Основные характеристики рисков
Экономическая природа. Риск характеризуется как экономическая категория, занимая определённое место в системе экономических понятий, связанных с осуществлением хозяйственного процесса предприятия. Он проявляется в сфере экономической деятельности предприятия, прямо связан с формированием его прибыли и часто характеризуется возможными экономическими последствиями в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Объективность проявления. Риск является объективным явлением в деятельности предприятия, т.е. сопровождает всё и все направления его деятельности. Несмотря на то что ряд параметров риска зависит от субъективных управленческих решений, объективная природа его проявления остаётся неизменной.
Вероятность возникновения. Она проявляется в том, что рисковое событие может произойти, а может и не произойти в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Степень этой вероятности определяется действием и объективных, и субъективных факторов, однако вероятностная природа финансового риска является постоянной его характеристикой.
Неопределённость последствий. Последствия осуществления финансово-хозяйственной операции зависят от вида риска и могут колебаться в довольно значительном диапазоне. Иными словами, риск может сопровождаться как финансовыми потерями для предприятия, так и формированием дополнительных его доходов. Эта характеристика риска означает недетерминируемость (отсутствие закономерности в появлении) его финансовых результатов, в первую очередь уровня доходности осуществляемых операций.
Ожидаемая неблагоприятность последствий. Хотя последствия проявления риска могут характеризоваться как негативными, так и позитивными показателями результативности финансово-хозяйственной деятельности, риск в хозяйственной практике характеризуется и измеряется уровнем возможных неблагоприятных последствий. Это связано с тем, что ряд последствий риска определяет потерю не только дохода, но и капитала предприятия, что приводит его к банкротству (т. е. к необратимым негативным последствиям для его деятельности).
Вариабельность уровня. Уровень риска, характерный для той или иной операции или для определённого направления деятельности предприятия, не является неизменным. Он изменяется во времени (зависит от продолжительности осуществления операции, так как фактор времени оказывает самостоятельное воздействие на уровень риска, проявляемое через уровень ликвидности вкладываемых финансовых средств, неопределённость движения ставки ссудного процента нафинансовом рынке и т.п.) и под воздействием других объективных и субъективных факторов, которые находятся в постоянной динамике.
Субъективность оценки. Несмотря на то что риск как экономическое явление имеет объективную природу, его оценочный показатель — уровень риска — носит субъективный характер. Эта субъективность (неравнозначность оценки данного объективного явления) определяется различным уровнем полноты и достоверности информационной базы, квалификации финансовых менеджеров, их опыта в сфере риск-менеджмента и другими факторами.
Каждая выбранная стратегия управления связана со множеством возможных исходов, причем каждый исход имеет определенную вероятность появления. Предполагается, что эта вероятность заранее известна. Вероятность определяется как отношение числа эпизодов, в которых случилось событие к числу наблюдений. Возможны два варианта описания будущий исходов:
1. Создание базы данных;
2. Создание детерминированных моделей, в которых все участвующие в задаче факторы заменяются неслучайными характеристиками факторов, как правило, мат ожидание.
M(x) = Σpixi
σ(x)=корень (Σpixi^2-( M(x))^2)
Задача:
В таблице указаны вероятности получения прибыли для двух вариантов инвестирования. Сравнить два варианта.
Прибыль | -2 | -1 | ||||
В1 | 0,1 | 0,1 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | |
В2 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
M1=0,5 σ1=1,28
M2=0,8 σ2=1,66
В общем случае множество ситуаций, в которых предполагается противодействие разумного и неразумного игрока задача сводится к ситуации игры, тогда принято описывать все возможны исходы и выбирать оптимальное решение. При этом возможно применение таких критериев как:
1. Критерий Вальда – ориентирован на наихудшие условия, среди которых отыскиваются наилучшие и теперь уже гарантированный результат (это критерий максимина);
2. Критерий Лапласа – для каждой строки матрицы выигрышей подсчитывается среднеарифметическое значение оценок. Оптимальному решению будет соответствовать такое решение, которому соответствует максимальное значение этого среднеарифметического;
3. Критерий Сэвиджа – предполагает, что составляется матрица рисков. Под риском понимают разницу между максимальным выигрышем, который имел бы место, если бы было достоверно известно, что наступит ситуация Y и выигравшим при выборе решения ситуации X. Далее из полученной ситуации рисков выбирают такое решение, при котором величина рисков принимает наименьшее значение в самой неблагоприятной ситуации;
4. Критерий Бурлица – предполагает, что вводится некоторый коэффициент называемый коэффициентом оптимизма, с помощью этого коэффициента взвешиваются максимальные и минимальные выигрыши. При коэффициенте оптимизма равном нулю, критерий Бурлица трансформируется в критерий Вальда. При коэффициенте = 1, мы демонстрируем крайний оптимизм.
Задача:
Прибыль | -2 | -1 | ||||
В1 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,1 | |
В2 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,1 |
M1=0,1 σ1=1,13
M2=0,5 σ2=1,5
Задача:
Фирма в начале недели закупает партии товаров по цене 500 ден. единиц за партию. Цена реализации партии 700 рублей. За неделю может быть продано от 2 до 5 партий. Если покупают 5 партий сразу, то отпускная цена составляет 650. Если в течение недели товар не продается, то фирма возвращает товар по цене 400 рублей за партию. Сколько единиц следует закупать?
Возм. Доход | ||||
МаксМакс | ||||
МаксМин |
Непроданные партии мы не можем сдать товар
Возм. Доход | ||||
-100 | -600 | -1100 | ||
-400 | ||||
МаксМакс | ||||
МаксМин | -100 | -600 | -1100 |
Метод минимакса (по потерям):
потери | ||||
МинМакс |
Метод Бурлица: альфа=0,8
Возм. Доход | ||||
МаксМакс | ||||
МаксМин | ||||
Бурлиц |
Где не можем возвращать:
Возм. Доход | ||||
-100 | -600 | -1100 | ||
-400 | ||||
МаксМакс | ||||
МаксМин | -100 | -600 | -1100 | |
Бурлиц |
Правило максимальной вероятности – выбирается то решение, при котором вероятность наступления благоприятного исхода максимально.
Предположим, что спрос в 2 партии наблюдался 15 раз, спрос в 3 партии 30 раз, спрос в 4 партии 30 раз, спрос в 5 партий наблюдался 25 раз.
число наблюдений | ||||
вероятность | 0,15 | 0,3 | 0,3 | 0,25 |
Использование взвешенного критерия. Максимизация ожидаемого дохода. Рассчитывает ожидаемый доход и выбираем то решение где ожидаемый доход выше.
Ожид Доход | ||||
187,5 | ||||
Сумма | 532,5 |
Аналогичным способ можно использовать критерий минимизации ожидаемых потерь:
Ожид Доход | ||||
Сумма |
Ожидаемая стоимость полной информации – идеальный сценарий это тот, когда спрос равен предложению, он возможен, когда точно известен уровень спроса. Один из способов определения спроса – проведение маркетингового исследования. Необходимо чтобы стоимость маркетингового исследования не была слишком высока. Принято, чтобы ожидаемая стоимость полной информации, то есть стоимость этого исследования определялась как разница между ожидаемым доходом в условиях неопределенности и в условиях риска.
Считается как возможный доход минус ожидаемый доход.
По критерию максимизации дохода был бы выбран вариант с закупкой 4 партий. Предполагается, что получения полной информации возможно потратить сумму не больше 180 рублей.
Критерий | Матрица (доходов, потерь) | MAX | MIN | Степень осторожности | |
1 вариант | 2 вариант | ||||
МаксиМин | Критерий Вальда | доход | Минимальный доход | Очень осторожно | |
Лапласа | доход | Средний доход | Выше среднего | ||
Минимизации Риска | Сэвиджа | потерь | Риски | ||
Гурвица | доход | разная | |||
МатОжидание | доход | Ожидаемый доход | |||
МатОжидание | потерь | потери | |||
МаксиМакс | доход | Нет осторожности | |||
МиниМакса | потерь | Максимальные потери | Осторожность | ||
Максимизация вероятности | - | Вероятность дохода | Высокая |
Задача:
Владелец небольшого магазина в начале каждого рабочего дня закупает для реализации некий скоропортящийся продукт по цене 30 рублей за единицу. Цена реализации 50 рублей за единицу. Спрос на этот продукт за день может быть равен 1,2,3,4 единицы. Если продукт за день не продан, то в конце дня его всегда покупают по цене 20 рублей за единицу.
Возможные исходы | |||||
частота |
Предприятие, занимающееся перевозками имеет возможность закупить 5 грузовых автомобилей. Затраты на эксплуатацию: если закупают 1 – 180000, 2 – 300000, 3 – 430000, 4 – 550000, 5 – 680000. Доход составит если будет работать 1 – 500000, 2 – 900000, 3 – 1200000, 4 – 1500000, 5 – 1800000. Альфа = 0,4 Вероятность загрузки:
Главному инженеру компании нужно решить монтировать или нет производственную линию. Если новая линия будет работать безотказно, компания получит прибыль 400 млн. если откажет, компания может потерять 300 млн. По оценкам 70% шансов, что новая линия откажет. Можно создать экспериментальную установку. Эксперимент обойдется в 20 млн. рублей. 40% шансов, что экспериментальная установка заработает, но если она заработает, то 90% шансов, что смонтированная производственная линия будет работать. Если экспериментальная установка не заработает, только 20% шансов за то, что производственная линия заработает. Стоит ли строить экспериментальную установку, следует ли монтировать производственную линию. Каков ожидаемый доход от наилучшего решения.
При благоприятном большой магазин получит 60, при неблагоприятном убыток 40.
Маленький магазин принесет 30 млн. рублей. При благоприятном и 10 млн. убытка при не благоприятном. Возможность благоприятного и не благоприятного состояния оценивается одинаково. Исследование рынка обойдется в 5 млн. рублей. Маркетологи считают, что с вероятностью 0,6 благоприятно, в то же время при положительном заключении состояние рынка окажется благоприятным лишь с вероятностью 0,9. При отрицательном заключении, состояние рынка тоже может оказаться благоприятным, но уже с вероятностью 0,12. Какое решение выбрать.