Актуальные проблемы российских страховых компаний
Если мы внимательно проанализируем проблемы сегодняшних российских страховых компаний, то увидим, что основными из них являются следующие.
1. Отсутствие видения и четкой стратегии развития. Ярким подтверждением этому являются заявления многих компаний: «Все виды страховых услуг для всех клиентов». Даже рекламные стенды крупнейших компаний страдают этой болезнью.
Такой универсализм возможен в силу следующих причин:
· рынок находится на начальном этапе своего развития;
· потребители не могут предъявить высокие требования к качеству страховой услуги в силу отсутствия знаний в области страхования;
· компании, занимаясь всеми видами страхования и всеми клиентскими сегментами, ытаются найти «свои» продукты и «свои» ниши на рынке;
· в условиях слабого охвата страхованием предприятий и населения компании, остро нуждаясь в финансовых ресурсах для своего развития, извлекают денежные потоки по всем направлениям деятельности.
Отсутствие сфокусированного видения у компаний распыляет их ресурсы среди множества программ, направлений развития, что не позволяет им добиваться конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. Поэтому уже сегодня очевидно, что такая «стратегия» вряд ли будет успешной завтра. По мере развития рынка растет конкуренция, а конкуренция ведет к специализации, которая предопределена различием видов страхования, которые, в свою очередь, отличаются по природе и частоте страховых случаев.
Уже сегодня в России существуют специализированные компании по медицинскому страхованию, страхованию жизни. Есть интересный опыт компании «Прямое страхование», которая занимается только автострахованием. Но специализация может идти не только по продуктовой линии. Некоторые компании специализируются на целевых клиентских сегментах, фокусируя свои ресурсы, технологии и бизнес-процессы на определенных видах страхования. В этой связи, очень интересным представляется опыт СОАО «Русский Страховой Центр», который в течение 15 лет специализируется только на корпоративном страховании предприятий ОПК и гражданских отраслей экономики.
2. Неэффективное построение бизнес-процессов и оргструктур. Особенно это касается операционной поддержки страховой деятельности. Многие топ-менеджеры страховых компаний даже на сегодняшний день не понимают, что в страховании есть свое производство, так же, как и на любом предприятии. Именно андеррайтинг, актуарные расчеты, урегулирование убытков и перестрахование есть страховое производство, которое должно быть обособленно от продаж страховых услуг. Этап «натурального производства», когда одни и те же сотрудники страховых компаний создавали продукты (методологи), определяли их цену (андеррайтеры), продавали (продавцы) и урегулировали убытки, заканчивается. Наступает эпоха конвейерного производства в страховании с четко выраженными и обособленными бизнес-процессами и организационными структурами, особенно в области операционной поддержки. Сегодня около 80 процентов российских страховых компаний построено именно по принципу «натурального хозяйства», что вызывает необходимость реинжиниринга бизнес-процессов, а также знаний, навыков и умений менеджмента в этой области.
3. Низкий уровень автоматизации операционных и неоперационных бизнес-процессов, что неизбежно порождает трудности с управлением компанией. Как можно сегодня эффективно управлять убыточностью по виду страхования, клиентскому сегменту или каналу продаж, если уровень убыточности не измеряется? А измерить можно тогда, когда для этого есть база данных по договорам страхования и клиентам, суммам оплаченных убытков, а также резервам заявленных убытков и незаработанной премии. При большом портфеле страховых договоров и обширной филиальной сети вручную сделать это становится все более проблематичным. Однако отечественных IT-систем класса ERP для страхового бизнеса сегодня практически нет, а западные аналоги стоят дорого, да и не всегда адаптированы к нашим российским условиям.
В этих условиях типичной является «лоскутная» автоматизация либо своими силами, либо с помощью аутсорсинга. Очевидно, что на смену такой автоматизации бизнес-процессов придут индустриальные решения, о которых нужно думать сейчас, чтобы выжить завтра.
4. Стихийное развитие в регионах. Многие компании идут в регионы по принципу: «В Москве все занято». Развитие филиальной сети происходит спонтанно, без четких стандартов, норм, правил, что в дальнейшем порождает массу проблем управления такой сетью. Зачастую филиалы страховой компании превращаются в самодостаточные звенья, работающие на себя. Из-за слабого контроля за деятельностью региональной сети многие компании несут неоправданные убытки и расходы.
5. Невнимание к персоналу и корпоративной культуре. Хотя от многих менеджеров мы постоянно слышим заявления о том, что персонал является нашей величайшей ценностью, работа с персоналом строится по остаточному принципу. Мне приходится часто проводить бизнес-семинары по управлению страховой компанией. Примечателен один факт: когда приглашаешь менеджеров на семинар по управлению человеческими ресурсами, часто слышишь ответ: «Мы сами умеем «управлять людьми».
На самом деле все обстоит далеко не так. Качественный сдвиг, происходящий на российском рынке, потребует повышенного внимания менеджмента к обучению и развитию лидеров и команд, выстраиванию эффективных коммуникаций и сильной корпоративной культуры.
Таким образом, рассматривая основные проблемы развития российских страховых компаний, мы можем сделать вывод о том, что эти проблемы затрагивают все сферы деятельности компаний и носят системный характер.