Тема 31 Контроль за соблюдением бюджетного законодательства

1. Содержание, задачи и формы бюджетного контроля

2. Органы бюджетного контроля, их полномочия

3. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

1. Содержание, задачи и формы бюджетного контроля

Бюджетный контроль -- совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по провер­ке законности, целесообразности и эффективности действий в обра­зовании, распределении и использовании денежных фондов Рес­публики Беларусь и местных органов власти, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины.

Как неотъемлемая составляющая финансового контроля бюд­жетный контроль является формой реализации контрольной функ­ции финансов.

Объекты бюджетного контроля:

• бюджетные отношения;

• бюджетные потоки;

• бюджетные планы.

Бюджетный контроль служит важнейшим каналом получения объективной ин­формации об использовании финансовых ресурсов государства. Его значение заключается в предупреждении правонарушений бюджетного законодательства на всех этапах бюджетного процесса, содействии бюджетной политики государ­ства.

Задачи бюджетного контроля:

• обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;

• соблюдение налогового и бюджетного законодательства;

• контроль за правильностыо ведения бухгалтерского учета и отчетности;

• проверка эффективности и целевого использования бюджет­ных средств и средств внебюджетных фондов;

• улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

• выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;

• контроль за реализацией системы межбюджетных отноше­ний;

• проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фон­дов в банках и других кредитных учреждениях;

• контроль за формированием и распределением целевых бюд­жетных фондов;

• пресечение незаконных действий по предоставлению налого­вых льгот, бюджетных трансфертов отдельным категориям пла­тельщиков или регионам;

• выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;

 

• проведение профилактической, информационно-разъясни­тельной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисцип­лины.

По времени проведения различают три формы бюджетного контроля, осуществляемого законодательными (представитель­ными) органами государственной власти и органами местного са­моуправления: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный бюджетный контроль предшествует расхо­дованию денежных средств и предотвращает нарушение финансо­вой дисциплины. Он осуществляется при составлении проекта бюд­жета, проверке смет учреждений, выдаче ссуд и перечислении бюд­жетных средств.

Текущий бюджетный контроль производится во время оформ­ления и совершения финансовых операций, связанных с поступле­нием доходов, расходованием денежных средств и материальных ценностей. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюде­ния. Основная задача текущего контроля — предотвратить и ус­транить нарушения.

При последующем бюджетном контроле проверяются правиль­ность, законность, целесообразность и эффективность произведен­ных расходов, сохранность денежных средств и материальных цен­ностей после завершения финансово-хозяйственных и учетных опе­раций по ним, при внешней проверке, рассмотрении и утвержде­нии бюджетной отчетности. Цель последую­щего контроля — выявить и не допускать в дальнейшем наруше­ния финансовой дисциплины в деятельности хозяйствующих субъектов, организаций и учреждений.

2. Органы бюджетного контроля, их полномочия

Контроль за исполнением бюджетного законодательства осущест­вляют:

• Президент Республики Беларусь;

• Парламент Республики Беларусь;

• Правительство Республики Беларусь;

• органы Комитета государственного контроля Республики Бе­ларусь;

• местные Советы депутатов;

• Министерство финансов Республики Беларусь;

• Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции;

• местные финансовые органы;

• таможенные органы Республики Беларусь;

• местные исполнительные и распорядительные органы;

распорядители бюджетных средств.

Полномочия Президента Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства закреплены в Кон­ституции Республики Беларусь и устанавливаются законодатель­ными актами. Глава государства осуществляет контроль за всеми стадиями бюджетного процесса, рассматривает и одобряет (или не одобряет) проект республиканского бюджета, в случае какого-либо упущения или других недостатков предлагает их устранить. Пре­зидент имеет право выступать на сессии Парламента при рассмот­рении проекта республиканского бюджета, вносить после утверж­дения бюджета уточнения и (или) предлагать изменения и дополне­ния. Он рассматривает и вносит в Парламент отчет об исполнении республиканского бюджета.

Палаты Парламента Республики Беларусь осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства в соответ­ствии с Конституцией Республики Беларусь и регламентами па­лат. Главным образом в их задачу входит контроль в процессе рас­смотрения (обсуждения) проекта республиканского бюджета и при утверждении отчета о его исполнении. Парламент имеет пра­во заслушивать отчет Правительства Республики Беларусь о ходе исполнения республиканского бюджета в течение финансового года.

Полномочия Правительства по кон­тролю за соблюдением бюджетного законодательства закреплены и Конституции и устанавливаются законами и актами Президента Республики. Совет Министров Респуб­лики Беларусь выполняет следующие функции в финансовой сфере:

• обеспечивает проведение единой финансовой политики;

• ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Респуб­лики Беларусь для внесения в Национальное собрание Республики Беларусь проект бюджета Республики Беларусь на очередной фи­нансовый год и отчет о его исполнении;

• осуществляет регулирование внутреннего и внешнего госу­дарственного долга Республики Беларусь;

• обеспечивает привлечение, использование и погашение внеш­них государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;

• выступает от имени Республики Беларусь при предоставле­нии государственных гарантий Республики Беларусь;

• определяет меры по обеспечению сбалансированности денеж­ных доходов и расходов населения, улучшению финансового состо­яния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов.

Органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь уполномочены обеспечивать соблюдение бюджетного за­конодательства, осуществлять контроль:

• за исполнением доходных и расходных частей республикан­ского бюджета и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• своевременностью и полнотой поступления доходов, целевым и эффективным расходованием средств республиканского бюджета и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• соблюдением других норм бюджетного законодательства.

Полномочия местных Советов депутатов в области соблю­дения бюджетного законодательства предполагают контроль:

• за правильностью составления, рассмотрения и утверждения местных бюджетов на очередной финансовый год;

• исполнением местных бюджетов, целевым и эффективным использованием бюджетных средств — при рассмотрении отдель­ных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях постоянных ко­миссий и на основании депутатских запросов;

• исполнением местных бюджетов — при рассмотрении и ут­верждении решений местных Советов депутатов об утверждении отчетов об исполнении местных бюджетов за отчетный финансовый год.

Полномочия Министерства финансов, его территориаль­ных органов включают контроль:

• за соблюдением бюджетного законодательства при составле­нии, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюд­жетных фондов (если иное не предусмотрено законодательными ак­тами);

• соблюдением единой методологии ведения учета и составле­ния отчетности об исполнении бюджетов, установленной Минис­терством финансов;

• соответствием платежей принятым бюджетным обязатель­ствам и бюджетным ассигнованиям;

• своевременным и полным поступлением доходов и эффектив­ным и целевым расходованием средств республиканского и мест­ных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов республиканскими органами государственного управления, мест­ными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями и физическими лицами;

• целевым использованием и своевременным возвратом бюд­жетных средств, предоставленных на возвратной основе, а также займов (кредитов), полученных под гарантии Правительства Рес­публики Беларусь; своевременным и полным внесением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленны­ми на возмездной основе.

Полномочия местных финансовых органов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства распространяются па территорию соответствующей административно-территориальной единицы и действуют на стадиях составления, рассмотрения, ут­верждения и исполнения соответствующих местных бюджетов.

По требованию Министерства финансов, местных исполнитель­ных и распорядительных органов банки обязаны представлять све­дения о состоянии текущих (расчетных) счетов органов государ­ственного управления, иных организаций, использующих средства республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов, и о движении бюджетных средств по счетам их получателей; иные организации, а также физические лица — информацию об использовании денежных средств, полу­ченных из республиканского бюджета, местных бюджетов, бюдже­тов государственных внебюджетных фондов.

Полномочия Министерства по налогам и сборам Республи­ки Беларусь и инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, охватывающие область соблюдения бюд­жетного законодательства, включают осуществление в пределах их компетенции контроля за поступлением доходов в республикан­ский бюджет и местные бюджеты.

Полномочия таможенных органов Республики Беларусь в

части соблюдения бюджетного законодательства позволяют им контролировать в пределах их компетенции поступление доходов в республиканский бюджет.

Местные исполнительные и распорядительные органы осу­ществляют в пределах своей компетенции контроль за своевремен­ным поступлением доходов, эффективным и целевым расходовани­ем средств соответствующих местных бюджетов и нижестоящих бюджетов; своевременным возвратом бюджетных средств, выдан­ных местными исполнительными и распорядительными органами и полученных ими на возвратной основе; своевременным и полным внесением процентов (платы) за пользование бюджетными сред­ствами, предоставленными на возмездной основе.

Распорядители бюджетных средств уполномочены в преде­лах своей компетенции контролировать целевое и эффективное использование бюджетных средств их получателями; своевремен­ный возврат бюджетных средств, выданных на возвратной основе; своевременное и полное внесение процентов (платы) за пользова­ние бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

3. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Нарушение бюджетного законодательства — это неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований бюджетного законода­тельства по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, получению и использованию бюджетных средств.

Меры принуждения, применяемые за нарушение бюджетного законодательства:

• приостановление либо ограничение финансирования за счет бюджетных средств;

• взыскание бюджетных средств;

• приостановление расчетов по банковским счетам;

• начисление и взыскание пени;

• иные меры — в соответствии с Бюджетным кодексом и иными законодательными актами.

Право применения перечисленных мер предоставлено Минис­терству финансов, его территориальным органам, местным финан­совым органам; органам Комитета государственного контроля Рес­публики Беларусь; иным уполномоченным органам — в соответ­ствии с законодательными актами.

Следует уточнить, что к «иным уполномоченным органам», ко­торые имеют право применять меры принуждения, относятся нало­говые и таможенные органы, особенно в части приостановления расчетов по банковским счетам.

Все действия уполномоченных органов, а также действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судеб­ном порядке (прежде всего — в хозяйственные суды).

Основания для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства:

• незаконное получение средств из бюджета;

• нецелевое использование средств бюджета;

• использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства;

• предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нару­шением установленного порядка;

• невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

• неперечисление, неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

• неперечисление процентов (платы) за пользование бюджет­ными средствами, предоставленными на возмездной основе;

• неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных ин­струкций на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов и получателей бюджетных средств;

• непредставление в установленные сроки отчетности об ис­пользовании бюджетных средств, информации о движении бюд­жетных средств по счетам их получателей;

• нарушение условий договора с использованием бюджетных средств.

Бюджетный кодекс дает описание каждого из названных видов нарушений.

Незаконное получение средств из бюджета — это излишнее по­лучение бюджетных средств организациями и индивидуальными предпринимателями (независимо от источника финансирования) в следствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других доку­ментах сумм, подлежащих получению, представления получате­лем средств из бюджета недостоверных сведений о финансовом сос­тоянии либо других недостоверных данных, которые служат осно­ванием для получения средств из бюджета в размерах, превышаю­щих объем, определенный законодательством.

Меры ответственности:

• приостановление либо ограничение финансирования расхо­дов за счет бюджетных средств;

• взыскание в бесспорном порядке полученных средств с начис­лением процентов в размере ставки рефинансирования, установ­ленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыс­кания.

Нецелевое использование средств бюджета — любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразивши­еся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законода­тельства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, переда­ваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных транс­фертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней. В этом случае применяются такие же меры ответственности, как и к нару­шителям первого вида.

 
 

Использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства — использование бюджетных средств вразрез с требованиями Бюджетного кодекса и иных актов бюджетного зако­нодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств. Принятие обязательств, не обес­печенных бюджетными ассигнованиями (при отсутствии иных ис­точников финансирования таких обязательств), приравнивается к использованию средств бюджета с нарушением бюджетного законо­дательства. Меры ответственности те же, что в двух вышеописан­ных случаях.

Предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нару­шением установленного порядка — нарушение, за которое в каче­стве мер ответственности предусмотрены:

• взыскание в бесспорном порядке сумм предоставленных бюд­жетных средств;

• приостановление операций по счетам в банке.

Таким же образом наказываются невозврат (несвоевременный возврат) бюджетных средств, полученных на возвратной основе, а также неперечисление процентов (платы) за пользование бюд­жетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

В случае неперечисления либо неполного перечисления бюджет­ных средств получателям бюджетных средств виновников обя­зывают перечислить бюджетные средства их получателям до разме­ра, предусмотренного уведомлением о бюджетных ассигнованиях.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций на перечисление денежных средств, подлежащих за­числению в бюджет или перечислению из бюджета, банки несут ответственность в соответствии с законодательством.

Непредставление в установленные сроки бухгалтерской от­четности и иных сведений об использовании бюджетных средств в составе и порядке, определенных Министерством финансов, вле­чет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств.

Предусмотрены также меры ответственности за нарушение ус­ловий договора с использованием бюджетных средств. Так, юри­дические лица и индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджета предварительную оплату и не исполнив­шие (или ненадлежащим образом исполнившие) обязательство по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в сроки, предусмотренные договором, уплачивают покупателю или заказчи­ку за каждый просроченный день пеню в размере, установленном законодательством, с зачислением ее в доход соответствующего бюджета.

При выявлении фактов нарушения бюджетного законодатель­ства взыскание денежных средств с организаций и индивидуаль­ных предпринимателей осуществляется следующим образом:

• Средства бюджета (в том числе в виде бюджетных ссуд, бюд­жетных займов), незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, за­долженность по бюджетным ссудам, задолженность и проценты по бюджетным займам, а также задолженность по обязательствам, возникшим в случае исполнения Министерством финансов гарантий Правительства и ис­полнения местными исполнительными и распорядительными орга­нами обязательств по гарантиям, пеня, начисленная Министер­ством финансов, его территориальными органами, местными фи­нансовыми органами, и иные платежи в случаях, предусмотренных законодательными актами, взыскиваются Министерством финан­сов, его территориальными органами, местными финансовыми ор­ганами в бесспорном порядке.

♦ Средства бюджета, незаконно полученные либо использован­ные не по целевому назначению или с нарушением законодатель­ства, взыскиваются органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь в бесспорном порядке. При этом взыскание обращается на денежные средства, находящиеся на счетах органи­заций, индивидуальных предпринимателей в банках (в том числе депозитных), на основании исполнительных документов — прика­за Министерства финансов, его территориального органа либо мест­ного финансового органа, предписания органа Комитета государ­ственного контроля о принудительном взыскании денежных средств.

♦ Возможно взыскание средств бюджета, пени и задолженности за счет средств дебиторов организаций, индивидуальных предпри­нимателей. Оно производится в бесспорном порядке на основании приказа Министерства финансов, его территориального органа или местного финансового органа либо на основании предписания органа Комитета государственного контроля о принудительном взыскании денежных средств.

♦ Основанием для издания приказа и предписания являются акт проверки (ревизии) организации, индивидуального предпринима­теля либо их заявление об уступке требования кредитора и доку­мент (акт сверки или иной подписанный дебитором и организаци­ей, индивидуальным предпринимателем документ), подтверждаю­щий наличие дебиторской задолженности у организации, индиви­дуального предпринимателя и кредиторской задолженности у де­битора. Сумма, подлежащая взысканию, не может превышать сум­му дебиторской задолженности этого дебитора.

Приказ Министерства финансов, его территориального органа либо местного финансового органа, предписание органа Комитета государственного контроля о принудительном взыскании денеж­ных средств и платежная инструкция выдаются банку, обслужива­ющему соответствующий орган.

Важно отметить, что взыскание не производится за счет денеж­ных средств на корреспондентских счетах организации, индивиду­ального предпринимателя, их дебиторов, а также на счетах по уче­ту бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов.

При недостаточности либо отсутствии на счетах организации, индивидуального предпринимателя денежных средств взыскание обращается на имущество организации, индивидуального предпри­нимателя в судебном порядке.

Особое правило действует в отношении бюджетных организа­ций: они осуществляют возврат средств, незаконно полученных из бюджета либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства, в доход соответствую­щего бюджета за счет внебюджетных средств. В случае отсут­ствия или недостаточности таких средств возврат производится за счет бюджетных средств текущего года, предусмотренных в смете расходов бюджетной организации, по статье, по которой допущено нарушение, а при недостаточности либо отсутствии средств но дан­ной статье — за счет общей экономии средств по смете бюджетной организации.

Если юридические лица не исполняют обязательства но погаше­нию задолженности перед бюджетом и к ним невозможно приме­нить предусмотренные меры, то Министерство финансов, его тер­риториальные органы либо местные финансовые органы, органы Комитета государственного контроля, иные уполномоченные орга­ны в соответствии с законодательными актами вправе приостано­вить операции по счетам в банках (все расходные операции). На основании ходатайства организации или индивидуального предпринимателя Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы, органы Комитета государ­ственного контроля вправе предоставить отсрочку и (или) рассроч­ку возмещения в соответствующие бюджеты незаконно получен­ных либо использованных не по целевому назначению или с нару­шением бюджетного законодательства бюджетных средств. Отсроч­ка предоставляется на срок до шести месяцев.

   

Ходатайство рассматривается в срок не более 15 дней, и на этот пе­риод бесспорное взыскание денежных средств приостанавливается.Таким образом, наряду с административными санкциями и уго­ловным наказанием нормы Бюджетного кодекса Республики Бела­русь предусматривают за нарушение норм бюджетного законода­тельства специфические санкции:

• приостановление либо ограничение финансирования расхо­дов за счет бюджетных средств;

• взыскание бюджетных средств;

• приостановление расчетов по банковским счетам;

• начисление и взыскание пени.

Все вышеперечисленные санкции применяются собственником (государством — казной) для восстановления нанесенного ущерба.

Наши рекомендации