Лекция 8. Управление выручкой и прибылью организации
Основные вопросы:
I. Состав доходов корпорации.
II. Методы учета денежной выручки от реализации продукции.
III. Критический объем реализации продукции. Методы планирования выручки от реализации продукции.
IV. Функции прибыли. Виды прибыли.
V. Показатели рентабельности корпорации.
I. Состав доходов корпорации.
Состав доходов корпорации для целей налогообложения определяется налоговым кодексом РФ (ч.2, гл. 25) и включает в себя: выручку от реализации продукции, товаров и услуг; выручку от реализации имущества и имущественных прав; внереализационные доходы.
Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в доходах от реализации, т.е. доходы:
- от долевого участия в других организациях;
- от операций купли-продажи инвалюты;
- в виде штрафов, пеней, санкций за нарушение договорных обязательств и сумм возмещения убытков и ущерба;
- от сдачи имущества в аренду или субаренду;
- от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, патентов на изобретение, промышленные образцы и др. виды интеллектуальной собственности;
- в виде процентов, полученных по договорам займа, банковского счета;
- при получении безвозмездно имущества, работ, услуг;
- в виде дохода, распределяемого в пользу корпорации при его участии в простом товариществе;
Выручка - основной источник формирования собственных финансовых ресурсов корпорации. Она формируется в результате деятельности корпорации по трем основным признакам: основному, инвестиционному, финансовому.
Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции. Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг. Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
В первую очередь выручка используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Остаток выручки после возмещения стоимости израсходованных материальных ресурсов и возмещения амортизации внеоборотных активов формирует валовой доход. Из выручки выплачивается заработная плата, начисляется социальное страхование, формируется прибыль организации.
Немалое значение для организации имеют доходы от реализации имущества, в частности, основных фондов. Доходы от реализации имущества отражаются как операционные доходы, а остаточная стоимость и расходы, связанные с реализацией - как операционные расходы.
II. Методы учета денежной выручки от реализации продукции.
Выручка от реализации продукции является важным фактором формирования финансовых результатов деятельности предприятия, существуют два метода их определения:
1. Кассовый метод заключается в том, что выручка формируется по мере ее оплаты: при безналичных расчетах – по мере поступления средств за товары на счета, а при расчетах наличными деньгами – по поступлении денежных средств в кассу корпорации.
2. Метод начисления, при котором выручка от реализации продукции определяется по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов. Этот метод основывается на том, что в момент отгрузки продукции корпорация теряет право собственности на нее.
Для определения выручки от реализации продукции надо знать объем реализации в действующих ценах без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.
Применяются два метода определения момента реализации:
1. по отгрузке – метод начислений;
2. по оплате – кассовый метод.
Все организации, кроме малых, должны применять метод начислений и учитывать выручку по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг. Малые предприятия могут отражать в учете выручку по мере ее оплаты. К таким относятся организации, у которых на дату определения дохода, в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки без учета НДС не превысила двух миллион рублей за каждый квартал.
При выборе метода начислений организация должна учитывать необходимость иметь оборотные средства для уплаты начисленных налогов еще до того, как будут получены денежные средства от покупателей. Кассовый метод снимает эту проблему, но не позволяет создавать резерв по сомнительным долгам.
III. Критический объем реализации продукции. Методы планирования выручки от реализации продукции.
Размер выручки равный совокупным затратам называется критическим объемом реализации. Если организация будет получать выручку меньше критического объема, то это приведет к получению убытка, получение выручки в размере большем критического объема принесет предприятию прибыль. Тогда
,
где КО – критический объем реализации;
Пос - постоянные расходы;
Пер – переменные затраты;
Ц – цена продукции.
Планирование выручки осуществляется одним из методов:
1. методом прямого счета. Выручка определяется как произведение цены без налогов в виде надбавок к цене (Ц) и объема реализованной продукции в натуральном выражении (Р)
2. расчетным методом. Этим методом учитываются выпуск товарной продукции (Т), остатки готовой продукции на складе и в товарах, отгруженных на начало (Он) и конец (Ок) планируемого года:
Расчет осуществляется в ценах продаж, остатки на начало планируемого года оцениваются по ценам предыдущего года, товарный выпуск и остатки на конец планируемого года в плановых ценах.
IV.Функции прибыли. Виды прибыли.
Прибыль – это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Реализация других активов, поступления от внереализационных операций и прочие поступления формируют доход. Принято различать экономическую и бухгалтерскую прибыль. Они отличаются друг от друга на сумму принимаемой оценки активов. Бухгалтерская прибыль корректируется на сумму вмененных издержек, в результате чего получается экономическая прибыль.
Функции прибыли корпорации:
- служит критерием и показателем эффективности деятельности организации;
- выполняет стимулирующую функцию;
- служит источником формирования бюджетов различных уровней;
- служит источником развития организации и прироста акционерного капитала.
В состав конечного финансового результата - прибыли организации за финансовый период включаются прибыль от реализации продукции, операционные, внереализационные и другие прочие доходы за вычетом операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов.
Планирование прибыли использует все параметры бизнес-плана и является решающей в определении финансового результата от всей деятельности организации. В планировании прибыли используются методы:
- прямого счета;
- аналитический;
- на основание эффекта производственного рычага;
- на основе бюджетирования.
В основе метода прямого счета лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции.
Аналитический метод применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известна ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска.
Метод, основанный на эффекте производственного рычага (CVP – анализ) базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль. Используя этот метод, можно установить точку безубыточности, т.е. объем выручки, при котором организация полностью покроет свои затраты, не получая на прибыли, ни убытки.
Для корпораций важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует определить критический объем реализации, при котором коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы не получая прибыль, но и без убытка. Увеличение объема продаж сверх критического объема реализации приносит предприятию прибыль.
С помощью теории «точки безубыточности» рассчитывают эффект операционного рычага – изменение прибыли при изменении объема реализации. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. При росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает и воздействие операционного рычага уменьшается:
Теория точки безубыточности используется также при принятии решений об инвестициях в обновление производственной программы.
На основе метода бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.
В бухгалтерском учете наиболее общим показателем прибыли является балансовая прибыль. Ее составные части – это прибыль от основной деятельности, прибыли от прочей реализации, реализации основных фондов и иного имущества, от внереализационной деятельности корпорации. В отчете о прибылях и убытках представлены:
1. валовая прибыль (разность между выручкой от реализации продукции и производственной себестоимостью);
2. прибыль от продаж – это разность между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов;
3. прибыль до налогообложения – это разность между всеми доходами и расходами корпорации;
4. чистая прибыль – разность между прибылью до налогообложения, отложенными налоговыми активами и налоговыми обязательствами и налогом на прибыль (20%).
VI.Показатели рентабельности корпорации.