Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N° 593 в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации внесены изменения. В основу методики заложен объективный экономический подход, позволяющий учитывать потребности регионов в средствах из федерального бюджета.
В качестве минимального, до которого подтягивались самые низкообеспеченные с финансовой точки зрения субъекты страны, был выбран уровень бюджетной обеспеченности субъектов-середняков (без учета десяти самых богатых и десяти самых бедных).
Изменилась и база расчетов межбюджетных трансфертов. Вместо прогнозного значения валового регионального продукта, не учитывавшего ряд особенностей отдельных регионов, (например, трансфертные цены и миграцию налогоплательщиков), для определения налогового потенциала субъектов РФ стали брать налогообразующие показатели, такие как прибыль, фонд оплаты труда, имущество, акцизы от оборота ликероводочной продукции.
Учитывая тот факт, что расходные обязательства стабильны, а доходные источники, особенно у регионов, находящихся в зависимости от финансовой помощи федерального центра, могут серьезно пострадать в результате изменения системы расчетов, были установлены границы возможного снижения финансовой помощи с учетом стимулирующих механизмов. В первый год действия новой методики, т.е. в 2008 г., всем субъектам РФ при выполнении ими хотя бы двух из трех условий — снижения удельного веса кредиторской задолженности, достаточно высоких темпов этого снижения и темпов роста их собственных доходов — дается возможность полностью, по максимуму сохранить уровень трансферта 2007 г. Регионы, выполнившие одно условие, получали 90% от уровня предыдущего года, а те, которые не показали положительных изменений ни по одному параметру, получали лишь 85% от разницы между расчетной суммой дотаций и уровнем 2007 г.
Изменения Методики согласуются с провозглашенными Минфином России принципами межбюджетных отношений, в частности, стимулированием экономического роста регионов и предсказуемостью бюджетной политики.Весь набор стимулирующих факторов в Методике сохранен. По-прежнему расчет налогового потенциала для регионов с высокорастущей экономикой осуществляется исходя из средней по стране величины. То есть, если налогообразуюшие показатели региона — прибыль предприятий, фонд оплаты груда, акцизы, имущество — растут темпами выше среднероссийских, налоговый потенциал ему будет сосчитан на уровне «среднего» субъекта РФ. Соответственно, регионам, имеющим налогообразующие показатели ниже среднероссийского уровня, налоговый потенциал берется по соответствующему расчету.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, образующие Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (далее - дотации), предусматриваются в составе федерального бюджета в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.09.2006 N 580, от 03.11.2007 N 745, от 12.08.2008 N 593).
Общий объем дотаций определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации.
Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации с учетом дотаций определяется как среднее арифметическое суммы показателей уровня расчетной бюджетной обеспеченности до распределения дотаций по субъектам Российской Федерации, не входящим в число 10 субъектов Российской Федерации, имеющих самый высокий уровень бюджетной обеспеченности, и 10 субъектов Российской Федерации, имеющих самый низкий уровень бюджетной обеспеченности.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации до распределения дотаций определяется по формуле:
БОi=ИНПi/ ИБРi, где
БОi- уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации до распределения дотаций;
ИНПi - индекс налогового потенциала субъекта Российской Федерации;
ИБРi - индекс бюджетных расходов субъекта Российской Федерации.
Индекс налогового потенциала - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, определяемая с учетом уровня его развития и структуры налоговой базы.
Индекс налогового потенциала применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов регионов в расчете на душу населения или в абсолютном размере.
Индекс налогового потенциала рассчитывается согласно приложению № 2.
Индекс бюджетных расходов - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.
Индекс бюджетных расходов применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой расходов регионов в расчете на душу населения или в абсолютном размере.
Индекс бюджетных расходов рассчитывается согласно приложению № 3.
Дотации распределяются между субъектами Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.
Объем дотаций, выделяемых субъекту Российской Федерации, рассчитывается в два этапа, причем в отношении каждого из них устанавливается критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.
Общий объем дотаций, выделяемых субъекту Российской Федерации на очередной финансовый год, определяется по формуле:
ФФПРi = Т1i + Т2i + Т3i,где:
ФФПРi - общий объем дотаций, выделяемых субъекту Российской Федерации на очередной финансовый год;
Т1i- объем дотации, выделяемой субъекту Российской Федерации на первом этапе;
Т2i - объем дотации, выделяемой субъекту Российской Федерации на втором этапе;
Т3i - объем дополнительной дотации, выделяемой субъекту Российской Федерации на очередной финансовый год.
На первом этапе объем дотаций распределяется между регионами, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых до распределения дотаций из Фонда не превышает уровень, установленный в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, и определяется по формуле:
Т1i = П ´ Д1i, где:
П - степень сокращения отставания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации от уровня, установленного в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равной 85 %;
Д1i - объем средств, необходимый для доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации до уровня, установленного в качестве первого критерия выравнивания бюджетной обеспеченности (при условии, что Д1i > 0).
Объем средств, необходимый для доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации до уровня, установленного в качестве первого критерия выравнивания бюджетной обеспеченности, определяется по формуле:
Д1i = А ´ (К1 - БОi) ´ ИБРi ´ Нi , где:
А - средний уровень налоговых доходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения, рассчитанный на очередной финансовый год на основе показателей прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации, представляемых в составе материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете;
К1 - уровень, установленный в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равным 60 %;
Hi - численность постоянного населения субъекта Российской Федерации на конец отчетного года.
На втором этапе объем дотаций распределяется между субъектами Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых с учетом дотаций, распределенных на первом этапе, не превышает уровень, установленный в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, и определяется по формуле:
Т2i = (ФФПР - ΣТ1i) ´ Д2i / ΣД2i,где:
ФФПР- общий объем дотаций на очередной финансовый год;
ΣТ1i - общий объем дотаций по всем субъектам Российской Федерации, распределенный на первом этапе;
Д2i- объем средств, необходимый для доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации с учетом дотаций, распределенных на первом этапе, до уровня, установленного в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности (при условии, что Д2i> 0);
åД2i - общий объем средств, необходимый для доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности всех субъектов Российской Федерации с учетом дотаций, распределенных на первом этапе, до уровня, установленного в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности (при условии, что Д2i >0).
Объем средств, необходимый для доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации с учетом дотаций, распределенных на первом этапе, до уровня, установленного в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, определяется по формуле:
Д2i = А ´ (К2 - (Т1i / (ИБРi ´ Нi ´ А) + БОi)) ´ ИБРi ´ Нi, где:
К2 - уровень, установленный в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равным 100%.
В состав дотаций включаютсядополнительные средства, необходимые для доведения объемов дотаций на очередной финансовый год до уровня текущего финансового года, распределение которых осуществляется по формуле:
Т3i = P2i - P1i, где
Р1i - размер снижения дотации, рассчитанный субъекту Российской Федерации, у которого темпы роста расчетного объема дотации на очередной финансовый год выше уровня объема дотаций, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, определяемый согласно приложению № 4;
P2i - размер увеличения дотации, рассчитанный субъекту Российской Федерации, у которого расчетный объем дотации на очередной финансовый год меньше объема дотаций, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, определяемый согласно приложению № 4.
Таким образом, уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации после распределения дотаций определяется по формуле:
РБОi = БОi + (Т1i + Т2i) / (Нi ´ ИБРi ´ А), где:
РБОi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации после распределения дотаций.
Пример распределения дотаций между субъектами Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу представлен в таблице 4.