Бюджетная система и бюджетное устройство
Для выполнения своих функций государственный бюджет имеет разветвленную сеть структурных подразделений, которые обеспечивают концентрацию денежных средств и финансирование определенных программ и мероприятий на различных уровнях управления. Такая сеть структурных подразделений образует бюджетную систему.
Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на раз
личных территориальных уровнях страны.
Структура бюджетной системы государства определяется его бюджетным устройством, которое соответствует системе органов власти. Количество уровней бюджетной системы зависит от административно-территориального деления страны, так как каждый орган государственной власти имеет свой бюджет. Понятие бюджетного устройства государства включает организацию и принципы формирования системы бюджетов различных уровней; взаимоотношения между ними; бюджетные права и бюджетный процесс. Бюджетное устройство страны определяется государственным устройством.
Различают два вида бюджетных устройств: унитарное (простое или единое) и федеральное (сложное).
В унитарных государствах бюджетная система имеет два основных уровня: общегосударственный и местные бюджеты (рисунок 2).
В унитарном государстве орган государственного управления может быть единым или многоуровневым, но контроль за выполнением функций государственной власти закреплен за центральным правительством. Большинство из существующих в мире государств являются унитарными. К ним относятся многие страны: Италия, Ирландия, Франция, Турция, Япония, а также Республика Беларусь.
Рисунок 2. Структура бюджетной системы унитарного государства.
В федеральный государствах бюджетная система состоит из трех уровней (рисунок 3):
- общегосударственный бюджет - федеральный бюджет центрального правительства;
- бюджеты субъектов федерации;
- местный бюджеты.
Государства с федеральной системой: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Канада.
|
Рисунок 3. Структура бюджетной системы федерального государства.
Каждый вид бюджетного устройства имеет свои преимущества и недостатки (таблица 3).
Таблица 3. Характеристика бюджетных систем
Бюджетное устройство | Преимущества | Недостатки |
Унитарное | Централизация финансовых ресурсов в руках центрального правительства позволяет контролировать бюджетные потоки, оперативно направлять их на общегосударственные цели, определенные государственные и местные программы | Ущемление инициативы на местах, отсутствие гибкости и неповоротливости бюрократической машины. |
Федеральное | Децентрализованное принятие бюджетных решений, но и распределение полномочий, разделение государственной власти, обеспечение множественности национальных суверенитетов. | Усложнение процедуры контроля за бюджетными средствами, дублирование бюджетных программ и размывание ответственности. |
Бюджетная система Республики Беларусь в соответствии с Конституцией состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов.
Республиканский бюджет обеспечивает необходимыми денежными средствами финансирование мероприятий, имеющих общегосдарственное значение, играет первостепенную роль в регулировании экономическими процессами страны. В нем сосредоточено более половины всех централизованных ресурсов страны.
Местные бюджеты обеспечивают необходимыми ресурсами выполнение функций местных органов власти, существенно воздействует на удовлетворение бытовых, социальных потребностей населения, материальный и культурных уровень жизни граждан соответствующего региона.
Местные бюджеты состоят из:
1. Бюджетов первичного уровня – сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
2. Бюджетов базового уровня – районные и городские (городов областного подчинения);
3. Бюджетов областного уровня – областные бюджеты и бюджет г. Минска.
Свод бюджетов отдельных уровней государства называется консолидированным бюджетом.
Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельских советов, поселков городскою типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета.
Консолидированный бюджет области складывается из консолидированных бюджет районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.
Консолидированный бюджет Республики Беларусь включает республиканский бюджет, консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска.
Устройство бюджетной системы основывается на принципах: единства; полноты; сбалансированности; гласности; самостоятельности; эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов; достоверности; адресности и целевого назначения бюджетных средств; ответственности участников бюджетного процесса.
|
Рисунок 4. Бюджетная система Республики Беларусь.
Принцип единства означает, что бюджетная система обеспечивается единой базой, единой денежной системой, единым порядком регулирования бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единым порядком исполнения бюджета и ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Принцип полноты предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать сумме доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип гласности требует открытости для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год; решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликования в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; полноты представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).
Принцип самостоятельности обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением расходов государственных целевых бюджетных фондов; целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы; государственных займов; добровольных взносов; средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий; средств бюджета в соответствии с международными договорами; средств бюджета за пределами территории страны; иных случаев.
Принцип достоверности означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, соответствующей административно-территориальной единицы.
Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные ресурсы выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.
Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении.
Указанные стадии осуществляются в течение бюджетного периода - срока действия утвержденного бюджета. В Республике Беларусь бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря.
Различают также счетный период - это бюджетный период и льготный период после его окончания (1 месяц), в течении которого совершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый год.
Деятельность государства в течение срока от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета об его исполнении называется бюджетным циклом.
Участниками бюджетного процесса являются Президент, Парламент, Правительство, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, органы Комитета государственного контроля, Национальный банк, иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса: распорядители и получатели бюджетных средств: банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.
Составление проектов бюджетов. Составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов па очередной финансовый год осуществляется в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь, экономического и социального развития страны и соответствующих административно-территориальных единиц.
Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития и важнейших денежно-кредитных показателей, основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики, включая среднесрочную финансовую программу.
Прогноз основных параметров экономического развития составляет Министерство экономики. а прогноз параметров важнейших денежно-кредитных показателей на три года - Национальный банк. Эти прогнозы разрабатываются на три года (с учетом года, на который составляемся бюджет), ежегодно уточняются до 1 апреля года, предшествующего плановому году, и представляются в Министерство финансов. На основе этих документов Министерством финансов составляется проект основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики и не позднее 1 мая вносится на рассмотрение Правительства и служит основой при разработке проекта республиканского бюджета и расчетных показателей по консолидированному бюджет Республики Беларусь на очередной финансовый год.
Непосредственное составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов производится Министерством финансов и местными финансовыми органами (проектов бюджетов первичного уровня - соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами).
Разработка проекта республиканского бюджета осуществляется правительством республики не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года Непосредственное составление проектов бюджетов проводится Министерством финансов Республики Беларусь и местными финансовыми органами.
Формирование местных бюджетов осуществляется в рамках единого с республиканским бюджетного процесса. Это накладывает определенную специфику формирования местных бюджетов.
Первоначально процесс составления местных бюджетов начинается в первичных звеньях бюджетах районов и городов. Районные и городские финансовые отделы определяют возможность сбора собственных, закрепленных, а также разделенных налогов. Одновременно определяются расходы базовых местных бюджетов. Планируемые данные по доходам и расходам передаются в вышестоящий финансовый орган – областной финансовый отдел или управление. На этом этапе определяется областной бюджет, а также возможности покрытия дефицита бюджетов районов и городов дотациями из бюджета области и, при необходимости, из республиканского центрального бюджета.
Следующий этап бюджетирования осуществляется в Министерстве финансов. Здесь проводится «стыковка» всех местных бюджетов с республиканским и их – «встраивание» в единый государственный бюджет. Особенностями данного этапа являются определение консолидированного бюджета и размера дотаций, субсидий, субвенций местным бюджетам за счет средств республиканского бюджета; уточнение и корректировка доходов бюджетов районов, городов и областных бюджетов.
Очередной этап бюджетного процесса связан с рассмотрением проекта государственного бюджета в Правительстве Республики Беларусь. Здесь изучаются местные бюджеты и республиканский бюджет с позиции их взаимосвязей и взаимозависимостей в едином бюджетном процессе. После рассмотрения проект государственного бюджета направляется Президенту, которому дано право собирать Совет губернаторов областей, руководителей ведущих министерств и ведомств с целью уточнения и корректировки местных и республиканского бюджетов в составе государственного бюджета.
После процедуры уточнения проект бюджета на позднее 1 октября передается в Нижнюю палату представителей для парламентских слушании и его принятия, а затем - в Верхнюю палату - Совет Республики для одобрения.
После процедуры рассмотрения документа Парламентом проект государственного бюджета передается Президенту для подписания. В последствии проект принимает силу закона.
Заключительный этап бюджетного процесса связан с утверждением местных бюджетов на местах: в областях - областными Советами депутатов; в районах и городах — районными и городскими Советами депутатов, соответственно. Утверждаются эти документы после утверждения республиканского бюджета и, как правило, после начала бюджетного года - в январе-феврале.
Таким образом, особенностью бюджетирования в Республике Беларусь является то, что процесс планирования, утверждения и доведения окончательных размеров местных бюджетов «встроен» в единый государственный бюджетный процесс и целиком зависит от решения центральных органов управления.
Вместе с тем многие постсоциалистические страны уже перешли на автономный режим построения местных бюджетов. Характерной особенностью их бюджетного процесса является построение местного бюджета по принципу «снизу вверх» и отсутствие прямых связей с формированием центрального бюджета. Например, в Российской Федерации и Украине в связи с реформированием местных финансов сложился аналогичный алгоритм формирования местного бюджета.
Окончательное составление местных бюджетов осуществляется после утверждения вышестоящими местными Советами депутатов нормативов отчислений от регулирующих доходов в соответствующие местные бюджеты.
Закон о республиканском бюджете и решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год подлежат официальному опубликованию.
Важной составляющей бюджетного процесса является исполнение бюджета.
Исполнение бюджета - это комплекс мероприятий направленных на полное и своевременное поступление доходов в бюджет, а также на их расходование в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. Исполнение республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется на основе Закона о республиканском бюджете и решений местных советов депутатов на очередной финансовый год.
Исполнение бюджета по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета.
Исполнение бюджета по расходам означает эффективное финансирование предприятий и мероприятий в соответствии с бюджетным законодательством. В течение финансового года в доходную и расходную часть бюджета могут вноситься изменения Законом Республики Беларусь, актами Президента, решениями местных Советов депутатов в пределах утвержденных бюджетов и предоставленных прав.
Завершающим этапом бюджетного процесса является составление органами казначейства отчета об исполнение республиканского бюджета за истекший период и предоставление его на рассмотрение Правительству Республики Беларусь. Одобренный правительством проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный год представляется Президенту, который вносит его в Палату представителей для утверждения в срок не более пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.
Отчеты об исполнении местных бюджетов составляются в эти же сроки местными финансовыми органами и представляются (за исключением отчетов областных бюджетов и бюджета г. Минске) в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган и финансовый орган. Областные и Минский городской исполнительные комитеты представляют отчеты об исполнении своих и консолидированных бюджетов в Министерство финансов.