Ф.Кривина «Волк на елке»

Тема урока. Сжатое изложение по сказке

Цели урока: формирование коммуникативной и речевой компетенций девятиклассников, мобилизация теоритических знаний по языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения, подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи:

1) формирование навыков комплексного анализа текста;

2) обучение умению сжато излагать свои мысли в устной и письменной форме;

3) совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;

4) формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА;

5) воспитание культуры общения.

Оборудование: текст Ф. Кривина «Волк на елке»для анализа, толковый словарь.

Ход урока.

1.Орг.момент.

-Добрый день! Каждый день, каждый урок дарят вам радость новых открытий, вы обогащаетесь не только интеллектуально, но и духовно. Очень надеюсь, что и сегодняшний урок не исключение.

2.Беседа о теме и цели урока. (Слайд цели урока)

-Самая главная ваша задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ГИА.

-Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать?

(Уч-ся: умение написать сжатое изложение, сочинение в жанре рассуждения, орфографическая и пунктуационная грамотность).

-Закрепить все эти умения вам поможет наш урок. Сегодня мы будем писать сжатое изложение по сказке Кривина Феликса Давидовича «Волк на елке». Как вы думаете, чем сжатое изложение будет отличаться от подробного и выборочного, которые мы уже писали?

(уч-ся: сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста не подробно, не выборочно на заданную тему, а кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности).

-Почему так важно уметь излагать сжато?

(Уч-ся: потому что в жизни чаща всего приходится излагать суть, существенную, главную).

-Именно закреплять умение излагать текст сжато мы и будем сегодня на уроке. Прежде чем вы прослушаете текст, напоминаю, вам порядок действий. (Слайд «План работы с текстом»)

1.При первом чтении ничего не писать, все усилия направить на то, чтобы понять текст, уловить его структуру, основные мысли.

2.Затем записать план или тезисы.

3.При повторном чтении уточнить тезисы, дополнить промежутки.

4.Потом создается черновик, подчитывается количество слов в нем, вносятся коррективы. Если в исходном тексте около 250 слов, то в сжатом изложении должно быть около 100 слов.

5.Черновик надо проверить.

6.На заключительном этапе работа переписывается на чистовик и еще раз проверяется.

3.Прослушивание текста (аудиозапись).

-О чем этот текст? Определите тему.

(уч-ся: Об одиноком и несчастном Волке, который , пораженный удивительной красотой елки, так и не бросился на самого настоящего, самого живого зайца, сидящего под этой лесной красавицей).

-В каком предложении заключена основная мысль?

(уч-ся: Я думаю, что в предложении 26: «И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, А Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье…»)

-Правильно. Каким синонимичным фразеологизмом можно заменить выражение «не в зайцах счастье»?

(Уч-ся: Я считаю, что «Не хлебом единым жив человек»)

-Как вы это понимаете?

(Уч-ся: В жизни, кроме материального, есть то, что заставляет человека восторгаться, восхищаться, что сильно на него воздействует – это красота).

-Верно. Таким образом, в произведении автор поднимает очень важную для современного общества проблему красоты и ее воздействия на человека.

-Как вы, ребята думаете, что входит в понятие «красота»?

(уч-ся высказывают свое мнение)

-Невозможно дать четкое определение этому понятию. Для каждого человека красота заключается в разных вещах. Для кого-то это бриллиантовая россыпь, нитка жемчуга, ветка сакуры, весенний рассвет или звездная летняя полночь. А может быть это розы, белые и черные, много бутонов. А может быть, скромные фиалки или первые подснежники, а может ландыши… Или тихий шелест трав, плеск волн, пальма на розовом песке. Чайка на скале или тихая речонка. А может это заснеженная елка, переливающаяся лунным светом, которую увидел одинокий Волк.

-Красота – это то, что не позволяет душе очерстветь и превратиться в камень. Это то, что вызывает восхищение, удивляет, заставляет сердце биться учащенно.

-Может быть, красота это не только состояние окружающего мира, а состояние души? Попробуем разобраться в этом, опираясь на словарь Ожегова. (Индивидуальное задание Алиева Р.)

Красота - Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

-Предлагаю посмотреть самые красивые места на Земле (презентация «Красивые места»)

-Ребята, помните, что красота это не только природа, но и человек. И надо стремиться стать по настоящему красивым человеком: добрым, чутким, отзывчивым, гуманным, способным реагировать на красоту мира, сохранять ее и восхищаться чудесами.

-В тексте речь идет о чуде. Прочитайте предлож.22,23,24

Бывает же на свете такое чудо! (23) Посмотришь на него - и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается – не в желудке, нет, а повыше. (24) И уже ничего не хочется – только сидеть и смотреть.

-Так что ж такое чудо? Посмотрим в словарь Ожегова.

(Индивидуальное задание Магомедова У.)

Наши рекомендации