Целевые бюджетные и внебюджетные фонды
Целевым бюджетным фондом, в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, называют фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению.
Целевые бюджетные фонды создаются при формировании федерального бюджета или бюджетов субъектов федерации на предстоящий финансовый год, действуют в течение года, после этого либо создаются вновь, либо прекращают свое существование.
Целевые бюджетные фонды появились в РФ в 1995 году, когда этот статус был закреплен за некоторыми внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов. В 2001 году большинство целевых бюджетных фондов было упразднено, а их расходы были переданы в федеральный бюджет и осуществляются теперь на общих основаниях. Упразднение всех целевых бюджетных фондов федерального бюджета было связано с тем, что казначейский контроль их средств был затруднен, а расходы зачастую неэффективны. В настоящее время в федеральном бюджете (на 2005 г.) не существует ни одного целевого бюджетного фонда. Целевые бюджетные фонды существуют в бюджетах многих субъектов РФ, например дорожные фонды, экологические фонды, фонды рекламы и информации, фонды развития отдельных отраслей хозяйства и т.д.
Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Социальные фонды и счета существовали в разные периоды времени в Германии, Франции, Англии, Японии, США и в целом ряде других государств.
Первые целевые внебюджетные фонды (в основном социальные) начали создаваться в РФ в начале девяностых. Формирование системы целевых внебюджетных социальных фондов было обусловлено необходимостью “разгрузить” государственный бюджет от значительной доли плохо финансируемых на тот момент социальных расходов. Впоследствии ряд внебюджетных фондов были консолидированы в бюджет, при этом сохранялась их определенная автономность. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных.
В РФ государственными внебюджетными фондами являются:
1. Пенсионный фонд РФ;
2. Фонд социального страхования РФ;
З. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассматриваются в органах законодательной власти вместе с пакетом документов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год. В соответствии с Бюджетным Кодексом, федеральные законы, утверждающие бюджеты внебюджетных фондов, должны утверждаться Федеральным Собранием одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете.
Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово- кредитными учреждениями, однако эта самостоятельность имеет свои особенности: средства внебюджетных фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и не полежат изъятию на цели, не предусмотреннь1 законодательством Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решения об изменении структуры и уровня денежных социальных выплат. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль над рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов РФ.