Тема 30. Исполнение республиканского бюджета и местных бюджетов
1. Организация исполнения бюджетов
2. Казначейская система исполнения бюджетов
3. Исполнение республиканского бюджета
4. Исполнение местных бюджетов
1. Организация исполнения бюджетов
Исполнение бюджета – важнейший этап бюджетного процесса, который обеспечивает реализацию стратегических направлений бюджетной политики посредством бюджетных методов государственного регулирования. Основные принципы исполнения бюджета:
· единство кассы – зачисление всех доходов бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета;
· своевременное и полное поступление запланированных доходов в целом и по каждому доходному источнику;
· бесперебойное и целевое финансирование предусмотренных бюджетом расходов, обеспечивающее эффективное расходование бюджетных средств.
Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство Республики Беларусь, а местных бюджетов – местные исполнительные и распорядительные органы.
Важнейшим документом, в соответствии с которым осуществляется исполнение бюджета, является бюджетная роспись. Она составляется исходя из бюджетной классификации Республики Беларусь на основе показателей республиканского бюджета и местных бюджетов, утверждённых, соответственно, законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов о бюджетах на очередной финансовый год.
Бюджетные ассигнования получателям бюджетных средств, предусмотренные бюджетной росписью, являются основанием для утверждения бюджетных смет. Регулирование межбюджетных отношений в ходе исполнения бюджетов основано на правилах:
· в случае принятия акта законодательства, вызывающего уменьшение доходов или увеличение расходов нижестоящего бюджета, этому бюджету на основании указанного акта возмещаются средства из соответствующего вышестоящего бюджета;
· потери в доходах и дополнительные расходы, возникающие в ходе исполнения местного бюджета, не компенсируются за счет бюджетов других административно-территориальных единиц (за исключением описанного выше случая);
· принятие местными Советами депутатов решений о размерах нормативов отчислений от регулирующих доходов и межбюджетных трансфертов осуществляется в соответствии с законом о республиканском бюджете и решениями вышестоящих Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
· Для всех уровней бюджетов установлен общий порядок осуществления расчетов в конце финансового года. 31 декабря одновременно с окончанием финансового года прекращается право организации на расходование предусмотренных им в текущем году бюджетных ассигнований. Неиспользованные остатки бюджетных средств на счетах организаций перечисляются в доход соответствующего бюджета. При наличии незаконченных на 1 января расчетов бюджетных ассигнований по операциям прошлого года расчеты осуществляются в очередном финансовом году за счет бюджетных назначений, предусмотренных на те же цели.
Финансовые органы республики наделены существенными правами для контроля за своевременным и полным поступлением средств в республиканский и местные бюджеты, а также за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств:
- получать различного рода информацию, связанную с исполнением бюджета и использованием бюджетных средств:
- любую информации – от местных исполнительных и распорядительных органов нижестоящего территориального уровня, инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, других государственных органов, организаций и физических лиц;
- информацию об остатках и движении средств на счетах по учету бюджетных и иных государственных средств – от банков;
· приостанавливать и ограничивать финансирование расходов за счет бюджетных средств в случаях:
- несоблюдения получателем бюджетных средств бюджетного законодательства;
- незаконного получения бюджетных средств либо их использование не по целевому назначению;
- непредставления в установленные сроки отчетов об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по их счетам;
- возникновения временных кассовых разрывов.
При выявлении случаев нарушения бюджетного законодательства распорядителями бюджетных средств финансовые органы имеют право давать банкам обязательные для исполнения указания о приостановлении расходных операций по банковским счетам распорядителей бюджетных средств;
· взыскивать в бесспорном порядке в бюджет:
- суммы подлежащих возврату в бюджет бюджетных средств, срок возврата которых истёк;
- суммы процентов (плату) за пользование бюджетными средствами, представляемые на возвратной и возмездной основе, срок уплаты которых истёк;
- пеню за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе;
- пеню с банков за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств;
- бюджетные средства, выделенные сверх утвержденных бюджетных ассигнований, а также бюджетные ссуды, бюджетные займы, предоставленные с нарушением установленного порядка;
- бюджетные средства, незаконно полученные или использованные не по целевому назначению или с иными нарушениями бюджетного законодательства;
- пеню с юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей за исполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предварительно оплаченных за счет средств бюджета;
- проценты за пользование денежными средствами, перечисленными в уплату бюджетных средств, - вследствие их неправомерного удержания.
Если при исполнении бюджета образуется временно свободные денежные средства, то они могут размещаться в банковские вклады (депозиты), также инвестироваться в ценные бумаги, иные активы.
2. Казначейская система исполнения бюджетов
Мировой практике известны различные модели организации исполнения государственного бюджета: банковская, казначейская и смешанная.
В Беларуси в процессе формирования казначейской системы исполнения бюджета территориальные органы казначейства формировались по решению Министерства финансов с учетом региональных особенностей функциональной необходимости и непосредственно подчинялись Главному государственному казначейству. Так в Республике Беларусь возникла двухуровневая структура казначейства. Органы государственного казначейства образуют единую централизованную систему, действующую по территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов.
Система органов казначейства включает:
· Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь;
· территориальные органы государственного казначейства:
· управления государственного казначейства в составе главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г. Минску;
· отделения главных управлений Министерства финансов по районам, городам.
Механизм исполнения бюджета через систему казначейства предполагает концентрацию финансовых ресурсов государства на едином казначейском счете, а также финансирование расходов министерств и ведомств, их подведомственных учреждений с единого казначейского счета, перечисление средств непосредственно в адрес поставщиков товаров и услуг для бюджетного сектора. Минуя зачисления на счета их распорядителей.
Единый казначейский счет (ЕКС) представляет собой совокупность счетов по учету средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных средств, открытых Министерству финансов и его территориальным органам. Внедрение казначейской системы основано на комплексной автоматизации бюджетных процедур.
Автоматизированная система государственного казначейства (АСГК) является важным элементом казначейской системы, универсальной информационной базой данных об операциях с финансовыми ресурсами государства, которая используется как Министерством финансов, так и распорядителями средств, бюджетными учреждениями.
Основными задачами Главного государственного казначейства являются:
· организация исполнения республиканского бюджета и управление государственными финансовыми ресурсами, находящимися на счетах казначейства; осуществление учета и проведения по счетам казначейства бюджетно-финансовых операций, обеспечивающих исполнение бюджета, распределение бюджетных потоков;
· осуществление краткосрочного прогнозирования объёмов государственных финансовых ресурсов;
· осуществление взаимных расчетов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом и государственными целевыми бюджетами и внебюджетными, а также иными фондами, создаваемыми в соответствии с законодательством;
· составление отчетности об исполнении республиканского бюджета, использовании государственных целевых бюджетных и внебюджетных, а также иных фондов, внебюджетных средств аккумулированных на счетах казначейства;
· разработка методологических, инструктивных материалов по организации исполнения республиканского бюджета, ведению учетных операций по вопросам относящимся к компетенции казначейства.
В соответствии с возложенными задачами Главное государственное казначейство выполняет широкий спектр функций:
· организует и обеспечивает исполнение республиканского бюджета, государственных целевых бюджетных и внебюджетных, а также иных фондов, движение прочих внебюджетных средств, аккумулированных на счетах казначейства;
· в соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый год осуществляет финансирование расходов с учетом приоритетных направлений бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь в пределах поступающих в бюджет доходов и источников покрытия дефицита бюджета и в соответствии с ведомственной и экономической классификацией расходов республиканского бюджета, перечнем республиканских целевых программ;
· вносит предложения по совершенствованию порядка исполнения доходной части республиканского бюджета и финансирования распорядителей бюджетных средств;
· организует распределение в установленных размеров регулирующих налогов между республиканским бюджетом и бюджетам областей и г. Минска;
· организует и осуществляет сбор, обработку, анализ и обобщение отчетной информации об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов областей и г. Минска, смет доходов и расходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных, а также иных фондов;
· организует учет и проведение финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами, управляет денежными ресурсами, находящимися на счетах казначейства;
· разрабатывает совместно с Главным управлением бюджетной политики Министерства финансов по согласованию с облисполкомами и Минским горисполкомом порядок исполнения местных бюджетов через территориальные органы государственного казначейства;
· осуществляет меры по использованию в развитии казначейской системы методических рекомендаций международных финансовых организаций и опыта различных государств в отношении функционирования системы казначейства.
Главное государственное казначейство руководит работой территориальных органов казначейства.
Территориальные органы государственного казначейства осуществляют исполнение республиканского бюджета; ведут учет операций по движению средств республиканского бюджета на счетах органов казначейства, обслуживающих соответствующий регион; предают в вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов республиканского бюджета по данной территории; контролируют своевременность совершения операций со средствами республиканского бюджета и их целевое использование.
Основные процедуры казначейского исполнения республиканского и местных бюджетов:
· осуществление операций со средствами республиканского и местных бюджетов через единый казначейский счет;
· распределение между бюджетами различных уровней регулирующих доходов в установленных порядке и размерах;
· возврат (зачет) сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход республиканского и местных бюджетов;
· осуществление между республиканским и местными бюджетами операций по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов;
· обеспечение контроля бюджетных полномочий и обязательств;
· осуществление платежей от имени распорядителей (получателей) средств республиканского бюджета;
· учет всех операций и составления отчетности по исполнению республиканского и местных бюджетов.
Таким образом, создание казначейской системы позволило прейти на новую технологию исполнения бюджета – этого сложного процесса, который требует взаимодействия большого количества участвующих в нём структур: Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, местных финансовых, налоговых и таможенных органов.
3 Исполнение республиканского бюджета
Исполнить бюджет по доходам – значит обеспечить полное и своевременное поступление средств в разрезе каждого источника доходов. Механизм исполнения республиканского бюджета по доходам предусматривает:
· зачисление доходов бюджета на единый казначейский счет;
· проведение взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязательным лицом), и денежных обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом);
· распределение в соответствии с законом о республиканском бюджете на текущий финансовый год регулирующих доходов республиканского бюджета, зачисление причитающейся доли в доход местных бюджетов;
· возврат (зачет) сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход республиканского бюджета;
· ведение учета и составление отчетности по исполнению доходной части республиканского бюджета;
· анализ выполнения доходов.
Учет операций по доходам республиканского бюджета осуществляется по лицевым счетам, открываемым для каждого налогового, таможенного органа и иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством вести сбор доходов в республиканский бюджет, на едином казначейском счете.
Казначейская система исполнения доходной части бюджета предусматривает поэтапное движение денежных потоков.
Началом процесса исполнения доходной части бюджета следует считать уплату юридическими и физическими лицами налогов и неналоговых платежей в бюджет.
На первом этапе денежные средства, уплачиваемые налогоплательщиками в республиканский бюджет в качестве налогов и других обязательных платежей, перечисляются с их счетов на счета главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску, открытые в АСБ «Беларусбанк».
На втором этапе АСБ «Беларусбанк» осуществляет списание средств с транзитных счетов главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску и через субсчет, открытый к счету республиканского бюджета в АСБ «Беларусбанк», перечисляет денежные средства на счет республиканского бюджета в Национальном банке.
Платежи в иностранной валюте поступают непосредственно на счет республиканского бюджета в Национальном банке, минуя субсчет, открытый к счету республиканского бюджета в АСБ «Беларусбанк».
Перечисление платежей на единый казначейский счет Главного государственного казначейства Министерства финансов производиться на основании постоянно действующего поручения Министерства финансов.
Развитость банковских технологий и транзитный характер счетов, технически не допускающий наличие остатков на них, позволяет провести всю процедуру зачисления средств на ЕКС в течении одного операционного банковского дня.
Такой механизм обеспечивает концентрацию и централизацию на ЕКС всех финансовых ресурсов государства. Главное государственное казначейство осуществляет распределение регулирующих и иных доходов на основе следующих данных:
· исполненных заявок на счет и возврат платежей;
· проведённых Министерством финансов взаимозачетов.
Не менее важной представляется операция по возврату излишне уплаченных в бюджет платежей, осуществляемая при исполнении республиканского бюджета через единый казначейский счет под контролем органов государственного казначейства. Возврат платежей (за исключением таможенных) производиться в той валюте, в которой законодательством предусмотрена уплата этих платежей, и на основании письменного заявления плательщика (иного обязанного или заинтересованного лица), подтверждения обоснованности возврата со стороны организации (клиента казначейства, Министерства финансов), осуществляющей контроль над уплатой данного платежа, либо решения суда.
Исполнение бюджета по расходам требует не только своевременного и полного финансирования предусмотренных в расходной части бюджета программ и мероприятий, но и целевого исполнения бюджета.
Исполнение республиканского бюджета по расходам осуществляется посредством АСГК, в пределах фактического наличия бюджетных средств на ЕКС. Обязательно соблюдаются следующие этапы:
· установление бюджетных назначений распорядителям бюджетных средств на основе утвержденной бюджетной росписи;
· доведение бюджетных назначений до распределителей бюджетных средств, а также утверждение бюджетных смет получателям бюджетных средств;
· принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
· подтверждение и проверка исполнения денежных обязательств;
· осуществление платежей ( расходование бюджетных средств);
· использование товаров (работ, услуг) в целях осуществления функций распорядителями бюджетных средств и реализации государственных программ.
Основанием для получения средств из республиканского бюджета является зарегистрированных в АСГК (введенная в базу данных) поквартальная росписи расходов по распорядителям средств в разрезе подведомственных учреждений и организаций, программ и мероприятий с распределением планируемых ассигнований по всем подразделениям бюджетной классификации. Её регистрация (ввод) в АСГК осуществляется после согласования с отраслевыми управлениями и бюджетным управлением Министерства финансов Республики Беларусь.
Учреждения и организации, не включенные в роспись расходов, не обеспечиваются финансированием из республиканского бюджета.
Роспись расходов по распорядителям средств республиканского бюджета формируется на базе утвержденных смет учреждений и организаций, а также смет на осуществление отдельных целевых программ и мероприятий. Вся информация о плановых назначениях в разрезе обслуживаемых учреждений предаётся территориальным органам казначейства по каналам связи от Главного государственного казначейства и служит основанием для финансирования расходов получателей средств республиканского бюджета.
Перечисление средств со счетов органов казначейства осуществляется в пределах установленных бюджетных ассигнований (лимитов) распорядителям средств по предъявленным ими платёжным поручениям на счета:
· поставщиков – за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы;
· получателей – по обязательным расчетам и нетоварным операциям (платежам в бюджет, переводам из заработной платы, погашению задолженности по ссудам и т.д.);
· распорядителей средств – для получения наличных денежных средств, расчетов по предъявленным платёжным требованиям и платёжным поручениям, акцептованным банком.
Вместе с платёжными поручениями распорядителей средств представляют органу казначейства первичные документы (договоры, счета, накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ и др.), подтверждающие обоснованность осуществляемых платежей.
Органы казначейства проверяют представленные договоры с точки зрения предмета договора и срока его действия; наличия ассигнований о смете бюджетной организации для оплаты предусмотренных договорами расходов; формы расчетов и сроков уплаты.
Платежные поручения и документы. Подтверждающие обоснованность платежа, проверяются в присутствии представителя распорядителя средств и вводятся в АСГК. Проверенные и принятые к исполнению первичные документы возвращаются распорядителю.
Оплата обязательств распорядителя средств, принятых к исполнению, осуществляется со счета органа казначейства, как правило, на следующий день после представления документов.
Обязательства принятые организациями без соответствующих бюджетных ассигнований или же с превышением полномочий, не считается бюджетными обязательствами. Расходы республиканского бюджета на покрытие таких обязательств не производятся.
Таким образом, механизм исполнения расходной части республиканского бюджета через систему Главного государственного казначейства имеет неоспоримые преимущества: ускоряет расчеты между субъектами хозяйствования; обеспечивает своевременное финансирование расходов и контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Основным принципом финансирования становятся финансирование в соответствии с плановыми назначениями. При этом возрастают требования к процессу планирования расходов с точки зрения их обоснованности.
Внедрение и совершенствование казначейской системы исполнения республиканского бюджета способствовало повышению уровня организации бюджетного процесса в Республике Беларусь в целом.
При открытии финансирования новых направлений расходов республиканского бюджета или росте финансирования существующих направлений расходов не допускается повышение предельного размера дефицита республиканского бюджета.
Увеличение или уменьшение утвержденного законом о республиканского бюджета на очередной финансовый год объема доходов республиканского бюджета, расходов республиканского бюджета, дефицита республиканского бюджета и источников его финансирования, а также уточнение других показателей, утверждаемых законом о республиканского бюджета на очередной финансовый год, производиться декретами и указами Президента Республики Беларусь.
Уточнение показателей республиканского бюджета в пределах сумм доходов и расходов бюджета, предельного размера дефицита республиканского бюджета и источников его финансирования, утвержденных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, может производиться Президентом Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь либо по его поручению Министерством финансов Республики Беларусь.
Так, последнее вправе по ходу исполнения республиканского бюджета вносить изменения:
· в квартальное распределение доходов республиканского бюджета;
· доходы республиканского бюджета (но в пределах утвержденных годовых поступлений);
· квартальное распределение расходов республиканского бюджета;
· расходы республиканского бюджета по ведомственной, программной и экономической классификации расходов бюджета в пределах утвержденных годовых назначений по функциональной классификации расходов бюджета.
В случае снижения поступлений доходов республиканского бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита республиканского бюджета до уровня, который может привести к сокращению финансирования расходов бюджета по сравнению запланированным объема на год более чем на 10 %, Министерства финансов безотлагательно информирует об этом Правительство Республики Беларусь, а оно вносит предложения Президенту Республики Беларусь о сокращении или блокировании расходов республиканского бюджета.
Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь проект закона о внесении изменений и (или) дополнений в закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год либо проект акта Президента Республики Беларусь об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета. Проект названного закона вноситься Президентом Республики Беларусь в Палату представителей.
В соответствии с принятым законом Министерство финансов корректирует суммы доходов и расходов республиканского бюджета, придельный размер дефицита республиканского бюджета и источники его финансирования; увеличивает или уменьшает бюджетные ассигнования по распорядителям бюджетных средств; изменяет взаимоотношения республиканского бюджета соответствующими местными бюджетами.
По результатам исполнения республиканского бюджета составляется отчет об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год.
Распорядители средств республиканского бюджета готовят на основе бухгалтерской отчетности получателей бюджетных средств и в установленном порядке и представляют в Министерства финансов Республики Беларусь сводную годовую бухгалтерскую отчетность.
Министерство финансов готовит в форме проекта закона отчет об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год (по такой же структуре, что и утвержденный бюджет на соответствующий финансовый год) и до 1 марта годя, следующего за отчетным финансовым годом, вносит его на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.
Правительство Республики Беларусь в пятидневный срок направляет проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета в Комитет государственного контроля Республики Беларусь (для подготовки заключения об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год) и одновременно – Президенту Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей проект названного закона не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Вместе с проектом закона представляются следующие документы и материалы:
· сведения о расходовании средств резервных фондов республиканского бюджета;
· сведения о представляемых гарантиях Правительства Республики Беларусь;
· сведения о состоянии государственного долга Республики Беларусь;
· сведения о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных займов, бюджетных кредитов, выданных за счет средств республиканского бюджета;
· сведения о наличии кредиторской задолженности по бюджетным средствам республиканского бюджета;
· пояснительная записка к проекту закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год.
Комитет государственного контроля Республики Беларусь проводит проверку отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, готовит соответствующие заключение, используя материалы и результаты проведённых проверок, и не позднее 15 мая года, следующего за отчетным финансовым годом вносит его на рассмотрение Президента Республики Беларусь.
При рассмотрении проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год Палата представителей заслушивает доклад Премьер-министра Республики Беларусь (или его представителя) об исполнении республиканского бюджета и заключения Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Согласно Конституции Республики Беларусь, Бюджетному кодексу и регламентам палат Парламента Республики Беларусь, проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год рассматривается Парламентом Республики Беларусь.