Транзакционный бизнес в России
Зарубежные банки, в отличие от российских, уже достаточно долго уделяли внимание развитию транзакционного бизнеса. Кризисы 2008г. и 2014г. наглядно показали, что банкам важно иметь иной стабильный источник дохода (кроме процентного дохода по ссудам). В связи с этим транзакционный бизнес стал одним из самых приоритетных направлений бизнеса в банковском секторе в текущих экономических условиях.
В отличие от кредитования, которое на сегодня приносит российским банкам основную прибыль, транзакционный бизнес менее чувствителен к кризисным явлениям экономики. В ситуации замедления промышленного производства малые и средние начинают меньше инвестировать в развитие бизнеса, однако объем и количество финансовых транзакций у них снижается не столь значительно, как потребность в заемном капитале. В связи с этим российские банки стараются развивать транзакционный бизнес, ведь переход к более стабильному источнику дохода возможен через развитие именно этого направления.
Расчетно-кассовое обслуживание возникло одновременно с возникновением банков, и в этом смысле можно сказать, что транзакционный бизнес был всегда. Однако российские банки до определенного момента не рассматривали расчетно-кассовое обслуживание как бизнес, т.е. как деятельность, направленную на извлечение прибыли. Считалось, что это некий побочный сервис, который нужно обязательно предоставить клиентам.
Несомненно, в том, что банки стали делать ставку на развитие транзакционного бизнеса, сыграли роль кризисные явления в экономике. Банки, как коммерческие организации, стремятся извлечь выгоду из любых операций. Однако если несколько лет назад еще можно было встретить банковские тарифы с бесплатным обслуживанием, то в сегодняшних условиях каждое действие обязательно тарифицируется[27].
Расчетное обслуживание, предоставляемое российскими банками, за последние несколько лет претерпевали значительные изменения. Появлялись на рынке новые услуги и совершенствовались старые, происходила адаптация продуктов под конкретные группы клиентов, копировались банками удачные находки конкурентов.
Банки стремятся развить транзакционный бизнес до такой степени, чтобы расчетное обслуживание было на самом высоком уровне. Развитие этих видов услуг для российских банков в последние годы шло по нескольким направлениям. Во главу угла ставилось достижение максимальной скорости проведения клиентских документов, что во многом было привлекательным для клиентов, и сегодня есть возможность в течение одного операционного дня проводить денежные средства сложными маршрутами платежей не только внутри одного банка, но и по территории всей страны. Кроме возможностей расчетно-кассовых центров (РКЦ) ЦБ, банки активно используют и собственные системы расчетов. На рынке уже появились услуги проведения внутрибанковских платежей корпоративных клиентов 24 часа в сутки по системам дистанционного банковского обслуживания. Эта новация призвана обеспечить мгновенное осуществление расчетов, в том числе межфилиальных, между любыми клиентами. Российские банки также активно развивают дистанционное обслуживание, ведь транзакционный бизнес немыслим без данного сервиса. Происходит совершенствование электронной системы «Клиент-банк» — еще одно направление, развитие которого привело не только к ускорению расчетов, но и придало новые качества традиционным услугам. Такой сервис позволяет проводить операции в круглосуточном режиме, и этот потенциал уже опережает возможности банковской системы по совершению платежей через РКЦ ЦБ РФ[28].
Доля клиентов, пользующихся услугами транзакционно бизнеса, составляет на рынке 40-50%, поэтому данное направление бизнеса за последние два года стало основополагающей деятельностью большинства коммерческих банков.
Например, ПАО «Промсвязьбанк» прилагает большие усилия в развитие новых продуктов и технологий, в центре которых находится система дистанционного обслуживания PSB On-Line. На сегодняшний день банк располагает большим набором услуг, куда входят счета и платежи, дистанционное обслуживание, банковские карты и эквайринг, услуги инкассации,cash-management,комплексное обслуживание, а также факторинг и торговое финансирование. Более 70% клиентов «Промсвязьбанка» приходят в банк за расчетно-кассовыми операциями[29]. По данным на 2013 год доходы от транзакционного бизнеса для банка превысили 40% от выручки[30].
В нестабильное время и в непростой экономической ситуации «Сбербанк» сохраняет лидирующие позиции и по-прежнему предлагает корпоративным клиентам высокий уровень обслуживания и качественные продукты для бизнеса. На данный момент банк предоставляет следующие услуги транзакционного бизнеса:
· комплекс услуг по ведению счетов, в том числе система дистанционного управления счетом;
· средства управления финансовыми потоками холдинговых структур;
· профессиональное сопровождение и оказание клиентам консультаций по вопросам внешнеэкономической деятельности;
· современные способы расчетов с помощью банковских карт;
· услуги по размещению временно свободных денежных средств;
· инкассационное обслуживание.
2015 год объявлен в Сбербанке годом транзакционного бизнеса. Ключевыми направлениями работы в данном направлении по праву считаются установка торговых терминалов и зарплатные проекты. Зарплатный проект – это своего рода привилегия для сотрудников компании: расплачиваясь за товары и услуги пластиковыми картами Сбербанка, потребители получают скидки и накапливают бонусы «Спасибо от Сбербанка». Здесь существует масса других возможностей для пользователей карт: автоплатеж, платеж за коммунальные услуги или оплата сотовой связи и интернета без комиссии, возможность контролировать поступление и расход средств в системах «Мобильный банк» и «Сбербанк Онлайн». Кроме того, в год «Транзакционного бизнеса» всех корпоративных клиентов Сбербанка ждут особые условия предоставления услуг для клиентов – индивидуальных предпринимателей, предприятий и организаций[31].
ВТБ выделил транзакционный бизнес в отдельное направление в 2011 году. В 2012 году ВТБ активно развивал данное направление бизнеса. Благодаря этому чистый непроцентный доход банка вырос на 23%. В этот же период были запущены новые продукты cash-management, пакетные приложения и новая система дистанционного обслуживания корпоративных клиентов. Банк повышал качество обслуживания клиентов за счет повышения продуктового ряда, оптимизации документооборота и совершенствования бизнес-процессов. В частности был расширен функционал сервисов «Банк-клиент» и «Интернет-клиент», а также запущен сервис «Мобильный клиент». На сегодняшний день в продуктовую линейку транзакционного бизнеса банка ВТБ входит: управление денежными средствами клиентов, их текущими счетами, вкладами, расчетами; операции с наличными денежными средствами, включая инкассацию; депозитарный бизнес и факторинг; решения для компаний с широкой сетью филиалов по объединению имеющихся у них ресурсов; индивидуальные решения для казначейств по централизации расчетов, бюджетированию, консолидации средств на счетах; услуги по проведению документарных операций с использованием всех видов и конструкций банковских гарантий и аккредитивов; международные платежи и валютный контроль[32].
Современная банковская система России столкнулась с новыми рисками. Здесь и недостаток зарубежной ликвидности, и усложнение общей экономической ситуации в стране. Последнее решение ЦБ РФ о повышении ключевой ставки ясно показало банкам и бизнесу: поступательного роста кредитного портфеля в ближайшем будущем не предвидится. Такие периоды становятся нелегким экзаменом для бизнеса, что бы ни говорилось о благоприятном времени для объективной оценки стратегий и возможных рисков развития. Банки же, реагируя на уменьшение кредитоспособности клиентов, будут предпринимать все новые и новые усилия для ускоренного развития безрисковых технологий, и в первую очередь — транзакционного бизнеса. Именно на этом направлении усилится конкурентная борьба в ближайшее время, целью которой будет наращивание клиентской базы в ожидании стабилизации российской экономики и возврата к наращиванию кредитной активности.