г.), Гамбургский (1529 г.) и др. Этими уставами регламентировалась, наряду с прочим, деятельность попечительств (попечений) о бедных. При них учреждались городские «общинные кассы», где сосредоточивались средства от пожертвований, завещаний, добровольных сборов. Для пополнения кассы практиковались и церковные кружечные сборы. Собранные деньги направлялись на оказание помощи лицам, действительно нуждавшимся в ней. В позднем средневековье между гражданскими и церковными общинами городов не существовало явного разделения. А значит, средства «общинной кассы» и «церковной кассы» в реальной жизни могли быть объединены для решения общих нужд призрения.

Разновидностью немецких городских попечительств о бедных были французские муниципальные службы подаяний, активно функционировавшие в середине XVI в. в Париже, Лионе, Руане и других городах. Эти службы организовывали раздачу хлеба нетрудоспособным нищим и бедным, подыскивали работу для здоровых нищих, оказывали помощь сиротам и подкидышам, назначали пособие для приданого дочерям бедняков, устраивали детей бедных горожан в школу, содействовали организации общественных работ и др. Наряду с призрением службы подаяний выполняли и административно-полицейские функции. Например, городское самоуправление Лиона разместило местную службу подаяний в одной из башен городских стен, где имелась темница, которая стала использоваться как тюрьма для бродяг и нищих, нарушавших законы и предписания местных властей.

Городские муниципалитеты ряда стран средневековой Европы занимались организацией общественных работ. Такие работы в XVI в. во Франции проводились в Париже, Руане и других городах. В них участвовали сотни и даже тысячи нищих и бедных, трудившихся за хлеб и небольшую сумму денег. Занятые на общественных работах люди благоустраива-





ли улицы, площади, сооружали городские укрепления, высаживали деревья и др. Однако не следует преувеличивать значение этой формы общественного призрения. Нередко такие работы прерывались из-за недостатка средств на их проведение.

Таким образом, в период средневековья важнейшими направлениями социальной помощи были церковно-монас-тырская благотворительность и общественное призрение. В церквях и монастырях обездоленные люди получали не только подаяние, но и находили приют, необходимый уход. Эпоха Реформации внесла определенные изменения в эту систему помощи. Стало ослабевать влияние монастырей, многие из которых лишались земельных владений и теряли возможность проводить активную благотворительную деятельность. Их функции по призрению стали переходить к местным церковным приходам и городским общественным управлениям. В сельской местности приходская деятельность в сфере призрения по сути дела смыкалась с общинной помощью. Сохранялась роль различных ассоциаций, профессиональных товариществ в деле социальной помощи. Но потребность общества в поддержке обездоленных была значительно выше, чем она им оказывалось в реальной жизни. При всей своей значимости церковно-монастырская благотворительность и общественное призрение оставались в рассматриваемую эпоху слабоорганизованными.

Наши рекомендации