Происхождение государства и права. Их роль в развитии общества.

Общая характеристика первобытно-общественного строя. Организация власти в первобытном обществе.

Экономические и социальные причины возникновения государства

Основные формы возникновения государства: афинская, римская, древнегерманская

Основные теории происхождения государства.

1.

Так же, как и право, государство возникло в период перехода первобытного общества к раннеземледельческому. Экономика первобытного общества носила присваивающий характер. Потребности людей удовлетворялись за счет собирательства, охоты, рыбной ловли и других способов присвоения готовых животных и растительных форм. Экономическая деятельность основывалась на половозрастном разделении труда: мужчины занимались преимущественно охотой и рыболовством; женщины изготавливали одежду, посуду, вели домашнее хозяйство; старики, обладая опытом и знаниями, помогали трудоспособным представителям рода. Социальная организация первобытного общества называется родовым строем. Она претерпела эволюцию от малых родственных групп количеством 20-30 человек, постоянно передвигавшихся с места на место в поисках пищи до родовой общины, ставшей жить полуоседло и объединившей несколько поколений родственников: родителей, молодых мужчин и женщин, детей.

Род - это группа людей, связанных кровными узами, общей хозяйственной деятельностью и совместной собственностью.

Родовые общины с целью противостояния силам природы, отражения нападений соседей и ведения войн могли объединяться в племена и союзы племен.

Основными органами родового строя являлись: старейшины, совет старейшин, вождь, совет вождей, жрецы, народное собрание.

Старейшины –возглавляли родовые общины и оказывали большое влияние не только на дела рода, но и племени. Старейшина осуществлял функцию общего руководства и контроля хозяйственной и социальной жизни рода, разрешал споры.

Совет старейшин -рассматривал вопросы,касающиеся всех родовых общин, проживающих по соседству, или целого племени. Он разрешал споры между родами, согласовывал их хозяйственную и иную совместную деятельность, обсуждал вопросы, которые впоследствии могли быть вынесены на народное собрание.

Вождь -возглавлял племя.Для защиты и нападения родовые общины объединялись в племена, которые подчинялись вождям.

Жречествопредставляло особую группу людей внутри племени или рода, осуществляющих функции посредников между людьми и богами. Жрецы контролировали соблюдение людьми обрядов, ритуалов, предсказывали различные природные события, оказывали помощь больным.

Народное собрание -состояло из взрослых членов племени или рода. Во многих случаях на его заседания собирались лишь войны. Вопросы, выносимые на собрания вождем или старейшинами отличались особой важностью и требовали коллективного решения: о войне и мире; о перемещениях с места стоянки, о наказании соплеменников.

2.

Экономические и социальные причины возникновения государства.

1).Неолитическая революция

2).Рост производительности труда и появление излишков

3).Появление частной собственности

4). Три крупных разделения труда: а) отделение ремесла от земледелия б) появление купцов в) отделение скотоводства и земледелия.

Социальные причины возникновения государства

1) Разложение труда, возникновение семьи

2) Появление «антагонизмов»

3) Раскол общины на классы

Происхождение права

Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждалась в определенной упорядоченности. Правила поведения выражались в обычаях которые были тесно связаны с религиозными нравственными устоями.

Обычай – это правила поведения, который формируется в обществе путем его неоднократного повторения, становится привычкой, закрепляется в сознании людей и передается из поколения в поколение.

С расслоением общества на классы обычаи уже не могли урегулировать отношения. Историческо-правовой формой зарождающегося права был правовой обычай, который поддерживался жречеством и государством. Первые правовые обычаи содействовали закреплению царской власти. Суды первоначально возглавляли жрецы. С появлением письменности эти нормы получают закрепление в первых законах верховной власти.

3.

Наши рекомендации