Тема 31 Контроль за соблюдением бюджетного законодательства
1. Содержание, задачи и формы бюджетного контроля
2. Органы бюджетного контроля, их полномочия
3. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
1. Содержание, задачи и формы бюджетного контроля
Бюджетный контроль -- совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Республики Беларусь и местных органов власти, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины.
Как неотъемлемая составляющая финансового контроля бюджетный контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
Объекты бюджетного контроля:
• бюджетные отношения;
• бюджетные потоки;
• бюджетные планы.
Бюджетный контроль служит важнейшим каналом получения объективной информации об использовании финансовых ресурсов государства. Его значение заключается в предупреждении правонарушений бюджетного законодательства на всех этапах бюджетного процесса, содействии бюджетной политики государства.
Задачи бюджетного контроля:
• обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
• соблюдение налогового и бюджетного законодательства;
• контроль за правильностыо ведения бухгалтерского учета и отчетности;
• проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
• улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
• выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;
• контроль за реализацией системы межбюджетных отношений;
• проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
• контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов;
• пресечение незаконных действий по предоставлению налоговых льгот, бюджетных трансфертов отдельным категориям плательщиков или регионам;
• выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;
• проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.
По времени проведения различают три формы бюджетного контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами государственной власти и органами местного самоуправления: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный бюджетный контроль предшествует расходованию денежных средств и предотвращает нарушение финансовой дисциплины. Он осуществляется при составлении проекта бюджета, проверке смет учреждений, выдаче ссуд и перечислении бюджетных средств.
Текущий бюджетный контроль производится во время оформления и совершения финансовых операций, связанных с поступлением доходов, расходованием денежных средств и материальных ценностей. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. Основная задача текущего контроля — предотвратить и устранить нарушения.
При последующем бюджетном контроле проверяются правильность, законность, целесообразность и эффективность произведенных расходов, сохранность денежных средств и материальных ценностей после завершения финансово-хозяйственных и учетных операций по ним, при внешней проверке, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности. Цель последующего контроля — выявить и не допускать в дальнейшем нарушения финансовой дисциплины в деятельности хозяйствующих субъектов, организаций и учреждений.
2. Органы бюджетного контроля, их полномочия
Контроль за исполнением бюджетного законодательства осуществляют:
• Президент Республики Беларусь;
• Парламент Республики Беларусь;
• Правительство Республики Беларусь;
• органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
• местные Советы депутатов;
• Министерство финансов Республики Беларусь;
• Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции;
• местные финансовые органы;
• таможенные органы Республики Беларусь;
• местные исполнительные и распорядительные органы;
распорядители бюджетных средств.
Полномочия Президента Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства закреплены в Конституции Республики Беларусь и устанавливаются законодательными актами. Глава государства осуществляет контроль за всеми стадиями бюджетного процесса, рассматривает и одобряет (или не одобряет) проект республиканского бюджета, в случае какого-либо упущения или других недостатков предлагает их устранить. Президент имеет право выступать на сессии Парламента при рассмотрении проекта республиканского бюджета, вносить после утверждения бюджета уточнения и (или) предлагать изменения и дополнения. Он рассматривает и вносит в Парламент отчет об исполнении республиканского бюджета.
Палаты Парламента Республики Беларусь осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и регламентами палат. Главным образом в их задачу входит контроль в процессе рассмотрения (обсуждения) проекта республиканского бюджета и при утверждении отчета о его исполнении. Парламент имеет право заслушивать отчет Правительства Республики Беларусь о ходе исполнения республиканского бюджета в течение финансового года.
Полномочия Правительства по контролю за соблюдением бюджетного законодательства закреплены и Конституции и устанавливаются законами и актами Президента Республики. Совет Министров Республики Беларусь выполняет следующие функции в финансовой сфере:
• обеспечивает проведение единой финансовой политики;
• ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Национальное собрание Республики Беларусь проект бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год и отчет о его исполнении;
• осуществляет регулирование внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь;
• обеспечивает привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;
• выступает от имени Республики Беларусь при предоставлении государственных гарантий Республики Беларусь;
• определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов.
Органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь уполномочены обеспечивать соблюдение бюджетного законодательства, осуществлять контроль:
• за исполнением доходных и расходных частей республиканского бюджета и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• своевременностью и полнотой поступления доходов, целевым и эффективным расходованием средств республиканского бюджета и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• соблюдением других норм бюджетного законодательства.
Полномочия местных Советов депутатов в области соблюдения бюджетного законодательства предполагают контроль:
• за правильностью составления, рассмотрения и утверждения местных бюджетов на очередной финансовый год;
• исполнением местных бюджетов, целевым и эффективным использованием бюджетных средств — при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях постоянных комиссий и на основании депутатских запросов;
• исполнением местных бюджетов — при рассмотрении и утверждении решений местных Советов депутатов об утверждении отчетов об исполнении местных бюджетов за отчетный финансовый год.
Полномочия Министерства финансов, его территориальных органов включают контроль:
• за соблюдением бюджетного законодательства при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (если иное не предусмотрено законодательными актами);
• соблюдением единой методологии ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов, установленной Министерством финансов;
• соответствием платежей принятым бюджетным обязательствам и бюджетным ассигнованиям;
• своевременным и полным поступлением доходов и эффективным и целевым расходованием средств республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями и физическими лицами;
• целевым использованием и своевременным возвратом бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, а также займов (кредитов), полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь; своевременным и полным внесением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.
Полномочия местных финансовых органов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства распространяются па территорию соответствующей административно-территориальной единицы и действуют на стадиях составления, рассмотрения, утверждения и исполнения соответствующих местных бюджетов.
По требованию Министерства финансов, местных исполнительных и распорядительных органов банки обязаны представлять сведения о состоянии текущих (расчетных) счетов органов государственного управления, иных организаций, использующих средства республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, и о движении бюджетных средств по счетам их получателей; иные организации, а также физические лица — информацию об использовании денежных средств, полученных из республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Полномочия Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, охватывающие область соблюдения бюджетного законодательства, включают осуществление в пределах их компетенции контроля за поступлением доходов в республиканский бюджет и местные бюджеты.
Полномочия таможенных органов Республики Беларусь в
части соблюдения бюджетного законодательства позволяют им контролировать в пределах их компетенции поступление доходов в республиканский бюджет.
Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за своевременным поступлением доходов, эффективным и целевым расходованием средств соответствующих местных бюджетов и нижестоящих бюджетов; своевременным возвратом бюджетных средств, выданных местными исполнительными и распорядительными органами и полученных ими на возвратной основе; своевременным и полным внесением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.
Распорядители бюджетных средств уполномочены в пределах своей компетенции контролировать целевое и эффективное использование бюджетных средств их получателями; своевременный возврат бюджетных средств, выданных на возвратной основе; своевременное и полное внесение процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.
3. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Нарушение бюджетного законодательства — это неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований бюджетного законодательства по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, получению и использованию бюджетных средств.
Меры принуждения, применяемые за нарушение бюджетного законодательства:
• приостановление либо ограничение финансирования за счет бюджетных средств;
• взыскание бюджетных средств;
• приостановление расчетов по банковским счетам;
• начисление и взыскание пени;
• иные меры — в соответствии с Бюджетным кодексом и иными законодательными актами.
Право применения перечисленных мер предоставлено Министерству финансов, его территориальным органам, местным финансовым органам; органам Комитета государственного контроля Республики Беларусь; иным уполномоченным органам — в соответствии с законодательными актами.
Следует уточнить, что к «иным уполномоченным органам», которые имеют право применять меры принуждения, относятся налоговые и таможенные органы, особенно в части приостановления расчетов по банковским счетам.
Все действия уполномоченных органов, а также действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке (прежде всего — в хозяйственные суды).
Основания для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства:
• незаконное получение средств из бюджета;
• нецелевое использование средств бюджета;
• использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства;
• предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением установленного порядка;
• невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;
• неперечисление, неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
• неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
• неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов и получателей бюджетных средств;
• непредставление в установленные сроки отчетности об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по счетам их получателей;
• нарушение условий договора с использованием бюджетных средств.
Бюджетный кодекс дает описание каждого из названных видов нарушений.
Незаконное получение средств из бюджета — это излишнее получение бюджетных средств организациями и индивидуальными предпринимателями (независимо от источника финансирования) в следствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления получателем средств из бюджета недостоверных сведений о финансовом состоянии либо других недостоверных данных, которые служат основанием для получения средств из бюджета в размерах, превышающих объем, определенный законодательством.
Меры ответственности:
• приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств;
• взыскание в бесспорном порядке полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания.
Нецелевое использование средств бюджета — любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законодательства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней. В этом случае применяются такие же меры ответственности, как и к нарушителям первого вида.
Использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства — использование бюджетных средств вразрез с требованиями Бюджетного кодекса и иных актов бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств. Принятие обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями (при отсутствии иных источников финансирования таких обязательств), приравнивается к использованию средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства. Меры ответственности те же, что в двух вышеописанных случаях.
Предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением установленного порядка — нарушение, за которое в качестве мер ответственности предусмотрены:
• взыскание в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств;
• приостановление операций по счетам в банке.
Таким же образом наказываются невозврат (несвоевременный возврат) бюджетных средств, полученных на возвратной основе, а также неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.
В случае неперечисления либо неполного перечисления бюджетных средств получателям бюджетных средств виновников обязывают перечислить бюджетные средства их получателям до размера, предусмотренного уведомлением о бюджетных ассигнованиях.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций на перечисление денежных средств, подлежащих зачислению в бюджет или перечислению из бюджета, банки несут ответственность в соответствии с законодательством.
Непредставление в установленные сроки бухгалтерской отчетности и иных сведений об использовании бюджетных средств в составе и порядке, определенных Министерством финансов, влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств.
Предусмотрены также меры ответственности за нарушение условий договора с использованием бюджетных средств. Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджета предварительную оплату и не исполнившие (или ненадлежащим образом исполнившие) обязательство по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в сроки, предусмотренные договором, уплачивают покупателю или заказчику за каждый просроченный день пеню в размере, установленном законодательством, с зачислением ее в доход соответствующего бюджета.
При выявлении фактов нарушения бюджетного законодательства взыскание денежных средств с организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется следующим образом:
• Средства бюджета (в том числе в виде бюджетных ссуд, бюджетных займов), незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, задолженность по бюджетным ссудам, задолженность и проценты по бюджетным займам, а также задолженность по обязательствам, возникшим в случае исполнения Министерством финансов гарантий Правительства и исполнения местными исполнительными и распорядительными органами обязательств по гарантиям, пеня, начисленная Министерством финансов, его территориальными органами, местными финансовыми органами, и иные платежи в случаях, предусмотренных законодательными актами, взыскиваются Министерством финансов, его территориальными органами, местными финансовыми органами в бесспорном порядке.
♦ Средства бюджета, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, взыскиваются органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь в бесспорном порядке. При этом взыскание обращается на денежные средства, находящиеся на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках (в том числе депозитных), на основании исполнительных документов — приказа Министерства финансов, его территориального органа либо местного финансового органа, предписания органа Комитета государственного контроля о принудительном взыскании денежных средств.
♦ Возможно взыскание средств бюджета, пени и задолженности за счет средств дебиторов организаций, индивидуальных предпринимателей. Оно производится в бесспорном порядке на основании приказа Министерства финансов, его территориального органа или местного финансового органа либо на основании предписания органа Комитета государственного контроля о принудительном взыскании денежных средств.
♦ Основанием для издания приказа и предписания являются акт проверки (ревизии) организации, индивидуального предпринимателя либо их заявление об уступке требования кредитора и документ (акт сверки или иной подписанный дебитором и организацией, индивидуальным предпринимателем документ), подтверждающий наличие дебиторской задолженности у организации, индивидуального предпринимателя и кредиторской задолженности у дебитора. Сумма, подлежащая взысканию, не может превышать сумму дебиторской задолженности этого дебитора.
Приказ Министерства финансов, его территориального органа либо местного финансового органа, предписание органа Комитета государственного контроля о принудительном взыскании денежных средств и платежная инструкция выдаются банку, обслуживающему соответствующий орган.
Важно отметить, что взыскание не производится за счет денежных средств на корреспондентских счетах организации, индивидуального предпринимателя, их дебиторов, а также на счетах по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов.
При недостаточности либо отсутствии на счетах организации, индивидуального предпринимателя денежных средств взыскание обращается на имущество организации, индивидуального предпринимателя в судебном порядке.
Особое правило действует в отношении бюджетных организаций: они осуществляют возврат средств, незаконно полученных из бюджета либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства, в доход соответствующего бюджета за счет внебюджетных средств. В случае отсутствия или недостаточности таких средств возврат производится за счет бюджетных средств текущего года, предусмотренных в смете расходов бюджетной организации, по статье, по которой допущено нарушение, а при недостаточности либо отсутствии средств но данной статье — за счет общей экономии средств по смете бюджетной организации.
Если юридические лица не исполняют обязательства но погашению задолженности перед бюджетом и к ним невозможно применить предусмотренные меры, то Министерство финансов, его территориальные органы либо местные финансовые органы, органы Комитета государственного контроля, иные уполномоченные органы в соответствии с законодательными актами вправе приостановить операции по счетам в банках (все расходные операции). На основании ходатайства организации или индивидуального предпринимателя Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы, органы Комитета государственного контроля вправе предоставить отсрочку и (или) рассрочку возмещения в соответствующие бюджеты незаконно полученных либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства бюджетных средств. Отсрочка предоставляется на срок до шести месяцев.
Ходатайство рассматривается в срок не более 15 дней, и на этот период бесспорное взыскание денежных средств приостанавливается.Таким образом, наряду с административными санкциями и уголовным наказанием нормы Бюджетного кодекса Республики Беларусь предусматривают за нарушение норм бюджетного законодательства специфические санкции:
• приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств;
• взыскание бюджетных средств;
• приостановление расчетов по банковским счетам;
• начисление и взыскание пени.
Все вышеперечисленные санкции применяются собственником (государством — казной) для восстановления нанесенного ущерба.