Тема: Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна. Махатма Ганди
"Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна", - утверждал Махатма Ганди. Нельзя не согласиться с его высказыванием. Ведь любое насилие - это боль и страдание. А человек, причинив боль другому человеку, счастлив не будет, его радость от победы будет недолгой. Мы знаем, что совершенное зло обязательно возвращается бумерангом. Рано или поздно человек вспомнит о допущенной ошибке, исправить которую будет поздно, и ему придется долго сожалеть о содеянном и раскаиваться. Так, победа оборачивается поражением. Подтвердить мою точку зрения поможет мой читательский опыт. Ведь многие писатели размышляют об относительности понятий "победа" и "поражение" в разных жизненных ситуациях.
Обратимся к творчеству классика английской литературы Уильяма Голдинга. В списке написанных им произведений есть ошеломляющее своей глубиной роман "Повелитель мух", в котором повествуется о мальчишках в возрасте от четырех до четырнадцати лет, попавших на необитаемый остров после крушения самолета. Среди них с первого же момента выделились двое: Ральф и Джек. Первый мальчик был добрый, желающий всем помочь, пытающийся всеми силами сохранить остатки цивилизации на этом острове, а второй оказался жестоким, подлым и властолюбивым. На первом собрании большинство мальчишек выбрали себе за главного Ральфа. Далее следуют события, где Джек и Ральф дружно пытаются создать условия для комфортного пребывания на острове, пока их не спасут. Все это длится до того момента, пока в Джеке не просыпается его истинное "я". Он решает больше не подчиняться Ральфу и силой переманивает один за другим всех остальных мальчишек. Так, Ральф остается вдвоем со своим другом Хрюшей. Джек, поняв, что ничего его больше не останавливает, начинает совершать свои злодеяния. В итоге, от его рук и рук его сподвижников умирают ни в чем не повинные Саймон и Хрюша, и чуть не погибает Ральф. Мы видим, что Джек ради своей победы не остановится ни перед чем, он начал с убийства животных, а закончил убийством людей. Даже страшно представить, что бы произошло с Ральфом, не появись в последнюю минуту отряд спасателей. Ульям Голдинг не показывает того, что произошло после с Джеком. Но мы понимаем, что в погоне за властью этот мальчик забыл, что он человек, а потеря человечности - это поражение. Я думаю, что автор хотел сказать, что в каждом человеке живет зло, и если его выпустить наружу и дать ему возможность управлять нашими поступками, то это ничем хорошим не кончится.
Еще одним примером может послужить роман "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского, в котором главный герой, чтобы проверить свою бесчеловечную теорию о "сверхчеловеке", убивает старуху - процентщицу. Родион Раскольников хочет доказать себе, что так же, как и Наполеон, он принадлежит к категории "право имеющих". Совершив убийство, он думает, что одержал победу, что доказал себе то, что он "сверхчеловек". Но радость от победы была короткой, а сама победа обернулась для него полным поражением. Ведь в игру вступает такая сила, как совесть, которая начинает его пожирать изнутри. Раскольников говорит, что "переступить-то переступил, но остался на этой стороне". Так, к Раскольникову приходит осознание того, что его теория ошибочна, а совершенное ради нее убийство - ужасный грех, искупить который он сможет через много лет страданий.
В заключение хочется сказать, что успех в борьбе - это всегда радость. Но нужно выбирать, каким способом достичь его. Выбор неверного пути, а именно: лжи, подлости, насилия, причинения боли другим - приводит к тому, что победивший остается ни с чем, а радость от победы длится не долго.
Тема: Победа и поражение
Наша жизнь полна побед и поражений. Мы вынуждены бороться за свое счастье, за возможность стать лучше, за право жить. Но я уверена, что самая величайшая победа-победа над самим собой. Каждый из хочет быть успешным, состоятельным и главное счастливым. Чтобы этого добиться человек должен победить себя, свой страх, свою лень и жадность. Человек на протяжении всей жизни борется со своей тенью, как и герои произведений художественной литературы. Одни герои выигрывают этот бой, получая в награду счастье, а другие проигрывают, обретая разочарование и боль. Например, Андрей Соколов из произведения М. Шолохова "Судьба человека", встречает на своем пути много трудностей: это и война, и плен, и потеря семьи. После случившегося ,героя охватывает горе, отчаянье, ужас. Казалось бы, что Андрей больше не сможет жить обычной жизнью, как раньше. Но Соколов встречает мальчика Ваню, который не позволил ему" опустить руки ". Андрей понимает, что это еще не конец, что у него теперь есть ради кого жить. И мы можем с уверенностью сказать, что Андрея Соколова и Ваню ждет другая жизнь - счастливая. А вот герой из произведения И.А.Гончарова "Обломов" Илья Ильич Обломов с детских лет был окружен вниманием, лаской и заботой. Его жизнь была просто "сказкой" в отличие от жизни Андрея Соколова. Илья ни разу не работал, его оберегали, лелеяли как "зеницу ока". Но эта черезмерная опека превратила героя в лентяя, который получал удовольствие не от своих стараний, а от стараний других людей. Лень начала забирать у него все: деньги, должность, друзей. Обломов начал бороться с ленью, когда влюбился в Ольгу Ильяных. Эта любовь стала началом войны с ленью, эту борьбу, к сожалению, герой не смог преодолеть. Лень забрала самое главное у Ильи Ильича -это жизнь. Соколов и Обломов боролись с сами собой, но одержать победу смог, только, Андрей. Его победа заключена в большой силе воли . Трудности с которыми он встречался закаляли его и не давали сломаться перед очередными испытаниями судьбы. А Илья Ильич не обладая такой силой и внутренним стержнем, потерял самого себя. Таким образом можно сделать вывод, что чтобы добиться успеха, удачи, счастья, нужно бороться с самим собой до последнего.
Честь истинная и ложная.
О чести истинной и ложной ярко рассуждает Д.Лихачев в десятом письме книги «Письма о добром и прекрасном». Именно эти рассуждения я взял за основу своего сочинения. Лихачев пишет о том, что синонимом истинной чести является совесть, которая находится в подсознании человека, не дает ему успокоиться, «грызет» изнутри. Ложную же честь Лихачев называет «честью мундира». Это означает, что человек «при должности» часто поступает не по своим убеждениям, не по совести, а так, как требуют условия, инструкции. В этом случае часто личная выгода преобладает над чужими проблемами.
Размышляя об истинной чести, я вспомнил известную российскую переводчицу Лилианну Лунгину. Ее воспоминания записал О.Дорман и опубликовал в книге «Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана». Запомнился эпизод, где переводчица рассказывает о Клавдии Васильевне Полтавской, директоре школы, в которой училась девочка. В тяжелые годы репрессий, тотальной слежки Клавдия Васильевна в работе руководствовалась своими моральными принципами. Девочку, родителей которой арестовали, директор взяла жить к себе, дала ей возможность закончить школу. Полтавская приютила мальчика-беспризорника, подобрав его на улице, из нравственных соображений сказала всем, что это ее дальний родственник. Для Клавдии Васильевны важным было то, чтобы дети ей доверяли, не боялись ее. Одновременно она была строга с учениками. На мой взгляд, директор школы является примером истинной чести, потому что ее поступки никогда не шли вразрез с ее совестью.
А вот примером ложной чести, по моему мнению, является начальник МТС Княжев из повести В.Тендрякова «Ухабы». Шофер грузовика вез попутчиков по плохой дороге. Вдруг машина перевернулась, и один из пассажиров получил серьезную травму живота. Княжев первым взялся за носилки и нес восемь километров по бездорожью истекающего кровью раненного. Добравшись до медпункта, он оставил носилки и приступил к своим должностным обязанностям. Когда стало понятно, что пострадавший находится при смерти, что счет идет на часы и минуты, обратились к Княжеву с просьбой выделить трактор для доставки молодого человека в район. Но начальник МТС категорически отказался давать распоряжение, ссылаясь на инструкции. Для бюрократа Княжева собственная значимость как стража закона оказалась выше человеческой жизни. Спустя несколько часов он все-таки выделил трактор, но не потому, что в нем проснулась совесть, а из-за страха партийного взыскания. Но время было потеряно, молодой человек по дороге в райцентр умер. Этот пример ярко иллюстрирует мысль о «чести мундира» Д.Лихачева.
В заключение хочу сказать, что люди, которые поступают по совести, никогда не ждут аплодисментов и благодарностей, а делают добрые дела тихо и от души. Это их отличает от людей, чья честь является ложной. «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо. Не за красивое спасибо услышавшего тебя рядом», - призывает певец Шура. И я с ним полностью согласен.