Пределы применения иностранного права. Оговорка о публичном порядке. Применение императивных норм
Применяемые нормы иностранного права не должны нарушать основополагающие принципы местного правопорядка – это принцип международного частного права.
Национальное право допускает применение иностранного права, устанавливает порядок его применения и очерчивает допустимые границы его применения на своей территории путем введения институтов «оговорки о публичном порядке» и «императивных норм».
Оговорка о публичном порядке является общепризнанным институтом международного частного права и представляет собой законодательное дозволение суду не применять иностранное право в тех случаях, когда его применение противоречило бы публичному порядку данной страны.
В Республике Беларусь это правило сформулировано в ст. 1099 ГК Республики Беларусь, ст. 560 ГПК Республики Беларусь.
Наличие принципиального различия между нашим законом и законом другого государства не может само по себе быть основанием для применения оговорки о публичном порядке, поскольку такое применение этой оговорки могло бы привести к отрицанию применения в Республике Беларусь права иностранного государства вообще.
На практике для введения оговорки о публичном порядке пользуются правилом, сформулированным известным советским ученым Л.А.Лунцем, который писал, что для применения оговорки о публичном порядке недостаточно противоречия нормы иностранного права советскому законодательству, пусть даже конституционному, нужно чтобы результат его применения противоречил бы нашему правосознанию, а не норма противоречила бы норме.
В современном международном частном праве широкое признание наряду со ссылкой на оговорку о публичном порядке получила возможность неприменения иностранного права со ссылкой на строго императивные нормы национального права, которые должны пользоваться приоритетом перед нормами иностранного права, подлежащего применению в силу коллизионных норм.
Правило о применении императивных норм сформулировано в ст. 1100 ГК Республики Беларусь: «1. Правила настоящего раздела не затрагивают действия императивных норм права Республики Беларусь, регулирующих соответствующие отношения, независимо от подлежащего применению права. 2. При применении права какой-либо страны (кроме Республики Беларусь) согласно правилам настоящего раздела суд может применить императивные нормы права другой страны, имеющие тесную связь с рассматриваемым отношением, если согласно праву этой страны такие нормы должны регулировать соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. При этом суд может принимать во внимание назначение и характер таких норм, а также последствия их применения».
Вопрос о круге сверхимперативных норм Республики Беларусь является дискуссионным ввиду неразработанности проблемы в теории и на практике.
В Российской Федерации к таким нормам относят нормы:
о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств на всей территории;
о последствиях несоблюдения простой письменной формы внешнеэкономической сделки;
о требованиях, на которые исковая давность не распространяется;
об основных началах гражданского законодательства;
о пределах осуществления гражданских прав;
о недействительности сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
о свободе договора.
В зарубежной литературе к таким нормам относят так же:
некоторые правила о давности;
защите прав потребителей;
форме сделок;
антитрестовского законодательства.
Обход закона
Правило об обходе закона сформулировано в ст. 1097 ГК Республики Беларусь: «Недействительны соглашения и иные действия участников отношений, регулируемых гражданским законодательством, направленные на то, чтобы в обход правил настоящего раздела о подлежащем применению праве подчинить соответствующие отношения иному праву. В этом случае применяется право соответствующего государства, подлежащее применению в соответствии с настоящим разделом».
Речь идет о соглашениях и иных действиях лиц, которые стремятся обойти коллизионное право и подчинить свои отношения иному праву (фиктивная регистрация предприятия, получение вида на жительство).