Способ относительных разниц в экономическом анализе.

Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных моделях. Здесь используются относительные приросты факторных показателей, выраженные в виде коэффициентов или процентов. Рассмотрим методику расчёта влияния факторов этим способом для мультипликативных моделей типа У = а * b * с.

Изменение результативного показателя определяется следующим образом: ∆Уа = Упл *_∆ а ;

а пл

∆Уb = (Упл + ∆Уа) * ∆ b_

bпл

∆Ус = (Упл + ∆ Уа + ∆Уb) * ∆с__

с пл

Согласно этому правилу для расчёта влияния первого фактора необходимо плановую величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в виде десятичной дроби.

Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к плановой величине результативного показателя прибавить изменение его за счёт первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора.

Влияние третьего фактора определяется аналогично: к плановой величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост за счёт первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора и т.д.

Здесь также необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сумма прироста результативного показателя за счёт отдельных факторов равняется его общему приросту.

9.Общая оценка объема выпуска продукции и реализации продукции. Задачи анализа и источники информации.

Объём производства и объём реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Предприятие должно производить только те товары и в таком количестве, которые оно может реализовать. В то же время предприятие всегда должно быть готово к тому, чтобы изменить ассортимент выпускаемой продукции, расширить номенклатуру предлагаемых изделий или даже перейти на выпуск новых видов продукции, если таковы будут требования рынка.

Основные задачи анализа:

1) оценка выполнения предприятием договорных обязательств по поставкам продукции,

2) оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции,

3) выявление изменений в ассортименте продукции и определение их влияния на выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении,

4) оценка качества производимой продукции,

5) комплексное изучение факторов, оказывающих влияние на выполнение плана производства и реализации продукции,

6) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции,

7) разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Источниками информации для проведения анализа производства и реализации продукции служат «Баланс предприятия» (ф. № 1), «Отчёт о финансовых результатах» (ф. № 2), «Приложение к балансу предприятия» (ф. № 5), данные бухгалтерского учёта о производстве продукции, о поступлении продукции на склад и реализации готовой продукции, данные бизнес-планов.

Объём производства и реализации продукции может выражаться в натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объёма деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки.

Для характеристики объёма производства и реализации продукции в стоимостном выражении используются показатели валовой, товарной и реализованной продукции.

Валовая продукция – это стоимость всей произведённой продукции и выполненных работ, включая незавершённое производство и внутрихозяйственный оборот.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в неё не включают остатки незавершённого производства и внутрихозяйственный оборот.

Реализованной считается продукция, отгруженная и оплаченная покупателями.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчёта базисных и цепных темпов роста и прироста. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Нарушение плана договорных обязательств оборачивается для предприятия потерей рынков сбыта продукции, спадом производства, уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций.

Недопоставка продукции отрицательно влияет и на работу торговых организации, предприятий-смежников, транспортных организаций.

10.Анализ невостребованной продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо также оценить риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на неё. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Чтобы избежать отрицательных последствий, необходимо изучить внутренние и внешние причины возникновения невостребованной продукции.

Внутренние причины: неверно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия; снижение конкурентоспособности продукции из-за низкого качества сырья, оборудования, низкой квалификации персонала; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.

Внешние причины: неплатёжеспособность покупателей; социально-экономические, политические и другие причины.

Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, рекламу превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот.

Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет включать только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной и послепроизводственной стадиях, то это может серьёзно пошатнуть финансовое состояние предприятия. В этом случае в сумму ущерба кроме указанных расходов войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.

В зависимости от стадий обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными. На предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим. На производственной стадии ещё можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок. На послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, т.к. невостребованная продукция – это прямой убыток для предприятия.

11. Анализ ассортимента и структуры продукции.

Для поддержания жизнеспособности предприятия и обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей продукции необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объёму продукции, но также и по ассортименту (номенклатуре).

Номенклатура – перечень наименований изделий, выпускаемых предприятием, и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском классификаторе промышленной продукции (ОКПП).

Ассортимент – перечень наименований выпускаемой предприятием продукции с указанием объёмов выпуска по каждому её виду.

Различают основной и дополнительный ассортимент выпускаемой продукции. К основному ассортименту относится продукция (услуги), пользующаяся повышенным спросом. Дополнительный ассортимент должен увеличить спрос на основной (например, бортовой компьютер в легковом автомобиле и т.д.).

Расширение ассортимента выпускаемой продукции является для предприятия наиболее надёжным средством привлечения покупателей с различными вкусами и потребностями и развивается в различных направлениях.

Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции даёт одноимённый коэффициент, уровень которого определяется отношением объёма производства продукции, зачтённого в выполнение плана по ассортименту, к плановому (базовому) объёму. При этом в выполнение плана по ассортименту засчитывается фактический выпуск продукции каждого вида, но не более запланированного.

При проведении ассортиментной политики необходимо учитывать жизненный цикл рыночного продукта и в соответствии с этим изменять маркетинговую стратегию предприятия. Жизненный цикл товара на рынке состоит из пяти фаз:

1) разработка товара,

2) введение товара на рынок;

3) развитие (рост продажи);

4) зрелость, насыщение и стабилизация рынка;

5) сокращение реализации (умирание рынка) и обновление рыночного продукта.

Особое место в стратегии управления бизнесом принадлежит обновлению ассортимента реализуемого продукта, т.к. выход на рынок с новыми и усовершенствованными товарами – это залог роста и выживания предприятия. Предприятия, первыми предложившие новинку, в течение какого-то времени владеют всем рынком и могут наладить выгодный сбыт прежде, чем в дело вмешаются конкуренты.

Увеличение объёма производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению её структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других – уменьшается.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объём выпуска в стоимостной оценке, МЕ, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.

Расчёт влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей производится по данным таблицы 2. Для этого рассчитаем коэффициенты выполнения плана по выпуску продукции в стоимостном и натуральном выражениях:

Кст = 83 600/80 000 = 1,045, Кн = 19 000/20 000 = 0,95.

Затем разность между полученными коэффициентами умножим на запланированный выпуск продукции в стоимостном выражении:

∆ ВПстр = (Кст – Кн)* ВПпл = (1,045 – 0,95)*80000 т.р. = + 7600 т.руб.

Таблица 2

Анализ структуры товарной продукции

Изделие Объём производства продукции, шт. Структура продукции, % Выпуск продукции, тыс. руб. Изменение ВП за счёт структуры, тыс. руб.
план факт план факт план Факт
А 10 000 13 300 50 000 66 500 + 19 000
Б 10 000 5 700 30 000 17 100 - 11 400
Сумма 20 000 19 000 80 000 83 600 + 7 600

На основе анализа структуры проводится анализ структурной активности, который основан на анализе изменения удельных весов отдельных видов продукции в общем объёме сбыта.

12.Анализ качества продукции.

Качество продукции (работ, услуг) является важным показателем деятельности предприятий. Его повышение обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов и в то же время позволяет более полно удовлетворять потребности покупателей. Высокий уровень качества продукции выгодно выделяет её из ряда аналогичных товаров (услуг), способствует повышению спроса на неё. Перед анализом качества продукции стоят следующие задачи:

1) изучение динамики показателей качества продукции,

2) оценка степени выполнения плана по их уровню,

3) выявление причин изменения качества,

4) оценка работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции.

Качество продукции – это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, надёжность и долговечность.Контроль за качеством продукции обычно производится на базе специально оборудованных лабораторий территориальных органов Госстандарта, санэпидемнадзора, торговой инспекции, обществ защиты прав потребителей. По каждому виду продукции (работ, услуг) существует специальный набор требований.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

К обобщающим показателям, характеризующим качество всей произведённой продукции независимо от её вида и назначения, относятся:

1) удельный вес новой продукции в общем её выпуске,

2) удельный вес сертифицированной продукции,

3) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам,

4) удельный вес экспортируемой продукции.

Индивидуальные (единичные) показатели качества характеризуют одно из её свойств:

1) полезность (зольность угля, содержание белка в продуктах питания),

2) надёжность (долговечность, безотказность в работе),

3) технологичность, характеризующая эффективность конструкторских и технологических решений (ТЕ, энергоёмкость),

4) эстетические и эргономические качества выпускаемой продукции.

Косвенные показатели–это штрафы за некачественную продукцию, удельный вес забракованной продукции, потери от брака, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации от покупателей.

Рекламации – это претензии потребителей в связи с поставкой продукции, качество которой не соответствует условиям договора или контракта на поставку продукции.

В процессе анализа необходимо определить влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (∆ВП), выручку от реализации (∆В) и прибыль (∆П).

Расчёт производится следующим образом:

∆ВП = (Ц1 – Ц0) * VВП1;

∆В = (Ц1 – Ц0) * VРП1;

∆П = (Ц1 – Ц0) * VРП1 – (С1 – С0) * VРП1.

В заключение анализа необходимо выявить резервы повышения качества продукции и разработать конкретные мероприятия по их использованию в производственной деятельности.

13.Определение резервов роста выпуска и реализации продукции.

В процессе анализа необходимо установить факторы изменения объёма производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы:

1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования: ВП = ЧР * ГВ; РП = ЧР * ГВ * Дв.

2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

ВП = ОПФ * ФО; РП = ОПФ * ФО * Дв.

3) обеспеченность производства сырьём и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗ * МО; РП = МЗ * МО * Дв.

Рис. 1ИСТОЧНИКИ РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЁМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ:

За счёт улучшения использования трудовых ресурсов
Повышение уровня труда производительности
Повышение интенсивности использования машин и оборудования
Сокращение расхода сырья и материалов на единицу продукции
Сокращение сверхнормативных отходов сырья и материалов
Более полное использование их фонда рабочего времени
Сокращение потерь рабочего времени
Дополнительное приобретение сырья и материалов
Приобретение дополнительных машин и оборудования
Создание дополнительных рабочих мест
Резервы роста объёма производства и реализации продукции
Резервы роста объёма производства продукции
Резервы сокращения остатков нереализованной продукции
За счёт улучшения использования сырья и материалов
За счёт улучшения использования основных фондов

14.Задачи анализа использования персонала предприятия. Источники информации. Большое значение для оценки эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии имеет показатель рентабельности персонала (отношение прибыли к среднесписочной численности промышленно-производственного персонала).

Rппп = Прибыль от реализации продукции и услуг * 100

Среднесписочная численность персонала

Факторную модель данного показателя можно представить следующим образом:

Rппп = П = П * В * ВП = Rоб * Дрп * ГВ,

ППП В ВП ППП

где Rппп – рентабельность персонала,

П - прибыль от реализации продукции,

ППП - среднесписочная численность промышленно-производственного персонала,

В - выручка от реализации продукции,

ВП - стоимость выпуска продукции,

Rоб - рентабельность оборота (продаж),

Дрп - доля реализованной продукции в общем объёме её выпуска

ГВ - среднегодовая выработка продукции одним работником.

Наши рекомендации