Особенности финансовой политики рф на разных этапах развития
Количество часов - 2
ТЕМА: ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
1. Финансовая политика государства: понятие, цель, взаимосвязи
2. Особенности финансовой политики РФ на разных этапах развития
3. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики.
1. Финансовая политика государства: понятие, цель, взаимосвязи
Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере, посредством осуществления финансовой политики.
Дадим определение финансовой политике - /отметить наличие дискуссионности по существующим определениям/
Государственная финансовая политика – часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны
(1)Финансовая политика является органической частью, стержневой основой экономической политики государства. Данный факт не оспаривается, у любого финансового инструмента – будь то бюджет, налоговые ставки, льготы и т.д. существует связь с целями экономической политики и ее социальной направленностью. На практике это может быть формальная связь, не дающая результатов. В этом случае либо инструменты, например ставки налогообложения, уводят часть экономики в теневой сектор, либо финансовая служба не отладила технологию сбора налогов. Чаще низкая эффективность финансовых инструментов связана как с низкой отлаженностью этих инструментов, так и с плохой организацией функционирования финансовых институтов государственной власти.
(2) Государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей органов власти, преследующих собственные интересы. Использование финансовой политики только как инструмента выполнения функций государства ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы (хоз. субъекты, население страны)
Например. Многими специалистами, включая представителей государственной власти, убедительно обосновывалось неэффективность существовавшей налоговой системы, а для ряда сфер бизнеса – ее губительность. Тем не менее, она долго оставалась без изменения. Проводимая же в настоящее время реформа налоговой системы, по большому счету не меняет ее сущности. В данном случае государственная финансовая политика де-факто трансформировалась в финансовую политику отдельной группы лиц, которую активно проводят в жизнь органы государственной власти.
Другой пример – из области государства и наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется, например как норматив при установлении государством различных платежей в т.ч. штрафов, и никоим образом не увязан с прожиточным минимумом граждан России. Такая позиция государства привела к тому, что значительная часть населения страны оказалось за чертой бедности. Отсюда следует, что
(3) Финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.
Итак, из вышесказанного следует: Главной целью государственной финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Таким образом, финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.
Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.
Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач.
Финансовая тактика — это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны.
Государственная финансовая политика - понятие многоплановое. Если рассматривать сферу деятельности финансовой политики, то она будет определяться степенью участия государства в управлении экономикой и социальной сферой (исходя из теоретических концепций, которые господствуют на данный период времени – на семинаре)
Однако успех финансовой политики и ее высокая результативность будет зависеть не только от степени влияния государства на экономику, но и от того насколько развита финансовая система и взаимосвязаны элементы финансовой политики.
Рассмотрим основные элементы или звенья финансовой политики, т.к. от эффективности их работы будет зависеть результативность финансовой политики в целом
Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического роста. (Отметить, что некоторые авторы включают кредитно-денежную политику в состав финансовой политики. Я отдельно - т.к. разные субъекты: финансовая политика – Минфин, денежно-кредитная политика – ЦБ, который имеет определенную самостоятельность. Отсюда вопрос о включении кредитно-денежной политики не бесспорен, но взаимосвязь между ними и их взаимозависимость не вызывают сомнений, что подтверждается анализом причин современного финансового кризиса как в РФ, так и в странах Юго-Восточной и Восточной Азии, который как известно начался с кризиса на финансовых рынках, сфера деятельности которых – кредитно-денежные операции. Кроме того, термин о единой финансово-банковской системе превалирует в российской периодической литературе.)
Характеристика денежно-кредитной системы РФ - на семинаре.
В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, ценовая, международная и таможенная политика. Остановимся на краткой характеристике перечисленных компонентов.
Бюджетная политикаРФ основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства и бюджетного процесса в стране – дать краткую характеристику.
Бюджетная политика выражается в определении государством источников формирования доходов бюджета, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.
От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики. Здесь возможны разные сценарии: 1-ый исторический сценарий: функциональная перегруженность бюджета вплоть до прямого финансирования за счет бюджета не только социальных расходов, расходов на образование, здравоохранение, культуру, но и большей части расходов на капитальные вложения в реальный сектор экономики. 2-ой исторический сценарий: минимизация роли бюджета в соответствии с концепцией «минимального государства». Это означает максимальную приватизацию государственной собственности, почти полное отстранение государства от финансирования реального сектора и производственных капитальных вложений. 3-ий исторический сценарий: доля бюджета в ВВП связана с концепцией эффективного государства, т.е. его доля в расходах определяется исходя из оптимизации выполнения государством функций, с тем чтобы эффективность и затрат и ресурсов стремились к максимуму. Таким образом, личное благосостояние большинства граждан будет зависеть от финансового благополучия народного хозяйства и сбалансированности бюджета.
Налоговая политикаосновывается на построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее, мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.
Исходя из мирового опыта развитых стран мира, к основным принципам построения налоговых систем относятся:
1) горизонтальное и вертикальное равенство - горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги, вертикальное – предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные;
2) нейтральность налогов – строится на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения, т.е. налоги должны обеспечивать такие поступления в бюджет, какие будут достаточными для выполнения принятых государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легальной деятельности участников материального производства. Налогообложение не должно носить конфискационного характера, только рост НД способен обеспечить увеличение налогооблагаемой базы.
3) Минимальный де стимулирующий эффект от введения того или иного налога - увеличение числа налогов, объектов налогообложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов; кроме того, доказано, что основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы, имущество) превалирование косвенных налогов приводит к увеличению налогового бремени основной массы населения с низким уровнем доходов; косвенные налоги целесообразно вводить для товаров вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т.п.
4) Удобство взимания налогов для правительства – налоговая система должна быть открытой и максимально простой для налогоплательщиков;
5) Трудность уклонения от уплаты налогов – жесткий контроль со стороны налоговых органов за постановкой налогоплательщиков на учет, своевременной и полной уплатой налоговых платежей
Инвестиционная политика – связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Отсюда главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.
Социальная политикагосударства связана с решением задач финансового обеспечения прав граждан, установленных в Конституции РФ и охватывает следующие сферы: пенсионную (реализация пенсионной реформы, внедрение элементов накопительного финансирования пенсий), миграционную (регулирование вынужденной миграции), финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.
Ценовая политикагосударства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги /государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями и др./, так как цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги монопольных отраслей.
Международная финансовая политика– основана на управлении валютно-финансовых и кредитных международных отношений, связанных с международным разделением труда, формированием и погашением государственного долга, участием в деятельности международных организаций.
Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.
Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим устанавливается система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.
Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Целями финансовой политики предприятия могут быть: (а) выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы, (б) избежание банкротства и крупных финансовых неудач, (в) лидерство в борьбе с конкурентами, (г) максимизация прибыли, (д.) минимизация расходов и т.д.
Особенности финансовой политики рф на разных этапах развития