Тема 2. Исследование потребностей населения муниципального образования городской округ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Рабочая тетрадь

Тула 2007

УДК 307.338

ББК 65.9(2)-2

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «Финансы и менеджмент»

Контрольно-курсовая работа

На тему

Формирование общественных расходов и оценка возможных

доходов муниципального образования городской округ»

Вариант № ___

Выполнил

(фамилия, имя, отчество студента (слушателя)

(номер группы)

(подпись) (дата)

Проверил

(ученая степень, должность, фамилия, имя, отчество руководителя работы)

Тула 200__

© И.В. Сычева, 2007

© Тульский государственный

университет, 2007

Содержание

Предисловие ........................................................................................................... 4

Введение ................................................................................................................. 5

Тема 1. Исследование потребностей населения
муниципального образования городской округ...................................... 7

Тема 2. Классификация экономических субъектов
муниципального образования ................................................................ 30

Тема 3. Расчет расходов муниципального бюджета
на образование ........................................................................................ 41

Тема 4. Расчет расходов муниципального бюджета по разделу
«Национальная экономика», подраздел «Транспорт» ......................... 58

Тема 5. Формирование расходной части бюджета
муниципального образования городской округ.................................... 62

Тема 6. Проектирование неналоговых доходов бюджета
муниципального образования городской округ.................................... 66

Тема 7. Формирование доходной части бюджета
муниципального образования ................................................................ 72

Библиографический список ................................................................................. 75

Приложение 1 ....................................................................................................... 76

Приложение 2 ....................................................................................................... 78

Приложение 3 ....................................................................................................... 79

предисловие

Курс «Государственное и муниципальное управление» был введен в качестве дисциплины федерального компонента Государственного образовательного стандарта специальности «Менеджмент организации» в 2000 г. Изучение этого курса позволяет, на наш взгляд, не только познакомиться с основами государственного устройства страны, содержанием государственного и муниципального управления, формированием общественных расходов и поиском источников их покрытия, но и стать активным гражданином своей малой и большой Родины, направляя свою деятельность на ее процветание.

За пять лет преподавания этой дисциплины в Тульском государственном университете сложилась определенная структура курса и содержание практических исследований.

Для изучения реальных процедур социально-экономического управления территорией был смоделирован процесс формирования общественных расходов и оценки возможных источников их покрытия в муниципальном образовании вида «городской округ», включивший ряд взаимосвязанных тем. Исследование начинается с выявления различных, в том числе проблемно реализуемых потребностей населения и заканчивается определением величины необходимых бюджетных ресурсов для покрытия общественных расходов. В качестве прототипа гипотетического муниципального образования городской округ были взяты города – промышленные центры Тульской области: Тула, Новомосковск, Алексин, и их местные бюджеты.

Вариант задания соответствует Вашему номеру в списке группы. Для облегчения работы студента над материалом в таблицах и по тексту оставлены чистые пробелы, которые необходимо заполнить данными своего варианта и расчетами. Если выполнение какого-либо задания представляет для студента трудность, необходимо обратиться к материалам лекций, нормативно-правовым актам, указанным в тексте рабочей тетради, или консультации преподавателя.

Обратите внимание на введение к работе, в котором дана характеристика муниципального образования вида «городской округ», перечислены вопросы местного значения, закрепленные за городским округом Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указаны цели и задачи исследования. В заключении необходимо привести основные выводы по проведенному исследованию.

Желаю Вам успешной работы и использования полученных знаний на практике.

И.В. Сычева

Введение

В соответствии с реформой местного самоуправления 2003 г. в Российской Федерации функционируют муниципальные образования нескольких видов: сельское и городское поселения, муниципальный район и городской округ. Городской округ – это городское поселение, в состав территории которого могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с его генеральным планом территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, установленные Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (прил. 1) для поселения и для муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, городской округ представляет по сути возложенных на него функций муниципального управления симбиоз поселения и муниципального района и может выступать типовым представителем гипотетического муниципального образования.

В данной работе, во-первых, будут проведены исследования потребностей населения гипотетического муниципального образования городской округ с целью определения наиболее значимых из них. Известно, что потребности человека весьма разнообразны не только по своей сути, по характеру (личные или коллективные), но и по времени их возникновения на жизненном пути человека. Поэтому для установления содержания функций государственного и муниципального управления и построения эффективных механизмов их осуществления необходимо не только выявлять потребности современных людей, но и «соотносить» их с определенными этапами жизни человека.

Во-вторых, будет рассмотрена классификация экономических субъектов, функционирующих на территории муниципального образования, что позволит выявить среди них субъекты, реализующие различные функции муниципального управления, и установить необходимый объем ресурсов для их жизнедеятельности.

В-третьих, будет изучен нормативный подход к формированию общественных расходов муниципального образования на примере расходов на образование и общественный транспорт, которые во всех странах мира, в том числе и в России, находятся под опекой государства и муниципалитетов.

В-четвертых, будет выполнено формирование расходной части бюджета муниципального образования, которая представляет собой перечень статей расходования бюджета на удовлетворение различных потребностей населения, проживающего на территории городского округа.

В-пятых, будут исследованы принципы построения доходной части бюджета городского округа и выполнена оценка возможных источников его наполнения.

Сформированный Вами бюджет городского округа станет проектом основного финансового закона, регулирующего удовлетворение общественных потребностей населения округа на предстоящий год. После обсуждения этого проекта представительным органом городского округа, его доработки и корректировки будет принят местный закон «О бюджете муниципального образования городской округ на … год», в соответствии с которым будет контролироваться поступление финансовых средств в городской бюджет и их расходование по запланированным статьям расходов.

Тема 2. Исследование потребностей населения муниципального образования городской округ

Жизнь каждого человека укладывается в промежуток времени между рождением и смертью и представляет процесс постоянного удовлетворения его различных потребностей: физиологических, нравственных, духовных и иных. Стройная классификация потребностей личности была разработана в 1943 г. американским психологом Абрахамом Маслоу (рис. 1.1).

Уровни иерархии

потребностей

 
  Тема 2. Исследование потребностей населения муниципального образования городской округ - student2.ru

Рис. 1.1. Иерархия потребностей личности по А. Маслоу [5]

Потребности человека весьма разнообразны не только по своей сути, по характеру (личные или коллективные), но и по времени их возникновения на жизненном пути человека. И то, что является крайне необходимым для младенца, совершенно не нужно юноше. Поэтому для установления содержания функций государственного и муниципального управления и построения эффективных механизмов их осуществления необходимо не только выявлять потребности современных людей, но и «соотносить» их с определенными этапами жизни человека.

Совершенно однозначно можно выделить семь таких этапов (рис. 1.2) на ленте жизнедеятельности человека. Их протяженность может быть разной, но в среднем, она определена биологическими и социальными границами.

Первый этап жизнедеятельности человека включает в себя дородовой период жизни матери, рождение ребенка, его развитие в первые месяцы жизни и становление ребенка как личности (подготовка к обучению в школе). Второй период по продолжительности может быть разным для школьников, получающих полное или неполное среднее образование. Третий этап жизни проходят только те, кто получает специальное образование, и он тоже может быть различным по продолжительности. Четвертый, самый длинный этап жизни человека, посвящен его трудовой деятельности, которая по существующему в России законодательству может заканчиваться в 55 лет для женщин и в 60 лет для мужчин. Пятый период жизни – пенсионный, разный по продолжительности. Максимально, как показывает мировая статистика, может длиться до 100–120 лет и заканчивается смертью человека, его последующим захоронением и содержанием мест захоронения. Следует отметить, что для мужчин есть особый этап жизнедеятельности – служба в Вооруженных силах России, которая протекает на стыке второго и третьего, иногда третьего и четвертого этапов.

Соотнесение возникающих у человека потребностей с этапами его жизнедеятельности дает возможность более точно определять величину общественных расходов, связанных с удовлетворением той части потребностей населения, которые находятся под «опекой» государства и местного самоуправления, а также изыскивать резервы пополнения доходов общества на покрытие этих расходов.

Тема 2. Исследование потребностей населения муниципального образования городской округ - student2.ru

Рис. 1.2. Типовая лента жизнедеятельности человека

Задание на работу

В небольшом гипотетическом городе России на основе опроса жителей и распространения его результатов на все население было проведено исследование степени удовлетворения населением различных жизненных потребностей. Была отобрана та часть потребностей, на полноту реализации которых, по мнению опрашиваемых, оказывает прямое влияние качество публичного управления.

В соответствии со сложившимся в России порядком разграничения функций государственного и муниципального управления для муниципального образования «городской округ» на основании данных табл. 1.1 необходимо:

1. Определить, удовлетворению каких из приведенных потребностей должны способствовать процедуры государственного управления, а каких – местного самоуправления.

2. Среди последних выявить основные для этого города потребности граждан на разных этапах жизнедеятельности человека. Это дает возможность установить наиболее проблематичные для каждой возрастной группы населения города потребности, удовлетворение которых нуждается в наибольшей опеке со стороны местного самоуправления. Номера и количество повторений потребностей, указанных в табл. 1.1, условно считая их равнозначными, проставьте по уровням иерархии Маслоу для того этапа жизнедеятельности человека, на котором происходит их возникновение и удовлетворение. Результаты расчетов сведите в табл. 1.2, понимая сложность однозначного отнесения некоторых потребностей в тот или иной уровень иерархии. Оттените в ней цветом наиболее проблематичные потребности для каждого возрастного этапа жизнедеятельности человека.

3. Указать в соответствии с прил. 1 функции местного самоуправления (вопросы местного значения), способствующие удовлетворению указанных потребностей. Тем самым Вы установите приоритетные для данного муниципального образования виды деятельности местной власти.

Для решения третьей задачи работы воспользуйтесь информацией табл. 1.3. На основании определения общего количества повторений заявленных потребностей постройте их распределение в виде пучковой диаграммы по каждой комплексной функции муниципального управления по отношению к средней величине или общему количеству. Тем самым Вы определите структуру «напряженности» каждой функции управления для Вашего городского округа (рис. 1.4).

Сделайте общие выводы. Полученная информация дает возможность в последующих работах при принятии бюджета муниципального образования депутатам представительного органа местного самоуправления поддержать наиболее актуальные направления финансирования общественных расходов в данном гипотетическом городском округе.

Таблица 1.1

Перечень заявленных сложно удовлетворяемых потребностей населения
муниципального образования, распределенных по возрасту опрошенных (по данным опроса)

№ п/п Содержание потребности Количество повторений по вариантам
Получение востребованной на рынке труда специальности безработными гражданами:
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
Оздоровление учащихся в летнее время
от 7 до 17 лет
Получение бесплатного детского питания младенцу
до 7 лет
Проезд от места жительства к месту работы, в т. ч.:
от 7 до 17 лет
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
свыше 55–60 лет
Защита граждан от посягательств криминального мира на их жизнь и имущество муниципальной милицией, в т. ч.:
дети от 7 до 17 лет
от 18 до 22 лет
от 23 до 55–60 лет
свыше 55–60 лет
Проезд по железной дороге к месту отдыха:
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
свыше 55–60 лет
Возможность приобретения продуктов питания рядом с домом:
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
свыше 55–60 лет
Возможность дышать чистым воздухом:
От 7 до 17 лет
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
свыше 55–60 лет
Лечение заболеваний, в т. ч.:
до 7 лет
от 7 до 17 лет
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
свыше 55–60 лет
Уход за маленьким ребенком в связи с необходимостью выхода матери на работу после беременности и родов:
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
Приобретение ребенком, оставшимся без родителей, опекунов попечителей:
до 7 лет
от 7 до 17 лет
Развитие способностей ребенка к рисованию, пению, рукоделию:
до 7 лет
от 7 до 17 лет
Своевременное получение достаточного тепла в квартиру:
от 7 до 17 лет
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
свыше 55–60 лет
Получение скорой медицинской помощи:
до 7 лет
от 7 до 17 лет
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
свыше 55–60 лет
Защита от весеннего паводка
до 7 лет
от 7 до 17 лет
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
свыше 55–60 лет
Вакцинация населения, в т.ч.:
от 7 до 17 лет
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
Спасение от пожара, в т.ч.:
от 7 до 17 лет
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
свыше 55–60 лет
Содержание мест захоронения близких, в т.ч.:
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
свыше 55–60 лет
Почтовая связь с родственниками и знакомыми:
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
свыше 55–60 лет
Общение со сверстниками на дискотеках, в т.ч.:
от 7 до 17 лет
от 17 до 22 лет
Выполнение воинского долга перед государством, в т.ч.:
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
Посещение музеев, в т.ч.:
от 7 до 17 лет
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
свыше 55–60 лет
Занятие спортом, в т.ч.
до 7 лет
от 7 до 17 лет
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
свыше 55–60 лет
Обращение в органы муниципальной власти с предложениями о решении проблемных вопросов развития города, в т.ч.:
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
свыше 55–60 лет
Проживание детей, оставшихся без присмотра родителей, в детском доме:
до 7 лет
от 7 до 17 лет
Улучшение экологического состояния в городе:
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
свыше 55–60 лет
Пребывание детей в детских дошкольных учреждениях
до 7 лет
Строительство жилья, в т.ч.:
от 17 до 22 лет
от 22 до 55–60 лет
свыше 55–60 лет
Охрана муниципальных памятников
свыше 55–60 лет
Получение профессионального образования
от 17 до 22 лет
от 22 до 50–60 лет

Продолжение табл. 1.1

Наши рекомендации