Образование падежных форм I склонения

Для образования нужной падежной формы необходимо к основе существительного присоединить окончание соответствующего падежа.

Падеж   I склонение
sing. pl.
Nom.   -a -ae
Gen. -ae -arum
Dat.     -ae   -is
Acc. -am -as
Abl.   -a   -is
Voc.     -a   -ae

Примеры I склонения существительных:

filia, ae f - дочь

  I склонение
sing. pl.
Nom. filia filiae
Gen. filiae filiarum
Dat. filiae filiis
Acc. filiam filias
Abl. filia filiis
Voc. filia filiae

Praepositio - предлог

Предлоги в латинском языке управляют двумя падежами: accusativus и ablativus.

Предлоги, требующие accusativus Предлоги, требующие ablativus
ad к, по a (ab) от
adversus против absque без
ante перед coram перед, в присутствии
apud возле, у cum с, вместе с
contra против de о, согласно
circa вокруг, возле, около e (ex) из, от
inter между pro за, ради, вместо
intra внутри, внутрь prae перед, впереди
extra вне, кроме, за исключением sine без
ob по причине, вследствие tenus до, вплоть до
per через, посредством, по
pone сзади
post после, сзади
propter из-за, через
ultra за, за пределами
trans через

С обоими падежами употребляются два предлога: in (в, на) и sub (под): с accusativus, отвечая на вопрос куда?, и с ablativus, отвечая на вопрос где? Например, in foro - в суде, in forum - в суд.

С падежом genetivus употребляются предлоги causa(для, ради) и gratia(для, ради).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие грамматические категории присущи именам существительным в латинском языке?

2. Как определяется род латинских существительных?

3. Как записываются латинские существительные в словарях? Чем обусловлена принятая форма записи?

4. Сколько склонений у существительных латинского языка? Как определяется склонение?

5. Какие существительные относятся к I склонению? Как они изменяются по падежам и числам?

6. В чем особенность употребления предлогов в латинском языке?

УПРАЖНЕНИЯ

1.Определите склонение существительных по словарной форме. Выучите их наизусть. От существительных I склонения образуйте формы accusativus singularis и genetivus и dativus pluralis:

sequester, tri m (секвестр, посредник), justitia, ae f (правосудие), lex, legis f (закон), judicium, i n (суд, решение), collega, ae m (коллега, товарищ по профессии), decretum, i n (постановление, декрет), dies, diei m (день), dominus, i m (хозяин), animus, i m (намерение), liber, libri m (книга), liberi, liberorum m (дети), officium, i n (обязанность, долг), vindicta, ae f (виндикта (жезл), месть), casus, us m (случай), beneficium, i n (благодеяние), dolus, i m (хитрость, обман, умысел), cura, ae f (забота), patronus, i m (патрон), subsidium, i n (помощь).

2. Определите падежную форму существительных, укажите все возможные случаи. Переведите словоформы:

puellae (девушка), camerarum (кабинет), natura (природа), fortunam (судьба), causis (причина), Siciliae, tabularum (доска), filias (дочь), latibula (убежище), victoriis (победа), servis (рабыня), patriam (родина).

3. Просклоняйте существительные:

justitia, insula, lingua, injuria, norma, persona, amicitia, familia.

4.Определите тип спряжения глаголов. С выделенными словами составьте словосочетания глагол + существительное, обращая внимание на падежную форму существительных и употребление предлогов:

nосērе (вредить семье), dicěre (говорить о деле), vidēre (видеть лес), curāre (заботиться о жителях), fiděre (доверять подруге), eměre (покупать остров), cognoscěre (познавать жизнь), domināre (господствовать над семьей), scīre (знать о задатке), sedēre (сидеть в кабинете), quaerěre (искать справедливость), latēre (скрываться от охраны), munīre (укреплять дружбу), venděre (продавать знания).

Используя приведенные глаголы, переведите предложения на латинский язык:

Я ищу девушку. Они укрепляют город. Книга продается. Ты доверяешь другу? Слушайте поэта! Судья пишет документы.

5.Переведите предложения на латинский язык. К предложениям 1-3, 5-7, 10-12 составьте вопросы (общие и с использованием вопросительных слов):

1. Мы слушаем дело. 2. Ты пишешь приговор. 3. Мы учим латинский язык. 4. Он держит документы. 5. Я показываю таблицы. 6. Не обманывай! 7. Вы не знаете причину. 8. Ты не посылаешь письма. 9. Он защищает жизнь. 10. Они дают деньги. 11. Хорошо учитесь!

6. Сделайте грамматический разбор предложений и переведите их на русский язык:

1. Laboro. 2. Semper bene labōrare debetis. 3. Bene legunt. 5. Narrāmus. 6. Cur male audis? 7. Vivimus valēmusque. 8. Bene audīre debet. 9. Dum docēmus, discĭmus. 10. Dum spiro, spero. 11. Cantāre amant. 12. Veto. 13 Interdiu laboro, noctu dormīo. 14. Quid agis ? 26. Saepe Latīne legit et scribit. 27. Latīne multum legere et scribere debētis.

СЛОВАРЬ:

amo, āvi, ātum, āre - любить

bene - хорошо

cur - почему?

dormio, ivi, itum, īre - спать

dum - пока

interdiu - днем

latine - по-латински

male - плохо

multum - много

narro, āvi, ātum, āre - рассказывать

noctu - ночью

que - и (постпозитивный союз)

quid - что?

saepe - часто

semper - всегда

spero, āvi, ātum, āre - надеяться

spiro, āvi, ātum, āre - дышать

7. Выучите наизусть слова и словосочетания. Составьте с ними предложения.

sine cura - без заботы (синекура - хорошо оплачиваемая должность, не требующая особого труда)

sub rosa - "под розой", по секрету, секретно

tutela - опека

usurae - заем, проценты

аb instantia - освобожде­ние от суда с оставлением в подозрении

arra - задаток

bona materna - имущество, унаследованное от матери

causa indicta - без суда и следствия

pro forma - для вида, ради формы (проформа)

pro poena - в наказание

querela - жалоба

regula - правило

causa possessionis - основания владения

causa privata - личное (частное) дело

culpa - вина

cura - забота, попечительство

custodia - охрана, надзор

hypothēca - ипотека

injuria - беззаконие, личное оскорбление

multa - штраф, неустойка, контрибуция

persona sui juris - домовладыка, лицо своего права

poena levis - легкое наказание



Занятие 5

Наши рекомендации