Сущность и функции финансов. Финансы – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами – предприятиями

Финансы – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

Эти отношения могут возникнуть:

§ По поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них;

§ Для обеспечения адекватного исполнения государством функций, в которых нуждается общество;

§ В процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и риска.

Финансы, обеспечивающие функционирование государства, называются государственными финансами. При перераспределении доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций (фирм, корпораций).

Для наглядности представим национальную экономику в виде системы элементов – хозяйствующих субъектов (производителей, потребителей, финансовых посредников), с центром – государством и структурой, сформированной взаимосвязями. Они могут быть денежными, когда деньги опосредуют движение материальных активов в эквивалентных сделках купли-продажи. В результате таких сделок не происходит перераспределения доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого, а, следовательно, не существует и финансов как механизма такого перераспределения. Финансовые взаимосвязи между хозяйствующими субъектами возникают в ситуации, когда деньги перемещаются без эквивалента в виде материальных или денежных активов лишь на основе обязательств одной из сторон сделки. Так, население и предприятия платят налоги государству в денежной форме в обмен на обязательство государства выполнять свои функции. В результате этих сделок происходит перераспределение дохода общества в пользу одного из партнеров по сделке.

Финансы – это денежные отношения хозяйствующих субъектов, включая государство, в результате которых доход общества меняет свою структуру, увеличиваясь в руках одного субъекта за счет изъятия (неэквивалентного) этой части у другого.

Если форма активов меняется с денежной на товарную при эквивалентном обмене между хозяйствующими субъектами, то, поскольку эти отношения денежные, их вряд ли можно отнести к финансовым.

Современные финансовые рынки на три четверти совершают спекулятивные операции, в которых денежные выигрыши одного возникают за счет проигрыша другого – и назвать их финансовыми вполне оправданно. Так включается финансовый механизм содержания одной части общества за счет другой. Разница только в том, что отношения с государством по поводу выплаты налогов императивные, а при спекуляции на рынках производных финансовых инструментов эти отношения возникают добровольно.

Другими словами, финансы представляют собой механизм неэквивалентного перераспределения доходов общества в пользу одного из агентов за счет другого, чтобы обеспечить возможность выполнения им его функций, в которых общество нуждается; это механизм поддержания того социального института, без которого общества было бы менее эффективным.

Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается создание различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, - децентрализованными.

Из доходов от различных видов деятельности хозяйствующих субъектов формируются специальные фонды денежных средств в виде накоплений амортизационных отчислений, задолженности по зар.плате, платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также прибыли, часть которой через налоговую систему поступает в распоряжение государственных органов и органов местного самоуправления, а оставшаяся часть идет на расширенное воспроизводство, накопление и распределяется в виде предпринимательского дохода, дивидендов и т.п. Необходимо отметить, что формирование указанных фондов носит строго регламентированный характер, и это является еще одним отличительным признаком финансовых отношений.

В распределении совокупного общественного продукта участвует и население, получая свою долю в форме зар.платы, предпринимательского дохода, дивидендов и др.форм перераспределения. Кроме того, население участвует в формировании централизованных фондов денежных средств посредством уплаты налогов, др.платежей, носящих обязательный характер. Эта система денежных отношений, связанных с формированием и использованием доходов и расходов населения, также является сферой финансовых отношений.

Таким образом, финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Характерными признаками финансов являются: 1) распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме; 2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств; 3) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Основным материальным источником денежных доходов населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход. От его величины и характера распределения зависят возможности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.

Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают:

§ Между хоз.субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материльных ценностей;

§ Между хоз.субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;

§ Между хоз.субъектами и государством , органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;

§ Внутри хоз.субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;

§ Между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;

§ Между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов.

Финансы как научное направление изучает общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования финансовых ресурсов, выявляет закономерности развития финансовых отношений.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого и за счет чего тот или иной хоз.субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

Если сущность финансов можно выразить многоаспектно, то столь же многогранно она выражается в функциях финансов.

Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер и соответственно главной функцией финансов является распределительная функция. Распред.процесс, осуществляемый с помощью финансов сложен и многогранен. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), местный. Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение нац.дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического процесса и т.п.

В целом распред.функция финансов позволяет: 1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хоз.субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления; 2) осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами; 3) создавать резервы на уровне хоз.субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

Наряду с распределительной к главным функциям относят и контрольную функцию. Распределительная и контрольная функция представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распред.функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.

Распред.функция осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов – регулирующей.

Регулирующая функция финансов проявляется не только на уровне государства, хоз.субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

Изменения социального строя в России неизбежно повлекло за собой и переход к новой системе финансовых отношений, которая постоянно видоизменяется с учетом тех процессов, которые происходят в обществе.

Наши рекомендации