Значение санирующей и информационной функции рынка
Влияние рынка на общество проявляется с помощью экономических функций: информационной, посреднической, регулирующей, ценообразующей, стимулирующей, созидательно-разрушительной, оздоровительной и дифференцирующей.
Санирующая функция - рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом. Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился. В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая - ушла в среду теневого бизнеса; многие не выдерживают конкуренции.
Информационная функция - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия. Информационная функция рынка состоит в том, что через систему показателей: цены, количество, ассортимент товаров, проценты и т.п. рынок информирует общество о состоянии экономики отдельных отраслей и всего народного хозяйства.
Гос. регулирование рынка
Гос. регулирование экономики включает меры законодательного, исполнительного и контролирующего характера по обеспечению эк-го роста в стране. Включает в себя методы:
1) непосредственное гос. упр-ие применяется непосредственно к предпр-ям и орг-циям, имеющим жизненно важное значение для эк-ки и общества, представляющим общественную опасность или нуждающимся в значительной гос. поддержке. К ним относятся: военные и энергетич. объекты, заповедники, нац. музей, полезные ископаемые, водн. ресурсы, учреждения науки. Подобные объекты часто находятся в гос. и муницип. собственности.
2) гос. регулирование цикла сводится к противодействию фазам цикла, т.е. в период спада правительство стимулирует деловую активность.
3) налоговое регулирование осуществляется путем установления объектов налогообложения, определение налоговых ставок, введение налоговых льгот, освобождение от налогов, а также введение пошлин и таможенных сборов. Изменяя налоговое бремя, гос-во может ускорять или замедлять экон. процессы, при этом гос-во не может снижать налоги ниже определенного уровня.
4) денежно-кредитное регулирование, которое вместе с налоговым называется фискальной политикой гос-ва. Состоит в воздействии на денежное обращение. Гос-во через ЦБанк может регулировать эмиссию и общую денежную массу.
5) бюджетное регулирование заключается в распределении средств гос. бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним регионам, отраслям и группам населения могут быть выделены большие ассигнования, другим - меньше. Гос-во обладает возможностью устанавливать дополнительные отчисления в бюджет, регулируя гос. доходы и денежные накопления.
6) регулирование посредством формирования гос. программ и гос. заказов.
7) ценовое регулирование – ограничивается предельный уровень цен, а ущерб продавцам компенсируется дотациями.
8) регулирование условий труда.
9) соц. регулирование.
10) гос. регулирование охраны природной среды в виде штрафов, санкций.
77. Роль и значение категории “предельные издержки” в микроэкономическом анализе деятельности фирмы
Предельные издержки – один из видов издержек, изучаемый экон. теорией. Это дополнительные издержки, необходимые для производства дополнительной единицы продукции. Принятие решений производить или не производить эту дополнительную единицу обусловлено дополнительным доходом или прибылью предприятий. Может случиться так, что эти дополнительные затраты, например, наем раб. силы, приобретение сырья, материалов не могут оказаться невозмещенными, а тем более принести дополнительный доход. Обусловлено это 2 обстоятельствами: 1. установленным объемом производства данного вида продукции и, 2. неопределенностью в возможности реализации на рынке этой дополнительно произведенной продукции.
ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (англ, marginal cost) - приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Обычно под этим понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции. В реальной жизни при увеличении выпуска продукции наступает такой момент, когда дополнительные (предельные) издержки и предельная выручка фирмы совпадают. Следовательно, предельная прибыль оказывается равной нулю. Это означает, что при прочих равных условиях дальнейшее наращивание выпуска продукции будет сопровождаться уменьшением выручки.
Закономерности, которым подчиняется изменение издержек в долгосрочном временном интервале, позволяют фирме правильно выбрать размер предприятия, определить объемы выпуска продукции.
Бизнес-план фирмы
Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности.
Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.
Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
Бизнес-план представляет собой документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения.
Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта, как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели:
общие исходные данные и условия выполнения проекта;
рынок сбыта продукции и производственная мощность;
материальные факторы производства и требуемые ресурсы;
местонахождение предприятия и транспортные связи;
проектно-конструкторская документация;
организация предприятия и накладные расходы;
потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;
планирование сроков осуществления проекта;
финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.
Содержание бизнес-плана:
Титульный лист: название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта.
Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.
Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители.
Существо предлагаемого проекта: выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые помещения и оборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.
Производственный план: содержание технологического и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и партнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики сырья.
План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию; возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; целевые показатели.
Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.
Финансовый план: план доходов и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств; порядок использования доходов.
Оценка риска: слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.
Приложения: перечень основных документов.