Денежно-кредитная политика центрального банка, её инструменты
Денежно-кредитная политика (ДКП) центрального банка, являясь составной частью государственной макроэкономической политики, в самом общем виде может быть определена как управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам в объёмах, соответствующих определённым целям экономической политики. Иными словами, под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают проводимые государством мероприятия, направленные на изменение денежной массы в обращении, объёмов кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка.
Параметры денежно-кредитной политики Центрального банка, оказывают воздействие на эффективность капиталовложений, и, соответственно, на процессы воспроизводства, инфляции и занятости. Изменяя условия функционирования кредитных организаций Центральный банк определяет не только направление их деятельности, но и ход экономического развития страны в целом. Характер и содержание денежно-кредитной политики предопределяется экономической стратегией общества, национальными особенностями кредитной системы, общей хозяйственной ситуацией в стране.
Выделяют два типа монетарной политики[66]:
· Денежно-кредитная рестрикция (политика «дорогих» денег) направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на ужесточение условий и ограничение объёмов операций банков, повышение уровня процентных ставок. Целями проведения рестрикционной денежно-кредитной политики являются сдерживание инфляции, улучшение сальдо платёжного баланса, сглаживание циклических колебаний деловой активности в периоды экономических подъёмов (рис. 13.3.)
Рисунок 13.3. Влияние на экономику рестрикционной денежно-кредитной политики.
Рисунок 13.4. Влияние на экономику экспансионистской денежно-кредитной политики.
· Денежно-кредитная экспансия (политика «дешёвых» денег) означает расширение масштабов кредитования экономики, ослабление контроля со стороны Центрального Банка заприростом количества денег в обращении, снижение уровня процентных ставок. Цели: стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы (рис. 13.4.).
Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной политики состоит в том, что достижение желаемых результатов по одним параметрам вызывает, как правило, ухудшение по другим. Так, стимулирование инвестиций, и, соответственно, рост деловой активности в экономике за счёт увеличения денежного предложения усиливает инфляцию. В то же время меры, направленные на борьбу с инфляцией и на улучшение состояния платёжного баланса, дестимулируют экономическую активность и ухудшают показатели занятости. В результате, при проведении ДКП неизбежно возникает проблема маневрирования между задачами стимулирования экономической активности и борьбы с инфляцией. Поэтому центральный банк, проводя денежно-кредитную политику, должен действовать последовательно в зависимости от состояния экономики в тот или иной период её развития.
Денежно-кредитная политика реализуется путём проведения денежно-кредитного регулирования – совокупности мероприятий ЦБ, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики. В зависимости от избрания тех или иных экономических приоритетов выделяют три вида денежно-кредитного регулирования.
Первый вид - это гибкое регулирование, которое предполагает поддержание на привлекательном уровне ссудного процента, определяющего инвестиционные решения хозяйствующих субъектов. Реализация этого варианта денежно-кредитного регулирования при росте спроса на деньги приведёт к соответствующей корректировке объёма денежной массы в обращении, оставляя норму процента неизменной (рис 13.5.).
Рисунок 13.5. Гибкое денежно-кредитное регулирование.
Второй – жёсткое регулирование, предполагающее сохранение неизменным объёма денежной массы. В этом случае любое изменение спроса на деньги будет влиять на величину ссудного процента, оставляя фиксированной денежную массу (рис. 13.6.).
Рисунок 13.6. Жёсткое денежно-кредитное регулирование
Третий вариант – промежуточное регулирование, когда корректируется и денежная масса, и уровень процента, что даёт центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономическими условиями (рис. 13.7.).
Рисунок 13.7.Промежуточное денежно-кредитное регулирование
Современные теоретические подходы к денежно-кредитному регулированию исходят из следующей оценки роли денег в экономике ( рис 13. .) В наиболее общем виде данная схема отражает основные каналы денежного передаточного (иначе, трансмиссионного) механизма денежно-кредитной политики.
изменение центральным банком условий денежного предложения |
влияние на финансовый сектор (% ставки, валютный курс, цены финансовых активов, денежные агрегаты, объёмы кредитов экономике) |
влияние на реальный сектор (инвестиции, потребление, чистый экспорт) |
изменение валового выпуска (экономический рост, динамика цен, уровень занятости, равновесие платежного баланса). |
Рис. 13.8.Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики
Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики определяется как совокупность взаимосвязанных макроэкономических переменных (каналов трансмиссии), посредством которых финансовые инструменты, используемые центральными банками, влияют на экономические процессы и, прежде всего, на ВВП. Иными словами, это механизм передачи сигналов прямой и обратной связи между решениями в области денежной политики и состоянием реальной экономики. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики в той или иной стране отражает характер взаимосвязи финансового и реального секторов, позволяя выявить наиболее действенные рычаги влияния органов денежно-кредитного регулирования на экономику страны. Действия центрального банка влияют на финансовый рынок страны, а через него - на принятие экономическими агентами решений относительно производства, сбережений, потребления и инвестиций, что оказывает прямое воздействие на ВВП.
Система денежно-кредитного регулирования.Для управления потоками денежных средств между секторами экономики формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования. Системой денежно-кредитного регулирования называют организуемое государством в лице центрального банка регулирование денежного оборота в целях поддержания устойчивости национальной валюты и решения других макроэкономических задач.
Система ДКР представляет собой совокупность элементов, её составляющих. К ним относятся:
· принципы организации денежно-кредитного регулирования;
· субъекты и объекты регулирования;
· цели, методы и инструменты, а также механизм регулирования.
Принципы организации денежно-кредитного регулирования представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы и соблюдение которых делает систему устойчивой, эластичной и экономичной. Большинство принципов денежно-кредитного регулирования являются общими, свойственными любой стране с рыночной моделью экономики. Однако некоторые принципы могут быть индивидуальными и отражать национальные особенности каждой страны.
1. Принцип независимости центрального банка от исполнительной власти и подотчётности его органам законодательной власти. Это предполагает:
· институциональную независимость – законодательное закрепление за центральным банком исключительного права выработки и осуществления денежно-кредитной политики;
· материальную независимость – осуществление деятельности за счёт собственных доходов;
· личную независимость – высшие органы центрального банка определяются законодательной властью и не зависят от исполнительной власти.
2. Принцип транспарентности (прозрачности) денежно-кредитной политики для субъектов рынка. Это предполагает постоянное информирование общественности через средства массовой информации о целях, инструментах монетарной политики, публикация статистики, отчётов и т.д. с тем, чтобы цели, задачи, а также действия центрального банка должны быть прозрачными и понятными обществу.
3. Принцип безусловности денежно-кредитной политики, то есть безусловное выполнение центральным банком официально принятых обязательств. Это предполагает, что:
· центральный банк должен принимать обязательства только по тем показателям, которые он в состоянии контролировать;
· число официально объявляемых показателей должно быть небольшим;
· планируемые показатели должны быть реально выполнимыми.
· необходимо предусматривать пространство для манёвра на стадии утверждения целевых показателей (с учётом возможных прогнозируемых отклонений).
Последние два принципа используются центральными банками для целей регулирования инфляционных (девальвационных) ожиданий субъёктов экономики.
4. Принцип централизованного управления системой денежно-кредитного регулирования означает, что:
· деятельность всей системы управляется из единого центра – центрального банка;
· все субъекты системы в рамках данной территориальной единицы руководствуются единой денежно-кредитной политикой.
5. Принцип построения иерархии целей при разработке ДКП для рассматриваемой системы, который должен учитывать:
· специфику экономики государства и особенности этапа развития;
· ориентацию на достижение долгосрочного макроэкономического эффекта;
6. Единство и взаимодополняемость ДКП другими составляющими государственной макроэкономической политики.
Субъектов денежно-кредитного регулирования можно рассматривать в двух аспектах: в широком и узком смысле слова. В широком смысле к ним относят всех юридических и физических лиц – владельцев денежных средств. В узком – только юридических лиц, осуществляющих денежно-кредитное регулирование. Это - центральные банки, законодательные органы, министерства и ведомства, которые могут издавать нормативные акты, влияющие на ситуацию в денежно-кредитной сфере.
Объектами ДКР называются конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием монетарного воздействия центрального банка. Это могут быть объём и структура денежной массы, налично-денежного оборота, денежной базы, уровень и структура процентных ставок, скорость оборота денег, денежный мультипликатор, кредитные вложения и т.д.
Цели, методы и инструменты денежно-кредитной политики
Для снижения риска, связанного с возможными ошибками в предпринимаемых действиях, необходимо правильно определить стратегию денежно-кредитной политики. Разработка стратегии предполагает определение целей денежно-кредитной политики, конкретный состав которых, приоритетность и количественные параметры будут зависеть от национальных приоритетов данного государства, этапа развития страны, а также тенденций в мировой экономике и странах-партнёрах.
В целом выбор реальных (эффективных) целевых показателей представляет собой достаточно сложную методологическую и прогнозную проблему. Во-первых, имеется значительное, особенно для краткого периода, противоречие между экономическими целями. Например, резкое снижение темпов инфляции монетарными средствами через ограничение спроса может послужить тормозом для цели обеспечения высоких темпов экономического роста, требующей не только увеличения внутреннего потребления, но и расширения экспорта. И, наоборот, задание значительных темпов производственного роста, требующих инвестиций, создаёт повышенный спрос и, соответственно, сопровождается нестабильностью денежной единицы (рост цен). Поэтому приоритетность и уровни целевых параметров должны быть определены на основе системы как макроэкономических, так и эконометрических моделей.
Во-вторых, постановка целей денежно-кредитной политики предполагает одновременное формирование условий и механизмов их реализации, обеспечение экономической и организационно-правовой основы, без которой целевые установки будут нереальными, а экономические процессы могут развиваться в нежелательном направлении.
Цели денежно-кредитной политики классифицируют по следующим признакам:
1. по времени действия:
· конечные (общеэкономические);
· промежуточные (монетарные);
· тактические, или оперативные.
2. по границам действия:
· внешние – равновесие платёжного баланса, стабильность валютного курса;
· внутренние – стабилизация производства, уровень цен, обеспечение максимальной занятости населения;
Конечными целями системы денежно-кредитного регулирования являются общими целями развития экономики: удовлетворение потребностей человека, максимизация общественного благосостояния.
В качестве основных из них выделяют так называемый «магический четырёхугольник»:
1. рост производства товаров и услуг;
2. обеспечение занятости населения;
3. обеспечение равновесия платёжного баланса страны;
4. стабильность покупательной способности национальной денежной единицы: как внешней (обменный курс), так и внутренней (цены внутри страны).
Такое название они имеют потому, что при их безусловной взаимосвязи одновременное достижение средствами денежно-кредитной политики не представляется возможным. Причиной этого является противоположность методов их достижения (политика «дорогих» и «дешёвых» денег).
Существуют и другие варианты представления конечных (общеэкономических) целей. Например, к вышеизложенным целям иногда добавляют:
· справедливое распределение доходов;
· обеспечение экономической свободы;
· достижение эффективности производства и др.
Промежуточные цели (монетарные режимы) формулируются центральными банками для реализации конечных общеэкономических целей. Они определяют значение тех или иных экономических переменных на длительных временных интервалах. Можно назвать, по крайней мере, три основные причины, определяющие необходимость использования промежуточных целей денежно-кредитной политики:
· сложность отображения всех взаимосвязей экономических параметров на макроуровне;
· запаздывание реакции экономики на те или иные действия центрального банка в монетарном секторе (временной лаг);
· третья причина состоит в том, что часто органы денежно-кредитного регулирования не обладают достаточной и своевременной экономической информацией для принятия лучшего решения на долгосрочную перспективу.
На практике чаще всего используют следующие промежуточные цели:
Таргетирование обменного курса. Преимущество данного монетарного режима состоит в том, что он позволяет быстро снизить девальвационные ожидания субъектов экономики и темпы инфляции. В свою очередь, недостатки заключаются в следующем:
· Достижение целевого значения обменного курса в значительной степени зависит от состояния внешнего сектора экономики.
· При фиксации номинального курса национальной валюты рост её реального курса приводит к ухудшению сальдо текущего счёта платёжного баланса.
· При темпах инфляции ниже 15-20% в год количественная связь между девальвацией и инфляцией на краткосрочных временных интервалах ослабевает, что снижает эффективность ДКР.
· Эффективность режима зависит от достаточности золотовалютных резервов и может негативно влиять на их уровень.
Таргетирование денежных агрегатов. При проведении монетарной стабилизации центральный банк принимает величину того или иного агрегата денежной массы в качестве основной промежуточной цели денежной политики. Данная концепция была разработана экономистами – монетаристами в конце 60-х годов ХХ века. Ее главной предпосылкой является стабильность спроса на деньги. В свое время (до образования Европейского центрального банка) в развитых странах только Дойче Бундесбанк (Германия) был единственным центральным банком, который официально объявлял количественные параметры денежной массы (М3) в качестве основного ориентира своей денежной политики. Данная концепция использовалась, а как среднесрочный ориентир денежной политики.
Положительным моментом таргетирования денежных агрегатов является возможность достижения стабильных темпов прироста денежной массы, а также снижения темпов роста денежной массы с целью борьбы с инфляций. Основным недостатком данного режима является невозможность достижения желаемых результатов в обеспечении ценовой стабильности из-за непредсказуемости изменения спроса на деньги в долгосрочной перспективе.
В настоящее время ведущие страны мира отказались от этого режима как в силу «хронического» невыполнения намеченных ориентиров, так и по причине его неэффективности с точки зрения экономических интересов страны. В настоящее время денежные агрегаты чаще всего рассматриваются лишь в качестве информационного индикатора о развитии спроса на деньги в том или ином временном периоде.
Инфляционное таргетирование (используемое наиболее развитыми странами мира) предполагает постановку в качестве единственной цели денежно-кредитной политики контроль за ростом цен. Режим эффективен в условиях развитого финансового рынка, наличия в данной стране преимущественно монетарной природы инфляции и независимость центрального банка от исполнительной власти. Преимущества данного монетарного ориентира:
· гибкость денежно-кредитной политики;
· рост прозрачности денежно-кредитной политики.
Обязательные условия эффективной работы данного режима:
· наличие возможности у центрального банка эффективно управлять ценовым показателем, избранным в качестве промежуточной цели;
· обеспечение ценовой стабильности является единственной целью ДКП;
· юридическая и фактическая независимость ЦБ;
· необходимость сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета;
· устойчивое функционирование финансовой системы.
Негативные моменты данного монетарного режима:
· если немонетарные факторы играют первостепенную роль в динамике инфляции, то использование в этих условиях режима инфляционного таргетирования может оказаться не только недостаточным для достижения поставленных целей, но и дестабилизирующим фактором, ведущим к росту макроэкономических диспропорций;
· таргетирование инфляции предполагает, что денежные власти сосредоточиваются на одной из макроэкономических целей - инфляции, не уделяя должного внимания динамике других целевых переменных – занятости населения, темпам роста ВВП и пр. В результате это может привести к медленному и неустойчивому росту экономики, к большим колебаниям занятости и ВВП. Если же денежные власти сосредоточатся на не только на инфляции, но и на других целевых ориентирах(ВВП, безработица), это в итоге приведет к конфликту целей.
· наличие продолжительного временного лага между действиями денежных властей (центрального банка) и изменением темпов роста цен также могут препятствовать достижению поставленных целей по инфляции.
Прочие целевые ориентирыили «прагматичный монетаризм».Особенностью данного режима является отказ центрального банка от принятия каких-либо твёрдых обязательств по достижению конкретных значений тех или иных макроэкономических показателей (обменного курса, уровня инфляции, темпов роста денежных агрегатов). Денежные власти, заявляя лишь долгосрочные цели (стабильный рост экономики, высокую занятость, низкую инфляцию), промежуточные цели определяют в зависимости от экономической ситуации.
При отборе промежуточных целей используется несколько критериев:
1. Согласованность с конечными целями денежно-кредитной политики.
2. Контролируемость, предполагающая возможность для центрального банка влиять на величину промежуточной переменной. Кроме того, важна устойчивая зависимость между инструментами денежно-кредитного регулирования и промежуточной переменной.
3. Измеримость, предполагающая наличие возможности правильно и точно измерить выбранную промежуточную переменную.
4. Своевременность. Достоверная информация об этой цели должна своевременно и регулярно поступать в центральный банк.
Промежуточная цель не является раз и навсегда заданной, особенно в странах с переходной экономикой. Это обусловлено постоянным процессом развития рыночных отношений. Кроме того, промежуточная цель может устанавливаться в мягкой (рекомендательной) и жёсткой (как целевой показатель) формах.
Тактические (оперативные) цели устанавливаются центральными банками в связи со слабой взаимосвязью промежуточных целей с инструментами денежно-кредитного регулирования. Кроме того, промежуточные цели трудно прогнозировать или контролировать ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Их проще использовать для ежеквартального или ежегодного контроля. Достижение тактических целей возможно путём каждодневных регулирующих действий центрального банка. Через постановку и достижение тактических целей центральный банк обеспечивает выполнение своих промежуточных и, соответственно, конечных целевых установок.
Требования к тактическим целям могут быть определены как:
максимальное воздействие на них центрального банка; способность быстро и позитивно изменяться в ответ на действия центрального банка; стабильное влияние на промежуточную цель.
К примеру, в зависимости от конкретной ситуации в качестве тактических целей может выступать регулирование резервов (ликвидности банковской системы), краткосрочных процентных ставок денежного рынка и пр.
В основе выбора инструментов денежно-кредитного регулированиялежит правило «компенсационного регулирования», т.е. расширения или снижения доступа к ликвидности центрального банка в зависимости от экономической ситуации. В экономической литературе выделяют следующие подходы к классификации инструментов денежно-кредитного регулирования.
1. По характеру воздействия:
· инструменты прямого (административного) регулирования и контроля;
· косвенные (рыночные) инструменты.
2. По объёму воздействия на рынок:
· общие (воздействуют на систему в целом);
· селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок).
В зависимости от вида денежно-кредитного регулирования (рестрикционное и экспансионистское), применение методов может быть тотальным или селективным. При тотальном регулировании мероприятия центрального банка распространяются на все организации банковской системы; при селективном — на отдельные кредитно-финансовые организации, либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Выбор метода регулирования деятельности банков производится в каждом конкретном случае с учетом состояния экономики.
К административным методам денежно-кредитного регулирования относится использование лимитов (прямых ограничений) или запретов, устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности банков.
Косвенные (рыночные) инструментыпредполагают воздействие ЦБ на поведение банков через использование экономических интересов, т.е. изменяя объём денежной базы (резервных денег) или проценты по рефинансированию, ЦБ изменяет спрос на кредит и величину его мультипликации в экономике. Важным фактором эффективности косвенных инструментов является формирование денежно-кредитной системы, способствующей оптимальному распределению сбережений и инвестиций в экономике, что предполагает: достижение относительно стабильного экономического развития; формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики; создание универсальной, стабильной, устойчивой инфраструктуры финансового рынка.
Все инструменты денежно-кредитного регулирования центрального банка группируются по нескольким классификационным признакам. Первый подход предполагает выделение инструментов исходя из сущности операции:
1. Эмиссионная политика (инструменты денежной эмиссии и инструменты антиэмиссионного характера («стерилизация» денежной массы). Данные инструменты напрямую определяют объём денежного предложения со стороны центрального банка. Выделяют следующие каналы эмиссии:
· рефинансирование банков для целей регулирования текущей ликвидности банковской системы.
· покупка центральным банком иностранной валюты. Используется как для целей поддержания текущей ликвидности банков, так и для целей воздействия на курс национальной денежной единицы;
· кредитование центральным банком дефицита бюджета;
· участие центрального банка в уставных фондах банков;
· финансирование банков в чрезвычайных случаях.
К инструментам антиэмиссионного характера на долгосрочной основе относят: привлечение ресурсов банков в фонд обязательных резервов (ФОР); продажа центральным банком иностранной валюты.
Соответственно, на краткосрочной основе: привлечение ресурсов банков в платные депозиты центрального банка; эмиссия краткосрочных ценных бумаг центрального банка.
2. Инструменты процентной политики (или регулирования уровня процентных ставок), за счёт изменения стоимости предоставляемого банкам заимствования позволяет центральному банку влиять на уровень спроса и предложения кредитных ресурсов на денежном рынке, на объём и структуру денежной массы, на уровень ликвидности банков и т.д. Центральные банки могут устанавливать несколько официальных процентов:
· ставка рефинансирования; учетный процент; проценты по основным (стандартным) операциям центрального банка (например, ломбардная ставка и пр.); по его нестандартным операциям (проценты по санационным кредитам и пр.)
3. Политика минимальных резервных требований также является одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых в целях долгосрочного воздействия на банковский мультипликатор, уровень ликвидности и пр. Под этим инструментом, как правило, понимают обязательные отчисления банков от объёма привлечённых ресурсов, формируемые ими в соответствии с требованиями центрального банка. Изначально использование данного метода предполагало главным образом страхование ликвидности банков по вкладам клиентов. Впоследствии задачи политики минимальных резервных требований существенно расширились:
это регулирование спроса банков на заёмные ресурсы центрального банка (изменение норматива отчислений позволяет центральному банку воздействовать на ликвидность банков как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, что, в конечном итоге, повышает эффективность процентной политики); регулирование кредитной экспансии банков, то есть воздействие на кредитно-депозитный мультипликатор; выполнение роли пруденциального норматива, направленного на страхование возврата депозитов клиентам банка.
Классификация инструментов предполагает также группировку инструментов в зависимости от роли центрального банка (его инициативы) при использовании тех или иных инструментов монетарного регулирования как при поддержании ликвидности (рефинансировании), так и при проведении операций изъятия излишней ликвидности.
1. Операции на открытом рынке (ООР), осуществляемые центральным банком на денежном рынке, являются основными как с точки зрения оперативного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности банков), так и с позиций долгосрочной денежно-кредитной политики. Их основной отличительной чертой является инициатива, идущая от центрального банка (или его обязательное согласие на проведение той или иной операции).
ООР могут проводиться на заранее объявленных торговых сессиях (в том числе, аукционах) или в любое время и в любом объёме по усмотрению центрального банка. Различают следующие виды ООР: регулярные плановые операции, при которых центральный банк заранее объявляет об их проведении (аукцион по продаже кредитов, депозитов и пр.) для банков или для других участников; нерегулярные операции, используемые по мере возникающей необходимости, например, в ответ на неожиданные краткосрочные нарушения экономического равновесия. Они делятся на нерегулярные плановые (дата заранее неизвестна) и двусторонние операции, о которых не сообщается прочим банкам ни до, ни после их проведения.
По цели операции ООР можно выделить: корректирующие (защитные) операции, призванные компенсировать краткосрочные нежелательные изменения в структуре банковских резервов; структурные операции, ставящие своей целью долговременное качественное воздействие на денежно-кредитную сферу (изменение качественных денежно-кредитных условий, таких, например, как обменный курс национальной денежной единицы и пр.)
ООР могут проводиться различными способами. Это могут быть: операции с ценными бумагами;
операции по рефинансированию центральным банком коммерческих банков;
операции с иностранной валютой.
2. Постоянно доступные инструменты - инструменты, которые могут быть использованы банками без получения согласия Национального банка. Постоянные механизмы регулирования ликвидности банковской системы (иначе, постоянно доступные инструменты) предполагают автоматический доступ банков к системе регулирования ликвидности центральным банком в случае возникающей необходимости. Согласие центрального банка или его инициатива (в отличие от всех видов операций на открытом рынке) не требуется. Таким образом, данный способ денежно-кредитного регулирования предполагает исключительно инициативу коммерческих банков на проведение той или иной операции и, тем самым, страхует банковскую систему от возникновения кризисных ситуаций, связанных как с недостатком, так и с избытком ликвидности.
Действующие механизмы ДКП делятся на постоянные механизмы рефинансирования и постоянный депозитный механизм. Постоянные механизмы рефинансирования позволяют банкам заимствовать средства у центрального банка по собственной инициативе в случае возникающей необходимости. В результате, эти инструменты используются для повышения уровня ликвидности в системе.Постоянный депозитный механизм позволяет банкам в любое время депонировать в центральном банке любой объём избыточной ликвидности, что служит гарантированным каналом её оттока из системы.
Таким образом, методы и инструменты ДКР являются также одним из важнейших элементов системы денежно-кредитного регулирования, поскольку именно их использование позволяет реализовывать ту или иную денежно-кредитную политику государства.