Основные направления анализа розничного товарооборота торгового предприятия
Анализ розничного товарооборота торгового предприятия начинается с изучения динамики его объема и оценки степени выполнения плана, если таковой имеет место.
Анализ динамики объема розничного товарооборота осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста, а также среднегодового темпа изменения реализации товаров. В условия инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах, т.е. в цена базисного года:
где Тсц —объем товарооборота в сопоставимых ценах;
ТфЦ - объем товарооборота в фактических ценах;
IЦ — индекс изменения цен
В процессе анализа розничного товарооборота целесообразна определить его изменение как в стоимостном, так и в натуральном выражении, которое характеризуется изменением физического объема товарооборота. Для этого необходимо рассчитать индекс изменения товарооборота:
где Iт — индекс изменения объема товарооборота;
IЦ — индекс изменения цен;
Iq — индекс изменения физического объема товарооборота.
Приведенная формула позволяет определить, в какой мере развитие товарооборота в стоимостном выражении зависело от изменения цен, а в какой — от изменения количества реализуемых товаров.
Если на предприятии осуществляется планирование розничного товарооборота, необходимо проанализировать степень выполнения плана в целом по торговому предприятию, в разрезе отдельных структурных подразделений и рассчитать равномерность выполнения плана товарооборота по отдельным периодам времени.
Анализ розничного товарооборота следует проводить не только по общему объему, но и в разрезе отдельных товарных групп, т.е. по ассортиментной структуре. Для характеристики изменения структуры товарооборота можно воспользоваться коэффициентом абсолютных структурных сдвигов:
где Ксс — коэффициент абсолютных структурных сдвигов товарооборота;
f i1 — удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота (%) в отчетном периоде;
f.i o- удельный вес i-и товарной группы в общем объеме товарооборота в предшествующем периоде (%);
n — количество товарных групп.
На выполнение плана и динамику розничного товарооборота оказывают влияние большое число факторов, которые принято объединять в три группы:
- факторы, связанные с товарными ресурсами;
- факторы, связанные с численностью работников и эффективностью их труда;
- факторы, связанные с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы.
Основной фактор успешного развития товарооборота — обеспеченность торгового предприятия товарными ресурсами и их рациональное использование. Объем розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов. Эта зависимость может быть выражена формулой:
где Т — объем розничного товарооборота;
Зн — запасы товаров на начало периода;
П — поступление товаров;
В — выбытие товаров;
3К. — запасы товаров на конец периода.
Используя способ разниц или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого из отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия. Значительное влияние на объем розничного товарооборота оказывает обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования. Эта зависимость выражается формулой:
Т = П* Ч,
где Т — объем розничного товарооборота, руб.;
Ч — среднесписочная численность работников, чел.;
П — производительность труда одного работника, руб.
Используя интегральный способ анализа, можно определить влияние данных показателей на изменение объема товарооборота:
ΔТч = Пп *ΔЧ + (ΔЧ*ΔП) / 2,
где ΔТч — изменение объема товарооборота за счет изменения среднесписочной численности работников, руб.;
ΔЧ — изменение среднесписочной численности работников в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, чел.;
Пп — производительность труда одного работника с предшествующим годом, руб.;
ΔП — изменение производительности труда одного работника в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, руб.
где ΔТп — изменение объема товарооборота за счет изменения производительности труда одного работника, руб.;
Чп — среднесписочная численность работников в предшествующем году, чел.
Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывают состояние, развитие и эффективность использования основных фондов торгового предприятия, а также режим его работы. Объем розничного товарооборота торгового предприятия может быть определен по следующей формуле:
где Т — объем розничного товарооборота, руб.;
S — площадь торгового зала предприятия, м2;
Ксм — коэффициент сменности работы предприятия;
Д — количество дней работы предприятия; *
Вя — товарооборот на 1 м2 площади торгового зала в смену, руб.
Последовательно заменяя в приведенной формуле показатели предшествующего года на данные отчетного года и вычитая из полученного результата предыдущий, можно определить влияние на объем товарооборота изменения факторов, связанных с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы. Этот способ расчета называемся методом цепной подстановки. *
Аналитическая работа завершается составлением плана мероприятий по использованию, выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота торгового предприятия.
Понятие товарных ресурсов
Планирование розничного товарооборота торгового предприятия не должно ограничиваться только обоснованием объема реализации товаров. Его следует дополнить расчетом потребности предприятия в товарных ресурсах и разработкой мероприятий по организации их закупок в необходимых размерах.
Под товарными ресурсами предметов потребления понимается вся масса продукции на рынке, используемая для производственного, личного потребления и на экспорт. Применительно к предприятию торговли товарные ресурсы можно рассматривать как материальную основу розничного товарооборота, т.е. массу товаров, поступившую на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.
Товарные ресурсы предприятия формируются за смет поступления товаров и товарных запасов и находятся в балансовой взаимосвязи с розничным товарооборотом:
где ТЗН, ТЗК — товарные запасы соответственно на начало и конец года;
П — объем поступления товаров;
РТО — объем розничного товарооборота.
Данная формула показывает, что товарные ресурсы, характеризующие объем предложения товаров, должны превышать розничный товарооборот, определяющий платежеспособный спрос, на величину оптимального товарного запаса.
Величина этого товарного запаса должна быть оптимальной для предприятия, т.е. этот запас, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной продажи товаров, а с другой стороны, не должен привести к затовариванию и замораживанию товарной массы. Необходимость товарных запасов обусловлена следующими факторами:
- несовпадением во времени и в пространстве производства и потребления товаров;
- асинхронностью изменений спроса и предложения;
- дискретностью процесса производства при относительно непрерывном потреблении или, наоборот, непрерывностью произвол ства при дискретном характере потребления;
- наличием случайных колебаний спроса и предложения и др.
Товарные запасы классифицируются по различным признакам (рис. 5.1).
Величина товарных запасов и эффективность их использования определяются рядом факторов:
- объемом и структурой розничного товарооборота;
- соотношением спроса и предложения на товар;
- организацией закупок товаров (звенность товародвижения, способ доставки и т.п.);
- уровнем цен и их динамикой;
- физико-химическими свойствами товаров;
- состоянием материально-технической базы предприятия и др.
Товарные запасы являются важным, но не единственным элементом товарных ресурсов предприятия. Другим составляющим элементом является объем поступления товаров. Величина поступления и соответственно закупок товаров зависит от объема розничного товарооборота и состояния товарных запасов. Взаимосвязь между этими показателями прослеживается в процессе их анализа, она же должна быть обеспечена на оптимальном уровне и в процессе выявления потребности предприятия в товарных ресурсах на планируемый период.
Планирование потребности торгового предприятия в товарных ресурсах проводится в несколько этапов (рис. .5.2).