Роль местного самоуправления в развитии государства и общества
Один из основоположников теории современной демократии А. де Токвиль писал в середине XIX века: «Народ является источником власти в обществе, однако более непосредственно, чем в общине, он нигде не осуществляет свою власть»; «Изымите у общины ее силу и независимость, и вы найдете в ней лишь управляемых, но тогда не рассчитывайте встретить здесь граждан»; «Общинные институты играют для установления независимости ту же роль, что и начальные школы для науки; они открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой, наслаждаться ее мирным характером».
Основные признаки местного самоуправления, отличающие его от государственной власти, были описаны Л.А. Велиховым в его классическом труде «Основы городского хозяйства», изданном в 1928 году:
различие в характере власти: местное самоуправление – власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью;
разграничение сфер компетенции с государством (самостоятельная и автономная компетенция местного самоуправления);
самостоятельные источники средств – нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, раз ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства к осуществлению своих задач;
территориально ограниченный выборный принцип формирования органов местного самоуправления.
Эти высказывания можно считать основополагающими для понимания сущности и духа местного самоуправления.
Признание местного самоуправления как особой формы публичной власти и как особого общественного института означает признание того, что наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом существует коллективный интерес местного сообщества – муниципальный интерес. Он состоит, прежде всего, в обеспечении благоприятных условий совместного проживания граждан на определенной территории, что требует устойчивого социально-экономического развития этой территории.
Выявляя, проявляя и реализуя муниципальный интерес, местное самоуправление одновременно выполняет три функции: функцию публичной власти, хозяйственную функцию и общественную функцию – функцию содействия самоорганизации граждан для реализации ими своего муниципального интереса.
Кроме того, а, быть может, прежде всего, местное самоуправление – это своего рода идеология, система жизненных взглядов, основанная на том, что граждане, местные сообщества могут решать многие вопросы местной жизни самостоятельно и более эффективно, чем государство, а в некоторых условиях – и чем бизнес, поскольку цель решения вопросов местного значения – реализация муниципального интереса, и максимально эффективная для данных условий реализация этой целевой задачи не всегда совпадает с интересами государства и бизнеса.
Еще одна важная роль местного самоуправления – это роль связующего звена между гражданами и государственной властью. Как отмечал А.И. Солженицын, «самоорганизация населения на местном уровне – это единственная возможность ликвидировать пропасть между властью и народом, реализовать потенциал энергии, сознания и силы народа».
В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как на одну из необходимых основ по-настоящему демократического строя и важнейший принцип организации власти в демократическом государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества и демократической общественно-политической системы.
Основополагающими актами, определяющими основные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации являются Конституция и Европейская хартия местного самоуправления, 20-летие принятия и 15-летие ратификации которых мы отмечаем в текущем, 2013 году.
14 норм-принципов организации местного самоуправления Европейская хартия считает основными, обязательными для принятия всеми странами, которые ратифицировали этот документ. Среди них такие, как необходимость признания местного самоуправления в законодательстве и по возможности в конституции государства; автономия местного самоуправления в сфере компетенций в пределах, установленных законом; ограниченность административного контроля за деятельностью органов местного самоуправления лишь целью обеспечения законности; право на обладание собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий; право на судебную защиту.
Обобщающим принципом Европейской хартии местного самоуправления является принцип субсидиарности: целесообразно сохранять полномочия у вышестоящего уровня власти только тогда, когда их выполнение более эффективно осуществляется именно на этом уровне; полномочия должны стремиться осуществляться на уровне, который находится ближе всего к гражданам.
Многие нормы-принципы Конституции Российской Федерации в части местного самоуправления сформулированы в значительной степени под влиянием соответствующих норм Европейской хартии. Важной российской конституционной особенностью является более широкий конституционный демократизм правовой формулы местного самоуправления: местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции). Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).
Как видим, в нашей стране сформированы необходимые и достаточные конституционно-правовые основания для деятельности местного самоуправления в его традиционно-демократической европейской форме. Однако полагаем, что требуется, при сохранении ее конституционной, международно-правовой и законодательной концепции, всестороннее совершенствование действующей системы местного самоуправления на базе системной Государственной стратегииее развития, основная цель которой – формирование необходимых и достаточных условий для комплексного и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, развития местных сообществ и гражданского общества на местном уровне.Эта цель достижима только при объединении усилий государства, муниципалитетов, общества, бизнеса, профессиональных и экспертных сообществ. Такое объединение усилий заинтересованных субъектов при их координации государством – одно из базовых условий успешности такой реорганизации.
Муниципальное сообщество заявляет готовность к такой работе и представляет свою позицию по содержанию и пределам такой реорганизации системы местного самоуправления по основным направлениям муниципальной деятельности.
Вопросы институциональной и территориальной