Случаи и порядок принудительного изъятия имущества у собственника
При прекращении права собственности на имущество, которое не может принадлежать данному лицу в силу закона (ст. 238 ГК), подразумевается прежде всего защита публично-правовых интересов. Речь идет о тех видах имущества, которые по прямому указанию закона либо изъяты из оборота, то есть могут находиться исключительно в государственной собственности, либо ограничены в обороте, в частности подлежат приобретению лишь по специальному разрешению государственных органов (ст. 129). Если такого рода имущество (например, оружие, сильнодействующие яды и наркотики, валютные ценности и т. д.) оказалось у обладателя незаконно, никаких вещно-правовых последствий, тем более права собственности, это обстоятельство не порождает. Но если данные вещи оказались у лица на законном основании (например, оружие или валютные ценности перешли от одного гражданина к другому в порядке наследования по закону либо от одного юридического лица к другому при реорганизации), однако само это лицо по закону лишено возможности обладать ими на праве собственности, эти вещи подлежат принудительному отчуждению в силу правил ст. 238 Кодекса.
Владелец такого имущества вправе сам произвести его отчуждение любым допускаемым законом способом (разумеется, управомоченному на приобретение в собственность лицу) в течение года, если только специальным законом не предусмотрен иной, как правило более короткий, срок. Если этого не произошло, суд может принять решение либо о принудительной продаже такого имущества, либо о его передаче в государственную или муниципальную собственность. Содержание такого решения определяется прежде всего характером и назначением соответствующей вещи. Очевидна, например, нецелесообразность принудительной продажи с публичных торгов оружия или сильнодействующих ядов при отсутствии у их владельца специального разрешения на их хранение или использование. Такие объекты в данной ситуации просто перейдут в публичную собственность. Однако в обоих случаях бывший собственник вправе требовать компенсации за утраченное имущество (в виде вырученной от продажи суммы за вычетом необходимых расходов по реализации вещи либо определенной судом компенсации).
Особый случай принудительного изъятия недвижимого имущества предусмотрен ст. 239 ГК. Речь здесь идет о ситуациях, когда земельный участок (либо участок недр, акватории и тому подобных природных объектов) изымается у собственника в публично-правовых интересах, например для прокладки магистрали, строительства каких-либо объектов и т. п. Если на таком участке находятся здания, сооружения или иное недвижимое имущество, собственник этих объектов (который вовсе не обязательно совпадает в одном лице с собственником земельного участка) вправе получить за них соответствующую компенсацию.
Для такого собственника п. 1 ст. 239 ГК предусматривает следующие гарантии. Во-первых, выкуп у него недвижимого имущества либо его продажа с публичных торгов возможны только по решению суда, но не в административном порядке. Во-вторых, обязательным условием изъятия является доказанность в суде невозможности использования изымаемого участка без прекращения прав собственника находящейся на участке недвижимости. В-третьих, земельное и иное законодательство может предусмотреть альтернативу изъятию в виде переноса зданий или сооружений на новый участок за счет средств того, в чьих интересах производится изъятие, либо строительства за его счет новых аналогичных сооружений (как это, например, предусмотрено остающейся пока в силе ст. 55 Земельного кодекса 1991 года). Конкретный порядок изъятия недвижимости и компенсаций за нее определен для этих случаев правилами ст. 279-282 и 284-286 ГК. К сожалению, эти правила находятся в гл. 17 ГК, не вступившей пока в действие, а потому также не могут считаться действующими до момента вступления в силу нового Земельного кодекса. В их отсутствие следует руководствоваться общими правилами ст. 239 ГК и нормами действующего земельного и природоресурсного законодательства.
Принудительный выкуп у собственника бесхозяйственно содержимых им культурных ценностей допускается правилами ст. 240 ГК при наличии следующих условий. Прежде всего, дело должно касаться не любых, а только особо охраняемых государством культурных ценностей. В настоящее время их правовой режим определяется Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 года N 1487, а также постановлением Правительства РФ от 30 ноября 1992 года N 919 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации"<187>. В соответствии с этими актами такого рода объекты подлежат включению в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В судебном порядке требуется установить не только факт бесхозяйственного содержания этих ценностей, но и реальную угрозу утраты ими своего значения в результате соответствующего бездействия или действий их собственника. Речь здесь идет о частных собственниках, ибо бесхозяйственное содержание особо охраняемых государством культурных ценностей не может стать основанием для их изъятия у публичного собственника и передачи собственнику частному (например, какой-либо общественной организации), поскольку речь тогда шла бы об их приватизации, не предусмотренной законом.
Наконец, и при наличии указанных выше обстоятельств, подтвержденных в судебном порядке, собственник изымаемых культурных ценностей все равно получает за них компенсацию - либо в виде вырученной от их продажи суммы, либо в виде иной компенсации, установленной по соглашению с выкупающей их публично-правовой организацией или решением суда.
Новым для нашего законодательства правилом является ст. 241 ГК, впервые предусмотревшая возможность принудительного выкупа у собственника принадлежащих ему домашних животных, если он допускает к ним негуманное отношение. По смыслу закона, говорящего о "явном противоречии" поведения собственника правилам и нормам гуманного обращения с животными, речь должна идти о случаях грубого, вызывающе безнравственного и негуманного отношения к домашним животным со стороны их собственников, что и составляет основание для их принудительного выкупа.
Такой выкуп допустим только при наличии специального судебного решения, а также уплате собственнику животного соответствующей компенсации (размер которой в случае спора также определяется судом). Таким образом, данные правила закрепляют баланс интересов общества, требующего гуманного обращения с домашними животными, и собственника.
Предусмотренные ст. 242 ГК случаи реквизиции, то есть принудительного изъятия у собственника его имущества в неотложных общественных интересах, но с обязательной компенсацией, представляют собой традиционное для всякого правопорядка основание прекращения частной собственности граждан и юридических лиц. Вместе с тем правила Кодекса и здесь устанавливают четкую регламентацию и особые гарантии интересов собственника.
Раскрывая понятие реквизиции, п. 1 ст. 242 ГК устанавливает ее допустимость только в обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и т. п.). Подчеркивается, что такое изъятие может производиться исключительно в интересах общества. Изъятие имущества у частного собственника путем реквизиции в силу чрезвычайности обстоятельств, при которых оно допускается, может производиться по решению "государственных органов". Это не требует обязательного судебного решения, но вместе с тем означает недопустимость такого изъятия по решению муниципальных органов. Порядок и условия изъятия имущества путем реквизиции должны определяться специальным законом, который, однако, в силу правила п. 2 ст. 3 ГК должен соответствовать общим положениям ст. 242 ГК.
В качестве новых, дополнительных гарантий защиты интересов собственника реквизированного имущества предусмотрены, во-первых, возможность судебного оспаривания размера компенсации, выплаченной за реквизированное имущество (п. 2 ст. 242 ГК); во-вторых, возможность истребования по суду сохранившегося реквизированного имущества при отпадении обстоятельств, послуживших основанием для его реквизиции. Возможные при этом расчеты между прежним и новым собственниками будут производиться по нормам обязательств из неосновательного обогащения (ст. 133 Основ).
К числу оснований изъятия у собственника имущества помимо его воли и без компенсации относится прежде всего обращение взыскания на его имущество по его долгам, прямо предусматриваемое теперь ст. 237 ГК. Такое изъятие по общему правилу допустимо только на основании судебного решения. Законом могут быть предусмотрены случаи такого рода изъятий и во внесудебном порядке, например при обращении взыскания на имущество по исполнительным надписям нотариусов. Важно, чтобы такие случаи предусматривались именно законом, а не подзаконным актом (ст. 3). Не исключено их возникновение и по договору, например при обращении залогодержателем взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке - по нотариально удостоверенному соглашению с залогодателем (абз. 2 п. 1 ст. 349).
В п. 2 ст. 237 ГК прямо определен момент прекращения права собственности на имущество должника, ставшее объектом взыскания кредиторов. Право собственности на такое имущество прекращается у прежнего владельца с момента возникновения права собственности на него у приобретателя. До этого момента собственник-должник несет и риск, и бремя собственности (ст. 210, 211).
Другим основанием принудительного изъятия имущества у собственника без компенсации является его конфискация, представляющая собой санкцию, примененную к собственнику за совершенное им правонарушение (ст. 243 ГК). Такая санкция может быть применена к собственнику за совершение уголовного преступления (в соответствии с нормами Уголовного кодекса) либо иного правонарушения (обычно административного). Для гражданских правонарушений конфискационные последствия не характерны. Едва ли не единственным исключением из этого правила являются нормы ст. 169 ГК, предусматривающей возможность безвозмездного изъятия имущества в доход государства в виде санкции за умышленное совершение сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности. Однако во всех без исключения случаях санкция в виде конфискации имущества должна быть прямо предусмотрена законом, а не подзаконным актом.
По общему правилу конфискация осуществляется только в судебном порядке. Административный порядок конфискации может предусматриваться законом (например, при изъятии предметов контрабанды таможенными органами, незаконных орудий охоты и лова - органами охраны природы и т. д.). Однако в этом случае изъятие может быть обжаловано в суд согласно правилу п. 2 ст. 243 ГК, даже если оно произведено на основании норм административного, а не гражданского законодательства, поскольку этим затрагивается право собственности, содержание и многие гарантии которого устанавливает именно гражданский закон.