Система показателей и методы статистического анализа налогов
Для характеристики налоговой системы используют систему абсолютных показателей:
Число налогоплательщиков- это количество юридических и физических лиц, зарегистрированных индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, а также физические лица, уплачивающие подоходный налог по месту работы.
Количество поданных деклараций- определяется по количеству физических лиц, заполняющих декларации.
Налоговые поступления включают:
- все обязательные платежи, поступающие в определённых размерах и в сроки, установленные законодательством;
- все виды прямых и косвенных налогов.
Стоимостные показатели налогообложения (по доходной части бюджета):
- общая сумма налоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- суммы авансовых налоговых платежей;
- суммы отдельных видов налогов в соответствии с бюджетными классификациями;
- суммы налоговых поступлений по отдельным секторам экономики и отраслям промышленности;
- объём общей налоговой задолженности перед консолидированным бюджетом – всего, в том числе по:
а) федеральным налогам (НДС и налог на прибыль),
б) региональным,
в) местным налогам (на дату, в среднем за период, накопленным итогом);
- объём налоговой задолженности по заблокированным счетам.
Стоимостные показатели налоговых санкций:
- объём налоговой задолженности по заблокированным счетам;
- дополнительно начисленная сумма налогов и финансовых санкций по результатам проверок;
- сумма поступивших налогов и финансовых санкций, дополнительно начисленная по результатам проверок;
- суммы начисленных административных штрафов.
Стоимостные показатели налоговых возвратов:
- суммы, возвращённые плательщикам по излишне уплаченным налогам;
-суммы отсрочки и рассрочки по налоговым платежам;
-суммы возврата по поданным декларациям физических лиц;
-суммы доплаты налогов по поданным декларациям физических лиц;
-налогооблагаемая база (по каждому виду налога).
Статистика налогов использует систему относительных показателей:
Налоговая нагрузка (налогоёмкость продукции) - представляет собой процентное отношение суммарного налогового бремени к объёму реализации продукции, работ и услуг (ВР):
(1)
Показатель налоговой нагрузки определяет размер налогового бремени на рубль стоимости продукции, работ и услуг. Суммарная величина налогового бремени представляет собой сумму всех взимаемых налогов.
Уровень налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты включает следующие элементы:
- сумму региональных и местных налогов по их видам;
- налоговые льготы;
- ставки налогов;
- порядок и сроки уплаты налогов
Характеризует уровень налогового климата.
Структура федеральных, региональных и местных налогов
, (2)
где
– сумма каждого i-го вида региональных (местных) налогов;
– сумма всех видов налогов или доходная часть бюджета.
В качестве показателей структуры исчисляют:
- долю всех налогов в общей сумме доходов бюджетов разных уровней;
- удельный вес прямых (косвенных) налогов в общей сумме налоговых поступлений;
- удельный вес налогов в доходах консолидированного бюджета регионального уровня.
Показатели равномерности структуры налоговых поступлений определяется системой показателей:
- размах вариации
, (3)
где
– максимальное и минимальное значение показателей доли налоговых поступлений в бюджет;
- среднее линейное отклонение:
, (4)
где (5)
- среднее квадратическое отклонение:
(6)
- коэффициент равномерности:
, (7)
где (8)
Сокращение коэффициента характеризует усиление неравномерности структуры налоговых поступлений в консолидированный бюджет.
Пример 1.
Исходя из данных о доле налоговых поступлений в консолидированный бюджет по одному из регионов РФ за два года в %.
Необходимо определить равномерность структуры доли налоговых поступлений в консолидированный бюджет с помощью следующих показателей:
1) размаха вариации;
2) среднего линейного отклонения;
3) среднего квадратического отклонения;
4) коэффициента равномерности.
Доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет по одному из регионов РФ за два года, в %
Виды налогов | Базисный год | Отчетный год |
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций | 25,8 | 22,7 |
Подоходный налог с физических лиц | 36,3 | 41,4 |
Акцизы | 11,3 | 10,9 |
Налоги на имущество | 10,8 | 11,0 |
Платежи за пользование природными ресурсами | 4,0 | 4,7 |
Прочие | 11,8 | 9,3 |
Всего налоговых доходов в консолидированный бюджет | 100,0 | 100,0 |
Решение:
1) Размах вариации определим по формуле:
- базисный год: ;
- отчетный год: .
2) Среднее линейное отклонение: ,
где .
- базисный год:
;
- отчетный год: .
3)Среднее квадратическое отклонение:
- базисный год:
- отчетный год:
.
4) Коэффициент равномерности: , где
- базисный год: ;
- отчетный год: . Сравнительная оценка рассчитанных показателей по годам свидетельствуют об увеличении неравномерности структуры налоговых поступлений в консолидированный бюджет.