Способ относительных разниц

Применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя. Этот способ применяется в мультипликативных и мультиадетивных моделях следующего типа:

V=(A-B)*C

V=A*(B-C)

Эффективность применения этого способа проявляется в том случае, если исходные данные уже содержат относительные приросты показателей в % или коэффициентах. Для определения влияния факторов на результативный показатель необходимо определить влияние абсолютной величины, т.е. разделить базисное значение на плановое значение, на значение предыдущих периодов и др. и будет иметь следующий вид:

1)∆V`a = Способ относительных разниц - student2.ru *100% = Способ относительных разниц - student2.ru *100% = ( Способ относительных разниц - student2.ru – 1)*100%

2) ∆V`b = Способ относительных разниц - student2.ru * 100% = Способ относительных разниц - student2.ru * Способ относительных разниц - student2.ru * 100%

53. Понятие платёжеспособности и ликвидности предприятия.

Платёжеспособность – это возможность предприятия наличными денеж ресурсами своевременно погасить свои платёжные обязательства. Различают текущую платёж-ть ,к-я сложилась на текущий момент времени, и перспективную платёже-ть , к-я ожидается в краткосрочной, среднесроч и долгосроч перспективе. Текущая платёже-ть означ наличие в достаточном объёме денежных средств и их эквивалентов для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Основными индикаторами текущей платёже-ти является наличие достаточной суммы денежных средств и отсутствие у предприятия просроченных долговых обязательств. Песпективная платёже-ть обеспечивается согласованностью обязательств и платёжных средств в течение прогнозного периода, к-я в свою очередь зависит от состава, объёмов и степени ликвид-ти текущих активов, а также от объёмов, состава и скорости созревания текущих обязательств к погашению. При внутреннем анализе платёже-ть прогнозируется на основании изучения денежных потоков. Внешний анализ платёже-ти осущ-ся на основе изучения показателей ликвид-ти. Различают такие понятия как ликвид-ть активов, баланса и предприятия. -тью Под ликвид актива понимается способность его трансформации в денеж ср-ва, а степень ликвид-ти актива определяется промежутком времени, необходимом для его превращения в денежную форму. Ликвид-ть баланса- возможность субъекта хоз-я обратить активы в наличность и погасить свои платёжные обязательства, а точнее –это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения к-х в денеж наличность соответствует сроку погашения платёжных обязательств. Ликвид-ть предприятия-способность занимать ср-ва из разных источников, увеличивать акционерный капитал, продавать активы, быстро реагировать на конъюнктуру рынка и т.д. Понятие платёже-ти и ликвид-ти очень близки меж собой. От степени ликвид-ти баланса зависит платёжеспособность предприятия. Ликвидность баланса, к-я базируется на равновесии активов и пассивов, является основой платёжеспособности и ликвидности предприятия.

41. Методика анализа прибыли по системе «директ-костинг».

Данная методика анализа прибыли базируется на разделении производственных и сбытовых издержек на постоянные и переменные, а также на категории маржинального дохода.

Система «директ-костинг» позволяет более полно учитывать взаимосвязь между показателями и точнее определять влияние факторов.

При анализе прибыли по отечественной методике применяется следующая ФМ:

ПР = К*(Ц-З)

При ее использовании исходят из того, что прибыль изменяется пропорционально объему реализации.

Вместе с тем здесь же учитывается взаимосвязь объема производства или реализации продукции и ее себестоимости.

При Способ относительных разниц - student2.ru объема производства себестоимость единицы продукции снижается, так как обычно возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных расходов остается, как правило, без изменений.

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов этой зависимости используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход (МД).

МД – это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия:

МД = ПР+Зпост Способ относительных разниц - student2.ru ПР = МД-Зпост

Если известно количество реализованной продукции и ставка маржинального дохода в цене за 1 продукции, то при анализе прибыли от реализации одного вида продукции применяется следующая ФМ:

ПР = К*Смдпост ; Смд = Ц-УЗпер , где:

Смд – ставка маржинального дохода.

ФМ: ПР = К*(Ц-УЗпер)-Зпост

Формула используется для анализа прибыли от реализации одного вида продукции.

Таким образом, Σ прибыли изменяется за счет:

- количества реализованной продукции;

- цены;

- уровня удельных переменных затрат.

Для анализа прибыли в условиях многономенклатурного производства кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать еще и влияние структуры реализованной продукции.

В данном случае используется модель:

Способ относительных разниц - student2.ru ,где:

МД = В* Способ относительных разниц - student2.ru

В – выручка;

Способ относительных разниц - student2.ru - средняя доля маржинального дохода.

Средняя доля маржинального дохода Способ относительных разниц - student2.ru зависит от:

1. удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки ( Способ относительных разниц - student2.ru ).

2. доли маржинального дохода в выручке по каждому виду продукции ( Способ относительных разниц - student2.ru ).

Способ относительных разниц - student2.ru ; Способ относительных разниц - student2.ru

Способ относительных разниц - student2.ru - удельный вес каждого вида продукции в общей сумме выручки;

Способ относительных разниц - student2.ru - доля маржинального дохода в выручке по каждому изделию.

Способ относительных разниц - student2.ru

Расчет влияния факторов проводим в следующей последовательности:

1. Выручка от РП.

Показатели Условия расчета
Объем РП Структура РП Цена
1. Способ относительных разниц - student2.ru пл пл пл
2. Способ относительных разниц - student2.ru ф пл пл
3. Способ относительных разниц - student2.ru ф ф пл
4. Способ относительных разниц - student2.ru ф ф ф

2. Средняя доля маржинального дохода в выручке:

Способ относительных разниц - student2.ru

Показатели Условия расчета
Объем и структура Цена РП Переменные затраты
1. Способ относительных разниц - student2.ru пл пл пл
2. Способ относительных разниц - student2.ru ф пл пл
3. Способ относительных разниц - student2.ru ф ф пл
4. Способ относительных разниц - student2.ru ф ф ф

3. Расчет показателей прибыли от РП.

Показатель Условия расчета
Объем РП Структура Цена Переменные затраты Постоянные затраты
1. Способ относительных разниц - student2.ru пл пл пл пл пл
2. Способ относительных разниц - student2.ru ф пл пл пл пл
3. Способ относительных разниц - student2.ru ф ф пл пл пл
4. Способ относительных разниц - student2.ru ф ф ф пл пл
5. Способ относительных разниц - student2.ru ф ф ф ф пл
6. Способ относительных разниц - student2.ru ф ф ф ф ф

Влияние факторов на прибыль от реализации продукции определяется следующим образом:

1. Изменение объема РП: ΔПРк = ПРусл1 - ПР0

2. Изменение структуры: ΔПРстр = ПРусл2 - ПРусл1

3. Изменение цены: ΔПРц = ПРусл3 - ПРусл2

4. Изменение переменных затрат: ΔПРУЗпер = ПРусл4 - ПРусл3

5. Изменение постоянных затрат: ΔПРЗпост = ПР1 - ПРусл4

43. Методика анализа рентабельности по системе «директ-костинг».

Анализ по методике «директ-костинг» учитывает взаимосвязь затраты-объем-прибыль.

Расчет рентабельности единицы изделия проводится по следующей ФМ:

Способ относительных разниц - student2.ru

Показатели Условия расчета
К Ц УЗпер H
1. Способ относительных разниц - student2.ru пл пл пл пл
2. Способ относительных разниц - student2.ru ф пл пл пл
3. Способ относительных разниц - student2.ru ф ф пл пл
4. Способ относительных разниц - student2.ru ф ф ф пл
5. Способ относительных разниц - student2.ru ф ф ф ф

Влияние факторов.

Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используется следующая ФМ:

Способ относительных разниц - student2.ru

Последовательно заменяя плановый или базисный уровень каждого показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора можно определить изменение уровня рентабельности за счет следующих факторов:

- изменение объема РП;

- изменение структуры РП;

- изменение цены РП;

- изменение удельных переменных затрат;

- изменение постоянных затрат.

44. Анализ резервов роста прибыли и рентабельности.

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции.

Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта, повышение цен и т. д.

1. Способ относительных разниц - student2.ru

Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв роста УЗпер реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.

2. Подсчет резервов Способ относительных разниц - student2.ru прибыли за счет снижения себестоимости ТП осуществляется следующим образом:

Способ относительных разниц - student2.ru

Резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста.

3. Аналогично рассчитывается резерв Способ относительных разниц - student2.ru прибыли за счет Способ относительных разниц - student2.ru цены;

- повышение качества продукции;

- поиска более выгодных рынков сбыта.

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются: увеличение суммы прибыли от РП (Р Способ относительных разниц - student2.ru П) и снижение себестоимости товарной продукции.

Способ относительных разниц - student2.ru , где:

Р Способ относительных разниц - student2.ru П – резерв роста прибыли от реализации;

РПв – возможный объем реализации.

Резерв повышения уровня рентабельности капитала:

Способ относительных разниц - student2.ru ,где:

К1 – фактическая среднегодовая сумма основного и оборотного капитала;

Способ относительных разниц - student2.ru – резерв сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости;

Способ относительных разниц - student2.ru – дополнительная сумма основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли.

3. Связь анализа с управлением

В настоящее время АХД рассматривается в качестве одной из функций управления производством. Место анализа в системе управления упрощенно можно отразить схемой:

Способ относительных разниц - student2.ru

Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета, анализа и при­нятия управленческих решений.

1. Планирование определяет направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Планирование задает цели хозяйственной деятельности и способы их достижения, т.е. задается плановый уровень технико-экономических показателей и конечных результатов производства.

2. Хозяйственный учет обеспечивает постоян­ный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом выполне­ния планов и производственных процессов, т.е. фиксирует фактическое состояние объекта управления и отдельных технико-экономических показателей.

3. Информация о ходе выполнения плана, результатах хо­зяйственной деятельности проходит аналитическую обработку. В процессе анализа проводится сравнение дос­тигнутых результатов производства с данными за прошлые от­резки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; оцениваются отклонения от плановых показателей; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются неиспользованные возможности, и т.д.

5. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения о воздействии на объект управления, разрабатываются меры по выполнению принятого решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обес­печивает его объективность и эффективность. Таким обра­зом, экономический анализ - это функция управления, которая обеспечивает научность принятия решений.

6. В ходе анализа также создается информация для следующего планового цикла. АХД играет важную роль в подготовке информации для планирования, оценке ка­чества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения планов. Утверждение планов для предприятия по существу также представляет собой при­нятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитыва­ются результаты выполнения предыдущих планов, изучаются тенденции развития экономики предприятия, выявляются и учи­тываются дополнительные резервы производства.

АХД является средством не только обоснования планов, но контроля за их выполнением. Планирование начинается и заканчивается анализом результатов деятельности предприятия. АХД позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным.

15. Способы измерения влияния факторов в детерминированном анализе.

В детерминированном факторном анализе (ДФА) используются следующие способы: цепной подстановки, индексный, абсолютных разниц, относительных разниц, пропор­ционального деления, долевого участия, интегральный, логарифмирования и др.

Первых 4 способа основываются на методе элиминирования. Элимини­рование – это прием, при котором для определения влияния на изучаемый объект каждого фактора в отдельности устраняется влияние всех факторов, кроме одного, влияние которого на результативный показатель и рассчитывается. Т.е. этот метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: сначала изменяется один, а все другие остаются без изменения, потом изменяются два, затем три и т.д., при не­изменности остальных. Это позволяет определить влияние каждого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности

Содержание и задачи АФС.

Финансовое состояние предприятия (ФСП) – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени, т.е. способность субъекта хозяйствования функциониро­вать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, га­рантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность, гибкую структуру капитала, умение организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение до­ходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самовоспроизводства.

ФСП характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормальной производственной, коммерческой и других видов деятельности предприятия, целесообразностью и эффективностью их размещения и использования, финансовыми взаимоотношениями с другими субъектами хозяйствования, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Фи­нансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности.

Основные задачи финансового анализа:

1. Своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при раз­нообразных вариантах использования ресурсов.

3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и ук­репление финансового состояния предприятия.

Для оценки ФСП, его устойчивости используется система показателей, характеризующих:

а) наличие и размещение капитала, эффективность и интен­сивность его использования;

б) оптимальность структуры пассивов предприятия, его фи­нансовую независимость и степень финансового риска;

в) оптимальность структуры активов предприятия и степень производственного риска;

г) оптимальность структуры источников формирования обо­ротных активов;

д) платежеспособность и инвестиционную привлекатель­ность предприятия;

е) риск банкротства (несостоятельности) субъекта хозяй­ствования;

ж) запас его финансовой устойчивости (зону безубыточного объема продаж).

Различают внутренний и внешний АФС.

Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его целью является обеспечение планомерного поступления денежных средств и размещение собственных и за­емных средств таким образом, чтобы создать условия для нор­мального функционирования предприятия, получения максимума прибыли и исключения риска банкротства.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Учредители и инвесторы проводят АФС с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки – для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики – для своевременного получения платежей, налоговые инспекции – для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. То есть целью внешнего анализа является уста­новление возможности выгодно вложить средства, чтобы обеспе­чить максимум прибыли и исключить риск потери.

Основные источники информации для АФС предприятия: отчетный бухгалтер­ский баланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении капитала, о движении денежных средств и другие формы отчетности, дан­ные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.


Наши рекомендации