Зарубежный опыт пути повышения рентабельности
Ориентация оте<>че@ственной экономики на рыноч@ные отношения потребовала ~AEMacro пересмотра отношения к рентабельности, что обусловлено ее особым местом в системе хозяйствования и наличи@ем положительного опыта во многих зар@убе<>жных странах, некоторые из которых предст<>а@вляется интересным для изучения и можно предложить~AEMacro и таким хозяйс<>твующим субъектам как ГУП «Таттехмедфарм» «Аптека №293».
В отечест@венной экономической ~AEMacro теории дол@гое время считалось, что единственным источником рента@бельности является труд. Это встречается очень редко, ~AEMacro напр@имер, когда торго@вец покупает~AEMacro товар с ~AEMacro целью его немедленной перепродажи по более~AEMacro высокой цене. Тольк@о в этом случае труд торг@овца~AEMacro выступает источ@ником полу<>чения~AEMacro рентаб@ельности. Как свидетель@ствует опыт стран~AEMacro с разви<>@той экономикой, возмо@жны и другие варианты происхождения рентабельности. В большинстве случаев получение рентабельности являет@ся резул@ьтатом реали@зации (прои@зводства) товара (услуги), основ<>анной на~AEMacro привлечении нескольких факторов и прежде всего труда и капи<>тала. ~AEMacro При этом пон@ятие рентабел<>@ьности связы@ваетс<>я не то@лько со стоимостью используемого капитала, но и с его обесценив@анием, и~AEMacro с периодом, в течение кото@рого~AEMacro пр<>оисходит это обесценивание.
Рентабельность~AEMacro ~AEMacro сложная и неоднозначная категория. ~AEMacro Известный американский <>уче@ный-эконом<>ист ~AEMacro Самуэл<>ь@с<>он рента<>б<>ельность опред<>елял как безус<>ловный доход от<> фа<>кторов производс<>тва, как вознаграждение за предприниматель<>скую~AEMacro деятел@ьность, ~AEMacro техниче<>ские~AEMacro нововв<>едения и усовершен@ствования, ~AEMacro за умен@ие~AEMacro рис<>ковать в услов@иях~AEMacro неопре<>деленности, как монопо<>льный доход, как<> эт@ическую категорию.
В<>недр@ение~AEMacro инновац<>ий как исто@чник рентабельност@и предполагает производство (реализацию) ~AEMacro нового~AEMacro товара (услуги) более вы<>соко@го качества, освоение нового ры<>нка, ~AEMacro орган@изаци<>о@нно-управленческие новш<>ества, ос<>воение новых источни<>ков~AEMacro поступ<>ления товаров.
В ст@ранах~AEMacro с ~AEMacro разви<>той рыночн<>ой~AEMacro экономикой в ~AEMacro каче@стве показателя рентабельн@ости выступает норма рентабе@ль<>ности на вложенный ка@питал. Его ин@огда называют коэффи@ц<>иентом~AEMacro рентабе<>льности на активы. Он ~AEMacro отв<>@ечает на вопрос, ~AEMacro насколько хорошо работ@ает пред<>приятие, какую рентабельность при@носят вкл@ад<>ываемые~AEMacro в~AEMacro ~AEMacro бизнес фонды. В отечест<>в@енной анал@итиче<>ской практике та<>кие~AEMacro коэффи@циен<>ты ранее не рассчи<>тывались.
С перехо<>@дом к рыночн@ой эконо<>мике показатель рента<>бельности капитала становится~AEMacro од<>ним~AEMacro из важнейших~AEMacro коэф<>@фициентов, ~AEMacro характе<>@ризующих эффек<>тивность осно@вных~AEMacro элем<>ентов ресурсов предп<>риятия.
С начала~AEMacro 20-х гг. ~AEMacro ны<>неш@него~AEMacro столетия понятие~AEMacro «рентабельности» ассоцииру@ется с понятием «риск» ~AEMacro и «неопреде<>ле@нность». ~AEMacro Эта взаи<>мосвязь была зафиксирована~AEMacro амери<>@канским ученым Ф. ~AEMacro Най<>том, ~AEMacro опублико<>вавшим в 1921г. в Нью-Йо<>р@ке~AEMacro свою ра<>боту «Риск, ~AEMacro неопре<>деле@нность~AEMacro и рентаб<>ел@ьность».
В со@отв<>етствии~AEMacro с концепцией Ф. На<>йта~AEMacro именно нео<>пределенность является исто<>чником~AEMacro рентабельности или убытка. Зад<>ача~AEMacro предпр<>ини@мателя состо@ит в том, чтобы~AEMacro оц<>енить эту неопред@еле<>нность и, использ<>уя~AEMacro инициативу, попытаться снизить~AEMacro ее и одно<>временно расширить~AEMacro область управл<>@яемого риска и тем~AEMacro са<>мым добит@ься повыш<>ения шансов~AEMacro на получени<>е высокой рентабельности.
Каж<>дому~AEMacro виду хозяйст@в<>енной деятельности~AEMacro присущи сво<>и риски, обусловленные~AEMacro на@з<>начением, це<>л@евыми~AEMacro установками, функциональными зависимостями~AEMacro и осо<>бенностями осуществления~AEMacro отде@льны<>х операций данного ви<>да деятельности.
Сущность~AEMacro комме@рческого риска опред<>еляется специ@фикой коммерческой деятельности, ко<>торая характеризуется как~AEMacro целен<>аправленная деятельность, учитывающая~AEMacro требования ры@нка~AEMacro и связанная с поиском, выбором, продвиж<>@ением товаров~AEMacro от прои<>зводителей к потребителям и их реализацией.
Чтобы~AEMacro свести неопред<>еленность~AEMacro при осущ@ествлении~AEMacro коммерческой деятель<>ности к~AEMacro м@инимуму, необходимо выбрать то~AEMacro ее направление или тот вариант инвес<>@тирования, который позволит пол@у<>чить более выс<>окие результаты. ~AEMacro Эффект~AEMacro в дан<>ном~AEMacro слу@чае м<>ожно рассчитать~AEMacro по следующим форму@лам:
Эп=П/И, (27)
где, П - рентабель@ность, И - инвестиции:
ЭВк = П/Кв , (28)
где, ЭВк - эффектив<>ность вложе<>ния капитала; Кв - вложен<>ный капитал;
Эз = П/З, (29)
где, Эз - эффективность затрат; 3 - затраты.
Расчет~AEMacro эффе@кта по этой мето<>дике~AEMacro п@редставл<>яет собой ш<>аг~AEMacro в выборе оптимального варианта направления деятельности. ~AEMacro Следующим является пост@роение~AEMacro ана<>литических т@аблиц, поз<>воляющих~AEMacro сра<>внить разли<>ч@ные~AEMacro варианты реали<>зации страт<>@егии~AEMacro с учетом риска.
Опт<>имальным~AEMacro бу<>дет тот вариант, кот<>орый при<>несет~AEMacro предп<>риятию более высокую рента@бе<>льность, соответ<>ствующую разра<>ботанным про<>гнозным целевым ор<>иентирам, ~AEMacro с учетом вероятности~AEMacro получения прогнозируемой рентабел<>ьности, скорректи<>рованной на риск.
Пример. В первом ва<>рианте~AEMacro прогнозир<>@уемая рентабельность 500 ден. ед., вероятность ее получения - 0,5, тогда рентабельность, скорректированная на риск, составит 250 ден. ед.
Во втором соотв@етс<>твенно~AEMacro прогнозируем<>ая рентабельность будет равна 400 ден, ед., вероятн@ость ее~AEMacro получения - 0,8, а рента@бельность, скорректир@ованная на риск, - 320 ден. ед.
Таким образ<>ом, несмот<>ря на то, что в пер@вом вариан<>те прогн<>озируемая рент@абельность более вы@сокая, оптимальным~AEMacro является вто@рой вариант, где вероятность получе<>ния прогнозируемой рен<>табельно<>сти выше.
Вероятно<>сть получения рента@б<>ел@ьности от осуществления рискового проекта зави@сит от~AEMacro положения самого~AEMacro предпри<>@ятия, осущест<>вляющего рисковую~AEMacro деятельность, и его готовности идти на рис<>к, от по@ложения предприятий-конк@у<>рентов, от активн<>ости~AEMacro и эффективно<>сти~AEMacro деятельности партн@еров и контр<>агентов на р@ынке.
Формируя~AEMacro стратегию коммерческого пр<>е@дприятия по достижению оп@ределенных~AEMacro ра@змеров рентабельнос@ти, необходимо~AEMacro рассматривать~AEMacro ее не как пассивно полученные дох<>оды, а как результат завоевания. Ка@к уже отмечалось, рентабе@льность, ~AEMacro заработанная благо@даря~AEMacro инициативе, является резул@ьтатом инноваций, ~AEMacro отс<>у@тствия страха перед риском, ~AEMacro рационального использования средств, дально<>видной политики в отн@ошении задолженности.
Зарубе<>ж@ные~AEMacro специалисты (И. Шумпетер, ~AEMacro Ан@дре~AEMacro Бабо~AEMacro и др.) выделяют четыре типа инн@оваций, порождающих~AEMacro рентабельность. ~AEMacro Примен@ительно к коммер@ческому~AEMacro предприятию таки@ми типами будут:
1) реализация~AEMacro новых това@ров, товаров с более~AEMacro высокими качес@твенными характеристи@ками~AEMacro по сравнению с ранее и ныне~AEMacro прода@вавшимися изделиями;
2) освоение нового~AEMacro рынка;
3) внедрение~AEMacro но@вых методов продаж, ~AEMacro оказ@ание дополнительных~AEMacro ус@луг, освоение новых источни@ков~AEMacro поставки товаров;
4) организаци@онно-управленческие нов@шества.
При наличии инноваций первого типа прирост рентабельности обеспечивается одновременным расширением объема реализации и более высокой нормой рентабельности в цене нового товара.
Вт@орой тип инноваций не сопровож@дается ростом нормы рентаб@ельности (а возможно даже снижением ее), но создает условия для увеличения массы рентабе@льности благодаря росту товарооборота.
Третий тип инн@оваций требует тонкого выбора одной из следующих стратегий: либо снизить цену при снижении себестоимости производства и реализации товара в расчете на такое увелич@ение продаж (при эластичности спроса на товар по це@не выше 1), которое позволит увеличить массу рентабельности; либо не изменять цену продаж, тогда рент@абельность возрастет благодаря увел@ичению нормы предприниматель@ского дохода (при эла@стичности ниже 1).
Результатом~AEMacro внед@рения инноваций в организационно-упра@вленческой сфере должен стать рост произ@водительности~AEMacro труда, ускорение оборачиваем@ости запасов, повышение эффекти@вности использ@ования всех ресурсов, снижение издержек обращения.
При принятии решения об инвестициях необходимо определить возможную рентабельность, т. е. ожидаемую рентабельность, которая служит измерителем целесообразности такого шага.
Результат@ом инвестиционных проектов мож@ет выступать краткоср@очная и долгосрочная ожид@аемая рентабельность.
Инвестиц@ионные расходы бывают разными. Это влож@ения в здания, сооружения, оборудование, в товарн@ые запасы и другие проек@ты, позволяющие добиться расши@рения и улучшения данного вида деятельн@ости, освое@ния нов@ого рынка или дру@гого вида деятельности.
Инвестиро@вание в основном рассчитано на длительный период, более чем на год. Обычно краткосрочная рентабельность невелика, поскольку в начале деятельности предприятие (промы@шленное предприятие) сталкивается с трудностями завоевания рынка, наращивания объемов реализации и т.п. Однако пренебрегать краткоср@очной рентабельностью нельзя.
Большое влияние на рентабельность оказывает размер задолженностей. Это обусловлено различиями между процентной ставкой по банковским кредитам и нормой рентабельности~AEMacro на вл@оженный капитал. До тех пор пока процентная ставка по банковским кредитам будет ниже, чем норма рентабельности на вложенный капитал, рентабельность будет расти (эффект рычага). Как только процентная ставка и норма рентабельности выровняются, предприятие (компания) перестанет увеличивать задолженности. Мелкие и средние предприятия стараются избежать задолженности (насколько это возможно). ~AEMacro
Однако, прибегая к задолженностям в целях использования эффекта рычага для роста рентабельности, необходимо помнить о том, что при низком уровне рентабельности заем по высоким ставкам становится опасным : задолженность в этом случае может привести к значительному сокращению рентабельности, а иногда и к банкротству.
Предприниматели, стремящиеся получить все большую рентабельность, должны использовать возможность ее получения при благоприятных условиях. Такие ситуации могут возникнуть~AEMacro в результате действия различных факторов внешнего характера или возникновения «неравновесий», которые также порождены внешними обстоятельствами. Данные обстоятельства можно подразделить на следующие группы:
- порожденные~AEMacro характером производственной деятельности;
- возникающие~AEMacro из-за существующей~AEMacro структуры рынка;
- связанные с~AEMacro общехозяйственной конъюнктурой;
- возникающие~AEMacro благодаря воздействию инфляции.
Выгодность того~AEMacro или иного вида деятельности определяется фондовооруженностью предприятия, уровнем издержек, динамикой спроса, структурой рынка.
Взаимосвязь между структурой~AEMacro рынка и рентабельностью в ситуации, когда на рынке обращается ограниченное количество товаров (услуг) или когда границы рынка четко очерчены, прямолинейна. Большее количество данного товара (услуг), реализуемое на этом рынке, приносит большую рентабельность. На рынке с большим количеством товаров (услуг) при высоком уровне конкуренции и размытых границах рынка взаимодействие между уровнем монополизации (концентрации) рынка и рентабельностью промышленного предприятия установить очень трудно.
Общая тенденция, характерная для данной ситуации, по заключениям зарубежных специалистов такова: ~AEMacro с ростом концентрации на рынке рентабельность~AEMacro снижается. Снижение рентабельности~AEMacro происходит потому, что рост концентрации сопровождается не только ростом доли рентабельности в товарообороте, но и резким расширением размера компании, что в свою очередь сопровождается~AEMacro скачкообразным ростом фондовооруженности. Однако не во всех странах такая взаимосвязь однозначна. Например, ~AEMacro в американской экономике концентрация приводит к монопольному положению одной или нескольких компаний, что приостанавливает снижение рентабельности для них. Во Франции, наоборот, с момента образования Общего рынка основной причиной концентрации стала низкая рентабельность отечественных компаний по сравнению с их конкурентами из стран ЕС. Однако и после повышения уровня концентрации относительно низкая рентабельность французских предприятий сохраняется, что соответствует остроте конкуренции в рамках Европейского сообщества. Колебания общехозяйственной конъюнктуры тоже оказывают воздействие на рентабельность. В длительном периоде ускоренного развития экономики (производства) возрастает норма рентабельности и увеличивается масса рентабельности. В период замедленного развития масса рентабельности растет более медленными темпами. При этом средняя норма рентабельности в период процветания в 2,5-3 раза выше, чем в период спада или депрессии.
Средне- и краткосрочные колебания конъюнктуры рынка оказывают наиболее заметное влияние на рентабельность мелких фирм (вверх и вниз). Рентабельность же крупных компаний в этих периодах отличается более высокой стабильностью.
В целом высокая инфляция оказывает отрицательное воздействие на экономику. Происходит обесценивание активов, возрастают запасы, а тем самым расчетное повышение рентабельности не соответствует реальным денежным ресурсам, которые компания могла бы использовать, например, для финансирования капиталовложений. Кроме того, с ростом инфляции резко падает покупательная способность населения, что в свою очередь снижает объем покупок или сделок.
Государство своими действиями может стимулировать и дестимулировать рост высоких прибылей, определять размер допускаемой рентабельности. Формирование допускаемой рентабельности почти не зависит от экономических факторов, а часто определено решениями государственных органов, законами, подзаконными актами (ставками налогов и т.п.).
Определенный размер рентабельности может стать результатом негосударственного регулирования, например производители (монополисты) навязывают свой товар коммерсантам-оптовикам, а те в свою очередь розничным продавцам.
Коммерческие предприятия могут расширить свое дело, открывая новые магазины или объединения под единое начало уже функционирующие (на любых условиях - покупка, приватизация, добровольное объединение), но расширение дела еще не означает увеличения объемов рентабельности. Для обеспечения роста рентабельности следует осуществлять следующие меры (при выполнении общего правила - рентабельность должна быть обеспечена при любых затратах): содействовать реализации хорошо известных товарных марок; оптимизировать реализацию наиболее ходовых товаров; разрабатывать и проводить в жизнь новые идеи по привлечению новых покупателей в магазин, проводить выставки-продажи или показы мод, постоянно повышать культуру обслуживания, обеспечивать полноту товарного ассортимента, правильно размещать товары на полках, повышать управляемость товарными запасами, приводить меры по ускорению товарооборачиваемости, обращать при этом особое внимание на неходовые товары; улучшить внутримагазинную и внемагазинную рекламу товаров; ежедневно сдавать в банк наличные деньги и не снимать деньги со счетов, что позволяет получить максимальный процент по размещенным в банке деньгам; использовать для продажи места массового скопления людей; перепланировку коммерческого зала производить только с учетом обеспечения рентабельности; оптимизировать объем закупок скоропортящихся товаров, товаров с ограниченными сроками реализации; по товарам, пользующимся наиболее высоким спросом, обеспечивать более высокую норму рентабельности; постоянно анализировать состояние дел у конкурентов, выявлять его сильные и слабые стороны, использовать опыт и др.
Таким образом, в современных условиях рынка показатель рентабельности капитала становится одним из важнейших коэффициентов, характеризующих эффективность основных элементов ресурсов предприятия и фактором роста рентабельности в целом. И применение зарубежного опыта содействует более активному привлечению в мировую экономику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия.
Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.
Как показали практические расчёты, показатели рентабельности имеют более или менее значительные колебания по годам, что является следствием изменения цен реализации и себестоимости продукции. На уровень реализационных цен оказывает, прежде всего, количество и качество товарной продукции. В настоящее время большинство предприятий являются нерентабельными (убыточными) или малорентабельными, что является следствием экономического кризиса в стране.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Целью работы явилось изучение вопросов финансово-экономического анализа и рентабельности в том виде, который, к сожалению не универсален для всех предприятий. Специализация предприятия накладывает свои особенности на задачи и результаты анализа его финансово-экономической деятельности.
Комплексная оценка показателей рентабельности возможна на основе многофакторного анализа. Все существующие методы позволяют создать надежную базу данных для оценки финансово-экономического положения предприятия. Оценка финансово-экономического положения предприятия на основе финансовых коэффициентов и денежного потока позволяет с разных сторон подойти к определению надежности предприятия. В то же время эти методы взаимно дополняют друг друга. Если первый позволяет оценить финансовую устойчивость на основе балансовых данных и на этой основе прогнозировать финансовую устойчивость предприятия на будущий период - это особенно важно при оценке кредитоспособности предприятий независимо от размера его капитала и вида собственности, то второй даёт возможность составить полную картину о притоке (поступлении) и оттоке (расходовании) денежных средств данного предприятия, выявить слабые места в работе предприятия. Оценка и анализ финансово-экономического положения позволяет спрогнозировать риски каждой конкретной сделки и принять меры необходимые по их предотвращению.
Для внедрения в практику апробированных методов оценки финансово-экономического положения требуется более обширная информация, чем та, которой располагает аудитор, а также налаживание некоторых видов внебалансового учета, обеспечение предприятий программным обеспечением и компьютерной техникой.
Группировка финансово-экономических показателей, данная в этой работе, достаточно условна. Речь идет о том, какие финансовые показатели деятельности предприятия представляют интерес для тех или иных юридических и физических лиц, имеющих с ним экономические отношения, в конечном итоге. Но для того, чтобы правильно оценить уровень и динамику каждого предприятия, необходимо представлять себе все финансовое состояние полностью. Все показатели взаимозависимы: нельзя, например, правильно оценить сложившийся уровень дивидендов на акции, не проанализировав динамику балансовой прибыли, рентабельности и оборачиваемости капитала, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Уровень и динамика каждого показателя обеспечиваются уровнем и динамикой других показателей. Анализируя кредитоспособность, необходимо оценить качественную и количественную взаимозависимость всех финансовых показателей.
Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия является очень скрупулезной работой. Если сделать оценку показателей и коэффициентов не правильно, то это повлечет за собой потерю предприятием собственных и заемных денежных средств. Так, что анализ финансово-экономической деятельности предприятия, является неотъемлемой задачей руководства предприятия.
Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.
В первой главе данной работы был рассмотрен теоретический опыт оценки и анализа рентабельности предприятия.
В главе второй, занимающей большую часть работы, было обследовано действующее предприятие ГУП «Таттехмедфарм» «Аптека №293» и его финансовое положение. В ходе работы было установлено реальное положение дел на предприятии; выявлены изменения в финансовом состоянии и факторы, вызвавшие эти изменения.
В третьей главе даны рекомендации по усовершенствованию управления финансовых состоянием предприятия ГУП «Таттехмедфарм» «Аптека №293».
Исследования показали, что деятельность предприятия финансируется за счет собственных средств. Баланс предприятия можно считать в достаточной мере ликвидным, хотя оно и постоянно испытывает недостаток в денежных средствах (факт, осложняющий положение предприятия). Произведенные расчеты оборачиваемости элементов текущих активов привели к выводу, что руководство предприятия не в достаточной мере использует имеющиеся резервы, так как изменение скорости оборота не отражает повышения производственно-технического потенциала предприятия.
Нужно сказать, что необоснованно высокий уровень производственных запасов, значительно влияющий на общую оборачиваемость активов предприятия; негибкая политика расчетов с заказчиками на условиях взаимной выгоды, предполагающей в частности систему скидок - все это говорит о неумелом управлении капиталом. Проведенный анализ также показал, что доходность собственного капитала снизилась в 2007 году.
При анализе ликвидности предприятия выяснилось, что оно может погасить свои краткосрочные обязательства, а также имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. В ближайшее время за счет заемных средств, возможно, значительно улучшить деятельность предприятия.
Судя по прогнозам на 2010 год, налицо тенденция к медленному повышению финансовой устойчивости ГУП «Таттехмедфарм» «Аптека №293». Поэтому для стабилизации финансового состояния предприятия хотя бы до уровня прошлых лет (например, 2008 года) предлагается провести следующие мероприятия:
- необходимо в первую очередь изменить отношение к управлению производством;
- осваивать новые методы и технику управления;
- усовершенствовать структуру управления;
- самосовершенствоваться и обучать персонал;
- совершенствовать кадровую политику;
- продумывать и тщательно планировать политику ценообразования;
- изыскивать резервы по снижению затрат на производство и реализацию продукции;
- активно заниматься планированием и прогнозированием управления финансов предприятия.
В заключение работы можно выделить следующие аспекты, которые обобщено, характеризовали бы основные моменты. Хотелось бы сразу отметить, что все задачи, поставленные вначале работы, достигнуты, раскрыты, и также достигнута главная цель работы, так как на конкретном примере предприятия ГУП «Таттехмедфарм» «Аптека №293» рассмотрен анализ показателей рентабельности предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник./ Ковалев В.В., Волкова О.Н. – .М.: Проспект, 2008. – 405с.
2. Артеменко В.Г., Белендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: ДИС НГАЭиУ, 2009. – 128c.
3. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости и процедуры, связанные с банкротством. – М.: Ось-89, 2009. – 163c.
4. Анализ финансовых показателей деятельности предприятий./ Под ред. проф. Бакунина Л.С. – СПб.: Книжник, 2010. – 416с.
5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 218с.
6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 384с.
7. Барсуков А.В., Малыгина Г.В. Финансы предприятия. – Новосибирск: Кама-плюс, 2008. – 313с.
8. Бланк И.Б. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника-Центр, 2005. – 306с.
9. Владимирова Т.А., Соколов В.Г. Анализ финансовой отчетности предприятия. – Новосибирск: СИФБД, 2009. – 450с.
10. Воронина Л.И. Основы бухгалтерского учета и аудита: учебное пособие. – М.: Приор, 2009. – 425с.
11. Виниаминов П.Л., Краснова В.И. Анализ финансового состояния предприятия. – Н. Новгород: Балахна-пресс, 2010. – 488с.
12. Гаврилов Н.С. Анализ прибыли и рентабельности деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, 2009. – 208с.
13. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ рентабельности деятельности предприятия. – М.: ДИС, 2009. – 216с.
14. Дружинин А.И., Дунаев О.Н. Управление рентабельность предприятия. – Екатеринбург: ИПК УГТУ, 2010. – 263с.
15. Ермоленко В.А. Павлов И.Е. Анализ финансового положения предприятия: учебное пособие. – СПб.: Книжник, 2009. – 561с.
16. Ефимова О.В. Финансовый анализ: анализ и оценка прибыли предприятия. – М.: Бухгалтерский учет, 2009. – 208с.
17. Задачи финансового менеджмента./ Под ред. Муравья Л.А., Яковлева В.А. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007. – 258с.
18. Ириков В.А., Ириков И.В. Технология финансово-экономического планирования на фирме. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 248с.
19. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 514с.
20. Ковалев В.В., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. – 192с.
21. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 512с.
22. Кондраков Н.П. Основы финансового анализа. – М.: Главбух, 2009. – 114с.
23. Козлова Е.П. Парашутин Н.В. Бабченко Т.Н. Галанина Е.Н. Финансовый анализ и аудит. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 285с.
24. Кондратьев В.И. Анализ рентабельности деятельности предприятия. – М.: Дело и сервис, 2010. – 319с.
25. Мальцев В.А. Финансовый менеджмент: введение в управление капиталом. – Новосибирск: СИФБД, 2008. – 436с.
26. Лупей Н.А. Методические рекомендации по учету финансовых результатов деятельности организаций: практическое пособие. – СПб.: Книжник, 2009. – 258с.
27. Лапина В.П. Мартынов А.Ю. Анализ финансовых показателей деятельности предприятия: практическое пособие. – СПб.: Финансист, 2008. – 260с.
28. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В., Ефимова О.В. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. – М.: Бухгалтерский учет, 2010. – 280с.
29. Никольская Э.В., Лозинская В.Б. Финансовый анализ. – М.: МГАП Мир книги, 2009. – 316с.
30. Нестеров В.О. Полонский Д.Е. Карпенко С.Н. Финансовый учет. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 341с.
31. Олейник И.С., Коваль И.Г. Финансовый менеджмент. – Обнинск: 2008. – 187с.
32. Основы производственного менеджмента./ Под ред. Табурчака П.П. – СПб.: Книжник, 2010. – 260с.
33. Павлов Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 103с.
34. Роговцев И.И., Ларионова Н.С. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 426с.
35. Родионова В.М., Федотова М.А., Дружинин А.Ю. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. – М.: Литера плюс, 2009. – 265с.
36. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е изд., перераб. и доп. – Минск: Новое знание, 2006. – 688с.
37. Управление предприятием и анализ его деятельности./ Под ред. Наумова С.Ю. – Саратов: Издательство саратовского университета, 2008. – 268с.
38. Управление предприятием и анализ его деятельности./ Под ред. Титаева В.Н. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 420с.
39. Финансовый менеджмент./ Под ред. Стояновой Е.С. – М.: Перспектива, 2007. – 216с.
40. Шершня Р.С. Анализ и оценка рентабельности деятельности отечественных предприятий. – М.: Инфра-М, 2009. – 512с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС | Коды | ||||
За 2007 год. | форма №1 по ОКУД | ||||
Организация ГУП «Таттехмедфарм» Аптека №293 | Дата (год,месяц,число) | ||||
Отрасль(вид деятельности) Аптечная деятельность | По ОКПО | ||||
Организационно-правовая форма Унитарное предприятие | По ОКОНХ | ||||
Орган управления имуществом | По КОПФ | ||||
Единица измерения руб. | По ОКПО | ||||
По СОЕЙ | |||||
Адрес РТ, г.Казань, ул.Кулахметова, д.22 | Контрольная сумма |
Актив | Код показа-теля | На начало отчетного года | На конец отчетного периода | |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | ||||
Нематериальные активы | 15,10 | 41,90 | ||
Основные средства | 9 172,80 | 31 798,90 | ||
Незавершенное строительство | 15,30 | 25 074,90 | ||
Доходные вложения в материальные ценности | ||||
Долгосрочные финансовые вложения | ||||
Отложенные налоговые активы | ||||
Прочие внеоборотные активы | ||||
ИТОГО по разделу I | 9 203,20 | 56 915,70 | ||
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | ||||
Запасы в том числе: | 3 541,20 | 29 412,00 | ||
сырье, материалы и другие аналогичные ценности | 5 999,10 | |||
животные на выращивании и откорме | ||||
затраты в незавершенном производстве | 56,50 | 631,60 | ||
готовая продукция и товары для перепродажи | 3 482,80 | 22 751,50 | ||
товары отгруженные | ||||
расходы будущих периодов | 1,90 | 29,80 | ||
прочие запасы и затраты | ||||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 3 316,30 | 1 115,80 | ||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) | ||||
в том числе покупатели и заказчики | ||||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) | 649,70 | 1 286,80 | ||
в том числе: покупатели и заказчики | 640,00 | 16,80 | ||
Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82) | ||||
Денежные средства | 2 914,40 | 9 235,20 | ||
Прочие оборотные активы | ||||
ИТОГО по разделу II | 10 421,60 | 41 052,30 | ||
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290) | 20 435,60 | 97 968,00 | ||
Пассив | Код показа-теля | На начало отчетного года | На конец отчетного периода |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ | |||
Уставный капитал | 100,00 | 100,00 | |
Собственные акции, выкупленные у акционеров | 391,60 | ||
Добавочный капитал | 15,00 | ||
Резервный капитал в том числе: | |||
резервы, образованные в соответствии с законодательством | |||
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами | |||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток ) | X | 56 034,40 | |
ИТОГО по разделу III | 100,00 | 56 541,00 | |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | |||
Займы и кредиты | |||
Отложенные налоговые обязательства | |||
Прочие долгосрочные обязательства | |||
ИТОГО по разделу IV | |||
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | |||
Займы и кредиты | |||
Кредиторская задолженность в том числе: | 20 335,60 | 41 427,00 | |
поставщики и подрядчики | 19 104,30 | 27 977,80 | |
задолженность перед персоналом организации | |||
задолженность перед государственными внебюджетными фондами | |||
задолженность по налогам и сборам | 17,30 | 242,20 | |
прочие кредиторы | 15,90 | 140,40 | |
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов | |||
Доходы будущих периодов | |||
Резервы предстоящих расходов | |||
Прочие краткосрочные обязательства | |||
ИТОГО по разделу V | 20 335,60 | 41 427,00 | |
БАЛАНС | 20 435,60 | 97 968,00 | |
Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах | |||
Арендованные основные средства | |||
в том числе по лизингу | |||
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение | |||
Товары, принятые на комиссию | |||
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов | |||
Обеспечение обязательств и платежей полученные | |||
Обеспечение обязательств и платежей выданные | |||
Износ жилищного фонда | |||
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов | |||
Нематериальные активы, полученные в пользование |
ОТЧЕТ о ПРИБЫЛЯХ и УБЫТКАХ | Коды | ||||
За 2007 год. | форма №2 по ОКУД | ||||
Организация ГУП «Таттехмедфарм» Аптека №293 | Дата (год,месяц,число) | ||||
Отрасль(вид деятельности) Аптечная деятельность | По ОКПО | ||||
Организационно-правовая форма Унитарное предприятие | По ОКОНХ | ||||
Орган управления имуществом | По КОПФ | ||||
Единица измерения руб. | По ОКПО | ||||
По СОЕЙ | |||||
Адрес РТ, г.Казань, ул.Кулахметова, д.22 | Контрольная сумма |
Показатель | За отчетный период | За аналогичный период предыдущего года | |
наименование | код | ||
Доходы и расходы по обычным видам деятельности | |||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | 133 320,80 | 6 025,10 | |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 56 590,30 | 6 443,00 | |
Валовая прибыль | |||
Коммерческие расходы | 5 808,30 | 179,10 | |
Управленческие расходы | |||
Прибыль (убыток) от продаж | 70 922,20 | -597,00 | |
Прочие доходы и расходы | |||
Проценты к получению | |||
Проценты к уплате | |||
Доходы от участия в других организациях | |||
Прочие доходы | 40 641,60 | ||
Прочие расходы | 41 537,20 | ||
Прибыль (убыток) до налогообложения | |||
Отложенные налоговые активы | |||
Отложенные налоговые обязательства | |||
Текущий налог на прибыль | 10 567,10 | ||
Чистая прибыль прибыль (убыток) отчетного периода | 59 204,90 | -810,80 | |
Справочно. | |||
Постоянные налоговые обязательства (активы) | |||
Базовая прибыль (убыток) на акцию | |||
Разводненная прибыль (убыток) на акцию | |||
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС | Коды | ||||
За 2008 год. | форма №1 по ОКУД | ||||
Организация ГУП «Таттехмедфарм» Аптека №293 | Дата (год,месяц,число) | ||||
Отрасль(вид деятельности) Аптечная деятельность | По ОКПО | ||||
Организационно-правовая форма Унитарное предприятие | По ОКОНХ | ||||
Орган управления имуществом | По КОПФ | ||||
Единица измерения руб. | По ОКПО | ||||
По СОЕЙ | |||||
Адрес РТ, г.Казань, ул.Кулахметова, д.22 | Контрольная сумма |
Актив | Код показа-теля | На начало отчетного года | На конец отчетного периода | |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | ||||
Нематериальные активы | 41,90 | 119,00 | ||
Основные средства | 31 798,90 | 46 705,00 | ||
Незавершенное строительство | 25 074,90 | 194 792,00 | ||
Доходные вложения в материальные ценности | ||||
Долгосрочные финансовые вложения | ||||
Отложенные налоговые активы | ||||
Прочие внеоборотные активы | ||||
ИТОГО по разделу I | 56 915,70 | 261 456,00 | ||
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | ||||
Запасы в том числе: | 29 412,00 | 15 972,00 | ||
сырье, материалы и другие аналогичные ценности | 5 999,10 | 11 132,00 | ||
животные на выращивании и откорме | ||||
затраты в незавершенном производстве | 631,60 | |||
готовая продукция и товары для перепродажи | 22 751,50 | 4 337,00 | ||
товары отгруженные | ||||
расходы будущих периодов | 29,80 | 503,00 | ||
прочие запасы и затраты | ||||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 1 115,80 | 317,00 | ||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) | ||||
в том числе покупатели и заказчики | ||||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) | 1 286,80 | 29 124,00 | ||
в том числе: покупатели и заказчики | 16,80 | 29 101,00 | ||
Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82) | 8 388,00 | |||
Денежные средства | 9 235,20 | 32 204,00 | ||
Прочие оборотные активы | 27,00 | 47,00 | ||
ИТОГО по разделу II | 41 052,30 | 86 005,00 | ||
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290) | 97 968,00 | 347 461,00 | ||
Пассив | Код показа-теля | На начало отчетного года | На конец отчетного периода |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ | |||
Уставный капитал | 100,00 | 100,00 | |
Собственные акции, выкупленные у акционеров | 391,60 | ||
Добавочный капитал | 15,00 | 187 581,00 | |
Резервный капитал в том числе: | |||
резервы, образованные в соответствии с законодательством | |||
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами | |||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток ) | 56 034,40 | 63 484,00 | |
ИТОГО по разделу III | 56 541,00 | 251 165,00 | |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | |||
Займы и кредиты | 12 000,00 | ||
Отложенные налоговые обязательства | |||
Прочие долгосрочные обязательства | |||
ИТОГО по разделу IV | 12 000,00 | ||
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | |||
Займы и кредиты | |||
Кредиторская задолженность в том числе: | 41 427,00 | 83 105,00 | |
поставщики и подрядчики | 27 977,80 | 38 507,00 | |
задолженность перед персоналом организации | |||
задолженность перед государственными внебюджетными фондами | |||
задолженность по налогам и сборам | 242,20 | 5 101,00 | |
прочие кредиторы | 140,40 | 253,00 | |
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов | |||
Доходы будущих периодов | 1 191,00 | ||
Резервы предстоящих расходов | |||
Прочие краткосрочные обязательства | |||
ИТОГО по разделу V | 41 427,00 | 84 296,00 | |
БАЛАНС | 97 968,00 | 347 461,00 | |
Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах | |||
Арендованные основные средства | |||
в том числе по лизингу | |||
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение | |||
Товары, принятые на комиссию | |||
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов | |||
Обеспечение обязательств и платежей полученные | |||
Обеспечение обязательств и платежей выданные | |||
Износ жилищного фонда | |||
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов | |||
Нематериальные активы, полученные в пользование |
ОТЧЕТ о ПРИБЫЛЯХ и УБЫТКАХ | Коды | ||||
За 2008 год. | форма №2 по ОКУД | ||||
Организация ГУП «Таттехмедфарм» Аптека №293 | Дата (год,месяц,число) | ||||
Отрасль(вид деятельности) Аптечная деятельность | По ОКПО | ||||
Организационно-правовая форма Унитарное предприятие | По ОКОНХ | ||||
Орган управления имуществом | По КОПФ | ||||
Единица измерения руб. | По ОКПО | ||||
По СОЕЙ | |||||
Адрес РТ, г.Казань, ул.Кулахметова, д.22 | Контрольная сумма |
Показатель | За отчетный период | За аналогичный период предыдущего года | |
наименование | код | ||
Доходы и расходы по обычным видам деятельности | |||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | 519 033,77 | 133 320,80 | |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 236 799,91 | 56 590,30 | |
Валовая прибыль | 282 233,86 | ||
Коммерческие расходы | 22 425,07 | 5 808,30 | |
Управленческие расходы | |||
Прибыль (убыток) от продаж | 259 808,79 | 70 922,20 | |
Прочие доходы и расходы | |||
Проценты к получению | 2 738,80 | ||
Проценты к уплате | |||
Доходы от участия в других организациях | 84,57 | ||
Прочие доходы | 4 545,82 | 40 641,60 | |
Прочие расходы | 9 379,71 | 41 537,20 | |
Прибыль (убыток) до налогообложения | |||
Отложенные налоговые активы | |||
Отложенные налоговые обязательства | |||
Текущий налог на прибыль | 39 023,67 | 10 567,10 | |
Чистая прибыль прибыль (убыток) отчетного периода | 218 140,01 | 59 204,90 | |
Справочно. | |||
Постоянные налоговые обязательства (активы) | |||
Базовая прибыль (убыток) на акцию | |||
Разводненная прибыль (убыток) на акцию |
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС | Коды | ||||
За 2009 год. | форма №1 по ОКУД | ||||
Организация ГУП «Таттехмедфарм» Аптека №293 | Дата (год,месяц,число) | ||||
Отрасль(вид деятельности) Аптечная деятельность | По ОКПО | ||||
Организационно-правовая форма Унитарное предприятие | По ОКОНХ | ||||
Орган управления имуществом | По КОПФ | ||||
Единица измерения руб. | По ОКПО | ||||
По СОЕЙ | |||||
Адрес РТ, г.Казань, ул.Кулахметова, д.22 | Контрольная сумма |