Обязательные резервы кредитных организаций, депонируемые в Центральном банке РФ (Банке России): значение, порядок создания и использования
Законодательная и нормативная база по обязательным резервам, подлежащим депонированию в Банке России |
Законодательная и нормативная база по обязательным резервам, подлежащим депонированию в Банке России
В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) являются одним из инструментов денежно-кредитной политики Банка России.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитная организация обязана выполнять норматив обязательных резервов, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных средств.
Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 7 августа 2009 года № 342-П "Об обязательных резервах кредитных организаций".
Бухгалтерский учет операций по депонированию кредитной организацией обязательных резервов осуществляется в соответствии с Письмом Банка России от 11 августа 2010 года № 113-Т "Об отражении в бухгалтерском учете кредитной организации операций по депонированию обязательных резервов в Банке России".
Перечень нормативных и иных актов Банка России, определяющих порядок депонирования кредитными организациями обязательных резервов в Банке России
Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России
Депонирование обязательных резервов в Банке России |
Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает со дня получения лицензии на осуществление банковских операций. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.
На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.
Порядок депонирования обязательных резервов
Депонирование обязательных резервов осуществляется денежными средствами в валюте Российской Федерации (путем перечисления в безналичном порядке) на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и одновременно на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов).
Счета по учету обязательных резервов открываются в зависимости от вида валюты резервируемых обязательств (бухгалтерский учет ведется на балансовых счетах №№ 30202 "Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте Российской Федерации, перечисленные в Банк России", 30204 "Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в иностранной валюте, перечисленные в Банк России").
62. Общие принципы создания кредитными организациями резервов
на возможные потери.
Предусмотренный Федеральным законом порядок создания резервов по ссудам регулируется Положением Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (в ред. Указания Банка России РФ от 20.03.2006 N 1671-У) (далее - Положение).
Это Положение устанавливает порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (далее - ссуды), к которым относятся денежные требования и требования, вытекающие из сделок с финансовыми инструментами. Перечень их приведен в приложении 1 к данному Положению.
Кроме того, в Положении предусматриваются особенности осуществления Банком России надзора за соблюдением кредитными организациями порядка формирования резервов на возможные потери по ссудам.
Банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 НК РФ, создавать резерв на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам).
Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в таком порядке, в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных этой же статьей. Соответственно и в НК есть статья 292 "Расходы на формирование резервов банков".
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.
Суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, сформированные с учетом положений пункта 1 настоящей статьи, включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.
Суммы резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка и не полностью использованные банком в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, приравненной к ссудной, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатков резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов банка в последний день отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы банков в последний день отчетного (налогового) периода.
Положение содержит ряд изменений, отличающих его от ранее действовавшей Инструкции N 62а. К наиболее существенным относятся следующие:
1) расширен перечень ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности, возможные потери по которым являются объектом формирования резервов.
В перечень ссуд включены требования кредитной организации по приобретенным по сделке (уступка требования) правам (требованиям); по приобретенным на вторичном рынке закладным. В этот же перечень входят требования по сделкам продажи (покупки) финансовых активов с отсрочкой платежа (поставки финансовых активов); по оплаченным аккредитивам (в части непокрытых экспортных и импортных аккредитивов). Туда же включены требования к контрагенту по возврату денежных средств по второй части сделки по приобретению ценных бумаг или иных финансовых активов с обязательством их обратного отчуждения в случае, если ценные бумаги, являющиеся предметом указанной сделки, являются некотируемыми в соответствии с нормативными актами Банка России (не обращаются на организованном рынке); по операциям финансовой аренды (лизинга);
2) устанавливаются пять классификационных категорий качества
3) устанавливается требование об оценке кредитного риска по выданным ссудам на постоянной основе;
4) устанавливаются рамочные требования к внутренним документам кредитной организации по вопросам классификации ссуд и формирования резерва;
5) устанавливаются "вилочные" нормы отчислений в резерв, что позволяет кредитным организациям более точно оценивать потери по ссудам;
6) предусмотрено, что по ссудам, отнесенным к первой категории качества (стандартные ссуды), резерв в обязательном порядке не формируется;
7) в качестве основного при оценке качества ссуд и определении размера резервов предусмотрен подход, базирующийся на профессиональном суждении. Предусматривается, что профессиональное суждение выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика, с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга по ссуде, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации об иных аспектах деятельности заемщика;
8) приводится (в качестве рекомендации) перечень источников информации, которые кредитная организация может использовать для анализа финансового положения заемщика в момент выдачи ссуды и в течение периода ее нахождения на балансе;
9) устанавливается перечень ссуд, по которым в первую очередь осуществляется контроль за правильностью их оценки и определения размера резервов в рамках системы внутреннего контроля;
10) устанавливается перечень ссуд, которые не могут быть классифицированы лучше, чем во II и III категории качества;
11) определяются рамочные требования к формированию резервов по портфелю (портфелям) однородных ссуд;
12) вводятся понятия I и II категории качества обеспечения ссуд, используемые в целях формирования резервов, определяется перечень видов обеспечения, которые могут быть отнесены к обеспечению I и II категорий качества, и устанавливается порядок формирования резерва по ссудам с учетом указанного обеспечения;
13) несколько упрощается порядок списания нереальных для взыскания ссуд, особенно небольших, а также объединенных в портфель однородных ссуд, за счет сформированного резерва;
В целях определения размера расчетного резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании профессионального суждения в одну из пяти категорий качества:
I (высшая) категория качества (стандартные ссуды) - отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю);
II категория качества (нестандартные ссуды) - умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от одного до 20 процентов);
III категория качества (сомнительные ссуды) - значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50 процентов);
IV категория качества (проблемные ссуды) - высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 процента до 100 процентов);
V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) - отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100 процентов) обесценение ссуды.
Ссуды, отнесенные ко II-V категориям качества, являются обесцененными.
Резерв формируется в пределах суммы основного долга (балансовой стоимости ссуды). В сумму основного долга не включаются: обусловленные законом, обычаями делового оборота или договором платежи в виде процентов за пользование ссудой, комиссионные, неустойки, а также иные платежи в пользу кредитной организации, вытекающие из договора (далее - проценты по ссуде).
Резерв формируется в валюте Российской Федерации независимо от валюты ссуды.
Требования настоящего Положения не распространяются на:
финансовые активы, отражаемые в бухгалтерском учете по рыночной стоимости, по которым осуществляется переоценка в соответствии с нормативными актами Банка России;
финансовые активы, являющиеся элементами расчетной базы в соответствии с Положением Банка России от 9 июля 2003 года N 232-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери". Предусмотрен также порядок формирования резерва применительно к резидентам оффшорных зон.
В Налоговом кодексе Российской Федерации имеется статья 292 "Расходы на формирование резервов банков". В ней предусматривается, что банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 Кодекса, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам.
Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных в этой статье НК РФ.
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.
Суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.
Суммы резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка и не полностью использованные банком в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, приравненной к ссудной, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатков резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов банка в последний день отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы банков в последний день отчетного (налогового) периода.