Является ли арендатор налоговым агентом, если арендодателем государственного (муниципального) имущества выступает его балансодержатель (п. 3 ст. 161 НК РФ)?

Ситуация неактуальна в отношении аренды имущества у казенных учреждений в период с 01.01.2011 по 01.01.2012. С 01.01.2012 оказание услуг казенными учреждениями не признается объектом налогообложения по НДС.

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ арендатор признается налоговым агентом при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 295 ГК РФ унитарное предприятие без согласия собственника не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал или иным способом распоряжаться им. Другим имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения и казенные предприятия, за которыми закреплено имущество на праве оперативного управления, вправе распоряжаться им также только с согласия собственника этого имущества.

Налоговый кодекс РФ не разъясняет, должен ли арендатор уплачивать НДС как налоговый агент, если по договору аренды федерального (муниципального) имущества арендодателем выступает не собственник, а балансодержатель данного имущества (ГУП, МУП, казенные предприятия).

Согласно официальной позиции Минфина России, ФНС России, УФНС России по г. Москве, если арендодателем выступает балансодержатель имущества, обязанности по уплате НДС возлагаются на данную организацию. Арендатор в этом случае не является налоговым агентом. Конституционный Суд РФ высказал аналогичную точку зрения. Есть судебные решения и работы авторов, подтверждающие данный подход.

Подробнее см. документы

Письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-07-11/140

Разъяснено, что, если бюджетное учреждение сдает в аренду федеральное или муниципальное имущество, переданное ему в оперативное управление или хозяйственное ведение, данное учреждение самостоятельно уплачивает НДС.

Письмо Минфина России от 27.03.2012 N 03-07-11/86

Разъяснено, что, если государственные унитарные предприятия или федеральные государственные учреждения (за исключением казенных) сдают в аренду федеральное имущество, переданное им в оперативное управление или хозяйственное ведение, НДС уплачивает арендодатель.

Письмо Минфина России от 23.08.2010 N 03-07-11/360

Финансовое ведомство разъясняет, что при оказании бюджетными учреждениями услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, переданного в оперативное управление, НДС уплачивают указанные учреждения - арендодатели имущества.

Аналогичные выводы содержит...

Письмо Минфина России от 23.06.2010 N 03-07-11/266

Письмо Минфина России от 26.04.2010 N 03-07-11/147

Письмо Минфина России от 28.07.2010 N 03-07-11/314

Разъяснено, что при сдаче в аренду государственного имущества муниципальным образовательным учреждением НДС в общеустановленном порядке уплачивает последний. Налоговым кодексом РФ не предусмотрено особенностей уплаты НДС при оказании таких услуг.

Письмо Минфина России от 26.08.2008 N 03-07-11/284

Разъяснено, что при предоставлении в аренду недвижимого имущества субъекта РФ, закрепленного за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, НДС уплачивают данные предприятия.

Письмо Минфина России от 16.04.2008 N 03-07-11/148

Разъяснено, что при предоставлении в аренду государственного или муниципального имущества, закрепленного за организацией на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, НДС уплачивает данная организация, а не арендатор имущества.

Аналогичные выводы содержит...

Консультация эксперта, 2008

Письмо ФНС России от 24.11.2006 N 03-1-03/[email protected]

Разъяснено, что, если договор аренды заключен между арендатором и арендодателем - балансодержателем государственного имущества (например, государственным унитарным предприятием, не являющимся органом государственной власти и управления, органом местного самоуправления), уплата НДС осуществляется балансодержателем - государственным унитарным предприятием. Таким образом, у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по уплате в бюджет НДС.

Аналогичные выводы содержит...

Письмо УФНС России по г. Москве от 12.09.2007 N 19-11/086673

Статья: Аренда недвижимости: "ассорти" вопросов (Начало) (Луговая Н.Н.) ("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 2)

Статья: Несколько слов об аренде... (Лермонтов Ю.М.) ("Ваш бюджетный учет", 2007, N 7)

Письмо УФНС России по г. Москве от 14.12.2011 N 16-15/121104

При заключении договоров аренды с некоммерческими государственными организациями - балансодержателями федерального, муниципального имущества или имущества субъектов РФ при участии органа государственной власти и управления (органа местного самоуправления) у арендатора не возникает обязанностей налогового агента. Уплату НДС в бюджет производят данные некоммерческие организации вне зависимости от того, куда арендатор перечисляет арендную плату - на счет балансодержателя имущества в бюджет или на специально открытый для этого счет балансодержателя в органах казначейства.

Аналогичные выводы содержит...

Письмо УФНС России по г. Москве от 27.06.2011 N 16-15/61956

Письмо УФНС России по г. Москве от 19.08.2008 N 28-08/077948

Разъяснено, что по договорам аренды федерального (муниципального) имущества, заключенным между фирмой-арендатором и балансодержателем - унитарным предприятием, минуя органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления, уплату НДС осуществляют балансодержатели - унитарные предприятия. Таким образом, у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по уплате в бюджет НДС.

Письмо УФНС России по г. Москве от 21.03.2007 N 19-11/25313

Разъяснено, что по договорам аренды федерального (муниципального) имущества, имущества субъектов РФ, заключенным между арендаторами и балансодержателями - некоммерческими образовательными организациями, минуя органы государственной власти, уплату НДС в бюджет осуществляют данные некоммерческие организации. У арендатора в данном случае не возникает обязанностей налогового агента по НДС.

Письмо Казначейства России от 22.12.2010 N 42-7.4-05/2.2-846

В данном документе, согласованном с Минфином России, разъясняется, что, если договор аренды заключен между арендодателем - балансодержателем государственного (муниципального) имущества, не являющимся органом государственной власти (органом местного самоуправления), и организацией-арендатором, НДС уплачивает балансодержатель имущества.

Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Дизайн-группа "Интерьер Флора" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации"

Суд указал, что при предоставлении в аренду федерального и муниципального имущества, имущества субъектов РФ организациями, которым оно принадлежит на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) или оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), НДС уплачивают данные организации.

Аналогичные выводы содержит...

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.03.2012 по делу N А43-7468/2011

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.11.2008 N А19-6940/08-20-Ф02-5533/08 по делу N А19-6940/08-20

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.02.2012 по делу N А43-7281/2011

Суд установил, что учреждение сдавало в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Суд указал, что налоговым агентом выступает данное учреждение, поскольку оно является арендодателем, а не публичный собственник. В данном случае порядок уплаты НДС, предусмотренный п. 3 ст. 161 НК РФ, неприменим.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.10.2011 по делу N А11-8374/2010

Суд установил, что учреждение сдавало в аренду федеральное недвижимое имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Согласно договорам арендную плату и НДС на расчетный счет учреждения перечислял арендатор. Между тем согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить налог, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Исключение предусмотрено в п. 3 ст. 161 НК РФ, однако к рассматриваемой ситуации данная норма неприменима. Суд также сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О, в котором указано следующее. Организации, предоставляющие в аренду на территории РФ федеральное, муниципальное имущество, а также имущество субъектов РФ, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, исчисляют и уплачивают НДС в бюджет самостоятельно.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.03.2011 по делу N А32-8102/2010

Суд установил, что федеральное имущество, сдаваемое институтом в аренду, принадлежит ему на праве оперативного управления. Арендодателем является институт, а не собственник имущества. Следовательно, в данном случае плательщиком НДС с суммы арендной платы по данному имуществу является институт.

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.12.2007 по делу N А12-4973/07

Суд установил, что федеральное имущество, сдаваемое государственной организацией культуры "Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник" в аренду, принадлежит ей на праве оперативного управления. Арендодателем является государственная организация, а не собственник имущества. Следовательно, в данном случае плательщиком НДС с суммы арендной платы по данному имуществу является арендодатель.

Статья: Об обязанностях налогового агента по НДС при аренде и приобретении (получении) государственного имущества (Семенихин В.В.) ("Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", 2010, N 2)

Автор указывает, что при двустороннем договоре аренды, заключенном с организацией-балансодержателем (т.е. с тем предприятием или учреждением, которое наделено правом управления таким имуществом), обязанностей налогового агента по НДС у арендатора не возникает.

Статья: НДС и аренда: вопросы, мнения, комментарии (Гордеева С.Н.) ("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 3)

Автор разъясняет, что если договор аренды двусторонний, то бюджетное учреждение, являющееся арендодателем, не может воспользоваться льготой п. 3 ст. 161 НК РФ, предусмотренной только для органов власти. Поэтому, получив на свой лицевой счет доходы с учетом налога, учреждение как налогоплательщик обязано уплатить налог в бюджет, не перекладывая эту обязанность на арендатора, который в данной ситуации не является налоговым агентом и не исполняет обязанностей по удержанию и перечислению налога с арендной платы в бюджет.

Аналогичные выводы содержит...

Статья: НДС при аренде недвижимости у учреждений здравоохранения (Булаев С.) ("Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 4)

Консультация эксперта, 2008

По мнению автора, если ГУП предоставляет в аренду федеральное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, уплачивать НДС в бюджет должна данная организация.

Наши рекомендации