Принципы работы в среде project expert
Выполните запуск программы Project Expert. Внимательно изучите окно программы, а также информацию в каждом из модулей (рисунок 1).
Рисунок 1
Бизнес-идея
Рассматриваемый пример проекта заключается в построении бизнес-плана для предприятия «Мир компьютеров», которое планирует организовать производство и продажу компьютеров.
Базовая комплектация компьютера:
1. Системный блок
2. Клавиатура
3. Мышь
4. Монитор
Производственный процесс ограничен только набором персонала для выполнения работ. Рынок сбыта постоянный, ориентирован на поставку недорогих компьютеров в образовательные учреждения.
Риски предприятия связаны с поставкой комплектующих.
Ввод начальных данных (Раздел Проект)
Введите общую информацию о проекте в модули раздела Проект − Модуль Заголовок (рисунок 2).
Рисунок 2
ВНИМАНИЕ! Сохраните файл в папке на Рабочем диске R. Регулярно сохраняйте результаты работы!
Модуль Список продуктов
Важнейшим фактором, определяющим содержание проекта, является перечень продуктов или услуг, которые будут представлены на рынок компанией, реализующей проект (таблица 1).
Таблица 1 - Список продуктов
Наименование | Ед. изм. | Начало продаж |
Компьютер (базовой комплектации) | Шт. | 11.05.2015 |
Все расчеты в Project Expert производятся с шагом в один месяц. Однако пользователю предоставляется возможность выбрать периоды для представления информации с масштабом, равным месяцу, кварталу и году для разных лет проекта.
Модуль Отображение данных
Для масштабирования отображения итоговых данных следует:
§ активизировать опции с соответствующим наименованием ("по месяцам...", "по кварталам...");
§ ввести год, до которого включительно будут отображаться итоговые данные с указанным масштабом.
Исходные данные проекта на данном этапе приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Отображение данных
Масштаб отображения информации | По кварталам |
Итоговые таблицы | Валюта итоговых таблиц - рубль |
Таблица Кеш-фло | Дисконтировать строки при отображении |
Модуль Настройка расчета
Поля и опции модуля Настройка расчета раздела Проект предназначены для ввода требуемых ставок дисконтирования, а также для указания степени детализации результатов расчета (таблица 3).
Таблица 3 - Настройка расчета
Ставка дисконтирования: | Рубль -12% |
Доллар –8% | |
Детализация результатов | Включить все |
Показатели эффективности | Не учитывать проценты по кредитам |
Модуль Текстовое описание
Данный модуль позволяет ввести информацию о фирме и проекте в соответствии с предложенной схемой (Название компании, адрес, дата организации компании и т.д.), которая может быть в последствии использована для формирования отчета.
РАЗДЕЛ ОКРУЖЕНИЕ
Этот раздел предназначен для описания финансово-экономической среды, в которой предполагается реализация проекта. Здесь находятся данные, определяющие внешние условия хозяйственной деятельности: параметры валют для расчетов на внешнем и внутреннем рынке, ставки рефинансирования, показатели инфляции, условия налогообложения.
Введите информацию в модули раздела Окружение (рисунок 3). В разделе Окружение описывается финансово-экономическая среда, в которой планируется реализация проекта.
Рисунок 3
Модуль Валюта
Поля и опции данного модуля Валюта предназначены для выбора основной и второй (дополнительной) валют проекта, единиц измерения валют, а также указания их курсового соотношения на период действия проекта (таблица 4).
В качестве основной валюты проекта, как правило, выбирается национальная валюта страны, в которой реализуется проект. При выборе второй валюты следует учитывать характер экспортно-импортных операций проекта. Главным требованием ко второй валюте является ее высокая стабильность.
Таблица 4- Данные модуля Валюта
Основная валюта проекта | Руб. |
Валюта для расчетов на внешнем рынке | $ US |
Курс на момент начала проекта | 1 $ US= 35 руб. |
Темпы роста/ падения курса по годам | 1-й 2-й 12 10 |
Модуль Инфляция
Принимая во внимание, что экономическая ситуация в стране, где реализуется проект, может характеризоваться не только высоким уровнем инфляции, но и серьезными структурными изменениями в ценообразовании, в программе Project Expert предусмотрены возможности гибкого ввода показателей инфляции (таблица 5). В данном диалоге предусмотрены процедуры ввода показателей инфляции по 5-ти укрупненным составляющим (объектам инфляции), которые характеризуют изменения значений стоимости поступлений и выплат по основным статьям проекта.
Таблица 5. Данные по инфляции
Объект инфляции | 1-й год | 2-ой год |
Сбыт | ||
Прямые издержки | ||
Общие издержки | ||
Заработанная плата | ||
Недвижимость |
Модуль Налоги
Так как уровень налогов во многих странах, например, в России, достаточно высок и ряд проектов просто не может быть успешно реализован в связи с необходимостью больших налоговых выплат, следует детально описывать в расчетах налоговый режим, в котором будет реализовываться проект.
Таблица 6 − Налоги
Название | Ставка, % | Налогооблагаемая база | Периодичность выплат |
Налог на прибыль | 20,00 | Прибыль | Квартал |
НДС | Добавленная стоимость | Месяц | |
Выплаты в пенсионный фонд | Зарплата | Месяц | |
Выплаты ФОМС | 5,1 | Зарплата | Месяц |
Выплаты в ФСС | 3,5 | Зарплата | Месяц |
Выплаты в ФЗ | Зарплата | Месяц |
РАЗДЕЛ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН
Раздел Инвестиционный план предназначен для составления календарного графика работ (проекта) с указанием отдельных этапов, необходимых финансовых ресурсов для выполнения этих этапов, установления взаимосвязей между этапами, формирования активов предприятия (проекта), описания способов и сроков амортизации созданных активов (рис.4).
Рисунок 4
Модуль Ресурсы
Модуль Ресурсы используется для формирования списка используемых в проекте ресурсов. Под ресурсами инвестиционного проекта подразумеваются люди, оборудование, услуги других организаций и прочие средства, используемые для реализации плана. Деньги сами по себе не являются ресурсом – они могут лишь описывать величину потребности в каком-либо ресурсе.
Добавление в список нового ресурса осуществляется нажатием кнопки Добавить (в поле открывшегося диалогового окна Добавить новый ресурсвводится название ресурса). Далее из списка выбирается тип ресурса (люди, материалы, оборудование или другие) и указываются единицы измерения ресурса, стоимость за единицу, ставка налога на ресурс (таблица 7).
Таблица 7 - Ресурсы проекта
Название | Тип | Ед. измерения | Стоимость за ед.$US |
… | |||
Офисная техника | Оборудование | Комплект | 5 000 |
Сборочная линия | Оборудование | Шт. | 20 000 |
Модуль Календарный план
Модуль Календарный план предназначен для:
· составления календарного плана проекта;
· описания отдельных этапов проекта с назначением необходимых ресурсов для их выполнения;
· формирования активов проекта из отдельных этапов;
· выбора сроков и способа амортизации активов;
· описания активов действующего предприятия;
· построения диаграммы ГАНТа;
· формирования годового календаря.
Перед разработкой календарного плана следует установить (пункт меню Этапы – команда Календарь). В данном примере нами установлены суббота и воскресенье – выходные дни, 1,2 января – праздничные дни.
Для корректного ввода календарного плана следует:
1. Ввести все строки с названиями этапов (таблица 8), используя пиктограмм Вставить этап .
2. Сгруппировать этапы 4, 5. Для выполнения этой операции необходимо выделить этапы 4 и 5, а затем нажать на пиктограмму Сгруппировать .
3. Ввести длительность этапов (таблица 8).
4. Перейти к редактированию каждого этапа. Операция редактирования в данном случае включает снятие признака Фиксированная дата и определение ресурсов для каждого этапа. Для определения ресурсов в диалоговом окне Редактирование этапа проекта необходимо нажать кнопку Ресурсы. В открывшемся диалоговом окне Ресурсы следует указать параметры и значения в соответствии с таблицей 9.
5. Вести производство продукции, используя пиктограмму Добавить производство .При редактировании этапа производства установить опциюПривязать дату начала продаж к дате начала производства.
6. Установите связи между этапами, так как это представлено на рисунке 5. С этой целью используйте пиктограмму Связывание .
Рисунок 5
Таблица 8 - Исходные данные для формирования календарного плана
№ этапа | Название этапа | Длительность этапа | Дата начала |
Подготовка рабочего проекта | 01.11.2010 | ||
Подготовка производственных площадей | 11.03.2015 | ||
Приобретение оборудования, в том числе: | |||
Сборочная линия | 24.03.2015 | ||
Офисная техника | 24.03.2015 | ||
Монтаж оборудования | 14.04.2015 | ||
Наладка и изготовление опытной партии | 21.04.2015 | ||
Производство компьютеров |
Таблица 9 - Календарный план этапов
Наименование этапа | Используемые ресурсы | Кол-во | Стоимость этапа ($) | Периодичность выплат |
Подготовка рабочего проекта | … | В конце | ||
Подготовка производственных площадей | … | В конце | ||
Приобретение оборудования, в том числе: | (25000) | |||
Сборочная линия | Сборочная линия | В начале | ||
Офисная техника | Офисная техника | В начале | ||
Монтаж оборудования | … | В конце | ||
Наладка и изготовление опытной партии | … | В конце |
Модуль Активы
Так как инвестиционный план проекта содержит план капитальных вложений в подготовку производства, то в результате его реализации создаются основные фонды предприятия. Правильный учет этих фондов влияет на налоговые платежи и оценку финансового состояния в течении всего срока проекта. Поэтому очень важно описать активы, формируемые в ходе выполнения календарного плана.
Project Expertподдерживает несколько типов амортизационных активов:
· линейная (включая ускоренную амортизацию);
· по остаточной стоимости;
· методом «двойное списание»;
· методом суммы цифр;
· по объему производства.
В Project Expert формируемый актив всегда привязан к какому-либо этапу календарного плана. Для ввода информации об активах в окне Редактирование этапа проекта необходимо установить опцию Этап является активом.
Введем информацию в соответствии с таблицей 10. Списание НДС – за период 6 месяцев.
Таблица 10 − Характеристика актива
Наименование этапов | Тип актива | Амортизация | Период амортизации (мес.) | Амортизация первого года, % |
Подготовка рабочего проекта | Другие активы | Линейная | ||
Подготовка производственных площадей | Здания и сооружения | Линейная | ||
Приобретение оборудования, в том числе: | ||||
Сборочная линия | Оборудование | Линейная | ||
Офисная техника | Оборудование | Линейная | ||
Монтаж оборудования | Предоплаченные расходы | По остаточной стоимости (Обычная) | Норма 20% | |
Наладка и изготовление опытной партии | Предоплаченные расходы | По остаточной стоимости (Обычная) | Норма 20% |
РАЗДЕЛ ОПЕРАЦИОННЫЙ ПЛАН
План основной деятельности, предусмотренный проектом, опирается на прогноз объема сбыта продукции или услуг на основе маркетинговых исследований. Раздел Операционный план (рисунок 6) предназначен для ввода исходных данных по сбыту произведенной продукции и об издержках, которые могут быть отнесены к периоду производственной деятельности предприятия, реализующего проект.
Рисунок 6
Модуль План сбыта
Модуль План сбытапредназначен для ввода информации о ценах на продукты и предполагаемых тенденциях их изменений, условиях продажи и оплаты товаров или услуг, а также других данных, относящихся к маркетинговой политике компании.
Диалог План сбыта состоит из двух основных частей:
§ таблицы, содержащей список продуктов и информацию о ценах (верхняя часть диалога) (таблица 11);
§ диалоговой панели для ввода информации об объемах и условиях сбыта текущего продукта (нижняя часть диалога), которая изменяется от степени детализации вводимых данных (опция Детальное описание) (таблица 12 − таблица 14).
Таблица 11 − Сбыт (Цена)
Продукт | Цена (тыс.руб) | Цена ($) |
Компьютер |
Таблица 12 − Сбыт (Объем сбыта)
Продукт | Ед. изм. | 5.2015 | 6.2015 | 7.2015 | Далее в каждом месяце |
Компьютер | Шт. |
Таблица 13 −Сбыт (Условия оплаты)
Продукт | Задержки платежей |
Компьютер | 3 дня |
Таблица 14 − Сбыт (Условия поставок)