Вопрос 51. Организационная и функциональная структуры логистической информационной системы
логистическая информационная система (ЛИС),интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы. Организационная структура ЛИС может быть представлена в виде схемы, адаптированной к известной структуре информационной системы в маркетинге, предложенной Ф. Котлером (рис.10.1).
Логическая информационная система |
Логистическая окружающая среда: · корпоративный бизнес · фундаментальный менеджмент · внешняя среда · логистические функции |
Функции логистического менеджмента: · планирование · регулирование · координация · контроль · учет и анализ |
Подсистема управления процедурами заказом |
Подсистема научных исследований и связей |
Подсистема генерирования выходных форм и отчетов |
Подсистема поддержки логических решений |
В организационной структуре ЛИС в качестве одной из основных подсистем выделена подсистема управления процедурами заказов, что обусловлено непосредственным контактом этой подсистемы с потребителями в процессах обработки и выполнения заказов. Большое значение в этой подсистеме имеет использование концепции «электронного обмена данными» или «электронный документооборот» и основанных на ней стандартов EDI.
Подсистема научных исследований и связи отражает влияние внешней и внутренней среды фирмы на процесс логистического менеджмента и осуществляет взаимодействие между звеньями логистической системы и функциями управления за счет:
• интеграции логистического планирования с корпоративным планированием;
• взаимодействия лог менеджмента с другими корпоративными функциями;
• стратегических установок для орг-й структуры лог системы и персонала;
• интеграции информационных технологий;
• подготовки или покупки технол-х решений и использования посредников;
• адаптации к усл фирмы форм лог цепей, каналов и сетей, а также функций упр.
• акцентирования на производительности и качестве услуг в логистике.
Рассматриваемая подсистема играет важную роль в отражении изменений и требований как внешней, так и внутренней среды фирмы. Логистический менеджер может использовать эту подсистему для сканирования микро- и макросреды фирмы четырьмя способами:
1) косвенным рассмотрением на основе общего анализа получаемой информации, когда нет определенной заданной цели;
2) прямым рассмотрением, когда информация о внешней и внутренней среде фирмы активно анализируется с заранее сформулированной целью;
3) неформальным исследованием относительно ограниченных и неструктурированных данных
4) формальным исследованием с использованием заранее составленного плана, процедур и методов обработки и анализа получаемой информации.
Третьим компонентом ЛИС является подсистема поддержки логистических решений, которая представляет собой интерактивную компьютерную информационную систему, включающую базы данных и аналитические дели, реализующие, как правило, оптимизационные задачи, возникающие в процессе логистического менеджмента. Подсистема формирует, обновляет и поддерживает различно структурированные централизованные и распределенные базы данных для четырех основных типов файлов:
• базисных файлов, содержащих внешнюю и внутреннюю информацию, необходимую для принятия логистических решений;
• критических факторов, определяющих главные действия, цели и ограничения при принятии решений;
• политики/параметров, содержащих основные логистические операционные процедуры для ключевых областей;
• файлов решений, хранящих информацию о предыдущих (периодических) решениях для различных логистических функций.
В данной подсистеме используется большое число экономико-математических моделей и методов (в частности, прогнозирования) для поддержки решений, принимаемых логистическим менеджментом. Все эти модели и методы можно разделить на три основных класса: оптимизационные, эвристические и имитационные.
Оптимизационные модели принятия решений основаны на методах операционного исчисления: программирования, математической статистики, оптимального управления, теории массового обслуживания, графов, расписаний и т. д. для различных лог функций можно указать следующие задачи:
• оптимальная диспетчеризация в пр-ве, транспортировке, грузопереработке;
• оптимальное размещение объектов в пр-ве, распределении, складировании;
• построение оптимальных логистических цепей, каналов, сетей
• построение оптимальной организационной структуры логистической системы; • оптимальная маршрутизация;
• определение оптимальной длительности составляющих логистических циклов; • оптимизация процедур сбора, обработки и выполнения заказов;
• оптимизация параметров систем управления запасами; ,
• оптимальный выбор перевозчика, экспедитора, поставщика и т. д.
В рассматриваемой подсистеме широко применяются интерактивные (диалоговые) процедуры информационной поддержки принятия решений логистическим менеджментом фирм.
Четвёртый элемент подсистема генерирования выходных форм и отчетов. Отчёты, сводные таблицы, инф-я для принятия решения и т.д.
Вопрос 52. Функциональная структура ЛИС
Логистическая информационная система (ЛИС),интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.
В основании функциональной «пирамиды» ЛИС лежит система операций между звеньями лог системы, определяющая взаимоотношения между функциональными подразделениями фирмы (в плане реализация логистических функций), логистическими посредниками и потребителями продукции фирмы. На схеме отражены только ключевые функции, связанные со вторым уровнем информационных процедур контроля и учета. Указанные два функциональных уровня логистической информационной системы обычно непосредственно связаны с системой дистрибьюции готовой продукции фирм, в частности с деятельностью центров распределения. На уровне анализа лог региональные или административные менеджеры фирмы в основном используют информацию в тактических целях для маркетинга, прогнозирования финансовых и операционных производственных показателей. На верхнем стратегическом уровне Л определяет стратегию менеджмента и связана со стратегическим корпоративным планирование и миссией фирмы.
Планирование | ЛОГИСТИКА | Стратегический уровень (административный или корпоративный уровень) | ||||||||||||||||||||
Анализ | Поддержка маркетинга | Прогнозирование в производстве | Финансы | Тактический уровень(региональный или административный уровень) | ||||||||||||||||||
ККонтроль и учет | Отчеты об уровне потребительского сервиса | Управление запасами | Управление складированием | Поддержка транспортировки | Бухгалтерский учет и кредитование | Технический уровень(уровень центров расспределения) | ||||||||||||||||
Прием заказов | Контроль логического сервиса | Гарантирование | Учет и инвентаризация запасов | Пополнение запасов | Закупки | Экспедирование | Комплектование | Подготовка документов | Процедуры получения | Поддержка автоматизированного оборудования | Подготовка грузовых отправок | Оформление товарно-транспортных документов | Автоматизация бухгалтерского учета | Автоматизация расчетов с клиентами | Расчеты с персоналом | |||||||
Характеристики системных уровней функциональной структуры логистической информационной системы связаны с достижением определенных стратегических и тактических целей. Таблица характеризует развитие логистической информационной системы и получение на этой основе конкурентных преимуществ за счет повышения качества продукции (сервиса) и снижения логистических издержек.
Уровень функциональной структуры | Системные характеристики уровня | Цели фирмы и конкурентные преимущества |
Стратегическое планирование | Высокий уровень риска Экстенсивные решения преимуществ | Достижение конкурентных преимуществ |
Анализ и принятие решений | Вычислительные аспекты анализа и процедур принятия решений Экспертиза и обучение основных пользователей Концентрация на наиболее эффективных действиях. Оптимизация | Идентификация и определение конкурентных альтернатив |
Контроль и учет | Создание систем контроля и мониторинга Отслеживание обратной связи для совершенствования решений в логистическом менеджменте Ориентация на потребителей | Оценка конкурентных позиций фирмы и потенциальных сфер улучшения бизнеса |
Операции | Высокие затраты на техническое и про-граммное обеспечение Структурированная подготовка отдельных категорий пользователей Концентрация на наиболее эффективных операциях | Конкурентная квалификация |
Вопрос 53. Принципы построения логистической информационной системы
В основу построения логистической информационной системы положены шесть основных принципов.
1)Полнота и пригодность информации для пользователя. Логистический менеджер должен располагать необходимой и полной (достаточной) информацией для принятия решений, причем в необходимом ему виде. Например, информация о запасах или заказах потребителей часто нуждается в предварительной обработке и обычно размещается не там, где логистический менеджер имеет решения
2)Точность. Точность исходной информации имеет принципиальное значение для принятия правильных решений.
3)Своевременность. Логистическая информация должна поступать в систему менеджмента вовремя, как этого требуют многие логистические технологии, особенно основанные на концепции «точно в срок». Своевременность информации важна практически для всех комплексных логистических функций. Кроме того, многие задачи в транспортировке, операционном менеджменте, управлении заказами и запасами решаются в режиме реального времени («on line»).
4)Ориентированность. Информация в логистической информационной системе должна быть ориентирована на выявление дополнительных возможностей улучшения качества продукции, сервиса, снижения логистических издержек. Способы получения, передачи, отображения и предварительной обработки информации должны способствовать выявлению «узких» мест, резервов экономии ресурсов и т. п.
5)Гибкость. Информация, циркулирующая в логистической информационной системе, должна быть приспособлена для конкретных пользователей и иметь наиболее удобный для них вид. Это касается как персонала фирмы, так и логистических посредников и конечных потребителей. Бумажный и электронный документооборот, промежуточные и выходные формы, отчеты, справки и другие документы должны быть максимально приспособлены к требованиям всех участников логистического процесса и адаптивны к возможному диалоговому режиму для многих пользовали.
6) Подходящий формат данных. Формат данных и сообщений, меняемый в компьютерных и телекоммуникационных сетях логистической информационной системы, должен максимально эффективно использовать производительность технических средств (объем памяти, быстродействие, пропускную способность и т. д.). Виды и формы документов, расположение реквизитов на бумажных документах, размерность данных и другие параметры должны облегчать машинную обработку информации. Кроме того, необходима информационная совместимость компьютерных и телекоммуникационных систем логистических посредников и других пользователей по форматам данных в логистической информационной системе.
Вопрос 54. Обзор мирового рынка логистических информационных систем
Информационные системы класса «Управление предприятием»
(модули по логистике) [i]