Завершение инвестиционного проекта
В большинстве случаев решения о прекращении работ по проекту связаны либо с отсутствием средств для продолжения работ либо с возникновением предпосылок, что после реализации проекта не будут достигнуты запланированные результаты.
В этом случае возникают две альтернативы:
1) проект прекращается окончательно;
2) проект «замораживается» до лучших времен.
В тех случаях, когда проект завершается после выполнения всех запланированных работ, обычно проводятся эксплуатационные испытания, целью которых является получение точной информации, характеризующей уровень достигнутых в ходе выполнения работ результатов. Эксплуатационные испытания выявляют фактические характеристики реализованного проекта. Онг. включают:
• сравнение полученных результатов с запланированными показателями проекта;
• выявление расхождений и установление их причин;
• разработку мероприятий по устранению выявленных расхождений;
• организацию работ по устранению недоделок.
Проведение эксплуатационных испытаний требует их подготовки, планирования и координации. Обычно эту работу осуществляет специальный работник в команде управления под руководством управляющего проектом. Для организации эксплуатационных испытаний составляются специальный график их проведения и отдельная программа испытаний. Для проведения испытании назначается комиссия, которая обеспечивает:
• проверку соответствия проекту установленного оборудования
• наблюдение за ходом проведения испытания;
• соответствие исходного сырья и материалов требованиям, заложенным в проекте;
• установление в процессе испытаний соответствия установленного или разработанного оборудования его паспортным или запланированным данным;
• устранение несоответствий по проекту.
В процессе проведения испытаний ежедневно ведется их учет, а полученные результаты отражаются в специальном журнале. В нем же отмечаются отклонения от запланированных показателей. Журнал передается пользователю, так как зафиксированная в нем информация может понадобиться на фазе эксплуатации.
По завершении испытаний составляется отчет установленной формы, в котором фиксируются результаты и приводятся рекомендации по устранению выявленных несоответствий.
Положительные результаты испытаний являются основанием для передачи итогов выполненного проекта заказчику и закрытия договоров. Для этого необходимо выполнить:• проверку финансовой отчетности; • паспортизацию; • выявление невыполненных работ; • завершение невыполненных обязательств; • гарантийное обслуживание и окончательные расчеты.
Проверка финансовой отчетности исполнителя включает проверку платежей поставщикам и субподрядчикам, наличие просроченных платежей поставщику, а также соответствие суммы заказов закупкам по накладным поставщиков.
68. Формы гос регулирования ИД. Гос регулирование осуществляется в формах:
1. разработка гос инвестиционной стратегии – выбор приоритетов, пользующихся прямой или косвенной поддержкой гос-ва.
2. прямое участие гос-ва в ИД – осуществляется путем реализации мер:
- принятие гос инвестиционных программ и финансирование их за счет ср-в республиканского бюджета;
- предоставление централизованных инвестиционных ресурсов из ср-в республиканского бюджетадля финансировании проектов на принципах платности, срочности и возвратности;
- предоставление гарантий Правительства РБ по кредитам;
- проведение гос комплексной экспертизы проектов;
- предоставление концессий национальным и иностранным инвесторам.
3. косвенное регулирование – создание гос-вом благоприятных условий для развития ИД. Осуществляется в формах:
- оказание гос поддержки;
- защита интересов инвесторов;
- создание СЭЗ;
- определение условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
- принятие антимонопольных мер и пресечение недобросовестной конкуренции;
- определений условий приватизации объектов, находящихся в госсобственности;
- содействие развитию рынка ценных бумаг;
- проведение эф-ной бюджетно-финансовой, налоговой и денежно-кредитной, амортизационной и валютной политики;
- создание и развитие сети информационно-аналитических центров в сфере инвестиционной и инновационной деятельности;
- развитие финансового лизинга;
- создание возможностей для формирования субъектами хоз-ния собственных инвестиционных фондов.
4. активная поддержка развития инвестиционно-инновационной инфраструктуры путем создания инновационных центров, инкубаторов для малого бизнеса, проведение выставок.
5. кадровая поддержка ИД путем организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации инвестиционных менеджеров и госслужащих.
Гос-во гарантирует инвестору: право собственности, равенство прав, стабильность прав инвестора.
69 Формы привлечения и государственного регулирования иностранных инвестиций
Коммерческие организации с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь
Под коммерческой организацией с иностранными инвестициями (КОИИ) понимается юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции. Они выступают в форме коммерческих совместных (КСО) или коммерческих иностранных (КИО) организаций (предприятий).
КИО создаются в форме АО, ООО, ОДО, частного иностранного унитарного предприятия.
Такая организация может быть создана путем ее учреждения, в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (акций) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций или путем приобретения предприятия как имущественного комплекса в целом либо его части. КОИИ считается созданной с момента ее государственной регистрации.
Регистрация КОИИ осуществляется при условии, что вклад иностранного инвестора в уставный фонд создаваемого предприятия превышает 20 тыс. долл. США в эквиваленте. Уставный фонд КОИИ в форме ООО, ОДО, ЗАО или частного иностранного унитарного предприятия должен быть сформирован не менее чем на 50% в течение первого года после регистрации и в полном объеме - до истечения двух лет со дня регистрации. Уставный фонд ОАО должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации такой организации.
Документальным подтверждением факта формирования уставного фонда КОИИ является соответствующее аудиторское заключение. Оно предоставляется в регистрирующий орган, после чего в 10-дневный срок выдается соответствующее свидетельство.
Приток иностранных инвестиций можно получить путем концессионных и компенсационных соглашений, венчурного капитала, импорта лицензий, развития инвестиционного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Компенсационные соглашения - форма внешнеторговых сделок, когда целевые банковские кредиты покрываются товарными поставками. Такие сделки заключаются с иностранными торговыми или промышленными предприятиями. Иностранный партнер может предоставить стране (республике) кредит и в счет него произвести поставку лицензий, оборудования, машин и т.п.. например, для строительства промышленных объектов, а после ввода объекта в эксплуатацию закупить в этой стране часть выпускаемой объектом продукции в объеме, полностью покрывающем сумму предоставленного кредита, включая проценты.
Перспективной формой иностранного инвестирования является международный лизинг.
Привлекательным является и расширение использования международных лицензионных соглашений, заключаемых при передаче прав на производство товаров и услуг, ноу-хау, технологий и т.п.
Расширение международного сотрудничества в инвестиционной сфере также может быть достигнуто путем заключения соглашений между фирмами, позволяющими объединить ограниченные ресурсы для совместных производственных, исследовательских и других целей.
Гарантии Правительства Республики Беларусь под иностранные кредиты
Иностранные кредиты поступают в Республику Беларусь по линиям:
• межправительственных кредитных соглашений; • международных финансово-кредитных учреждений и организаций (Мировой Банк реконструкции и развития; ЕБРР, МВФ и т.д.).
Кредиты предоставляются кредитополучателям - юридическим лицам независимо от форм собственности через банки-агенты, уполномоченные Правительством Республики Беларусь обслуживать конкретный иностранный кредит на условиях, определенных межправительственными и межбанковскими соглашениями. Решение о предоставлении кредита принимается Советом Министров Республики Беларусь по рекомендации Валютно-кредитной комиссии Совета Министров после согласования с Президентом Республики Беларусь на основании заключений по инвестиционному проекту, предоставляемых министерствами экономики, финансов и иностранных дел, Национальным банком.
Решение о выдаче кредита утверждается распоряжением Совета Министров Республики Беларусь, на основании которого подписываются кредитное соглашение между Минфином, уполномоченным банком и заемщиком и договор о предоставлении государственных гарантий.
Обязательным условием получения иностранного кредита является наличие положительного заключения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов Министерства экономики и заключении дополнительной экспертизы проекта Министерства финансов и Министерства иностранных дел.
Критериями отбора инвестиционных проектов для финансирования их за счет иностранных кредитов являются:
• валютоокупаемость проекта;
• кредитоспособность заемщика;
• социально-экономическая значимость проекта.
Основой для расчета валютоокупаемости проекта является сальдо денежного потока валютных средств по каждому календарному году. Этот показатель определяется как превышение притока ( Пв.с t)валютных средств над их оттоком (Ов.с t):
Эв.с t = Пв.с t - Ов.с t.
В состав доходов (денежных притоков) валютных средств включаются:
- выручка от реализации продукции (работ, услуг) в СКВ;
- прочие поступления по проекту в СКВ.
К расходам (оттокам) валютных средств, обусловленных реализацией инвестиционного проекта, относятся:
- приобретение сырья, материалов, комплектующих;
- использование валюты на другие производственные цели.
Разность притока и оттока представляет собой остаток валютных средств, который может быть направлен на погашение кредита (Пкр). Сальдо потока: Сальдо = Пкр-КР,
где КР - общий объем привлеченных кредитных ресурсов, включая основной долг и проценты по кредиту.
Временной интервал, при котором происходит изменение отрицательного значения накопительного потока валютных средств на положительное, характеризует период окупаемости валютной части кредитуемых затрат.
На основании представленных документов Министерство экономики готовит заключение по проектам и направляет его в Министерство финансов и Министерство иностранных дел, которые, в свою очередь, после всестороннего анализа и проверки всех аспектов проекта, степени его завершенности и готовности составляют заключение для Валютно-кредитной комиссии Совета Министров. Инвестиционный проект, получивший положительное заключение государственной комплексной экспертизы, вносится Министерством иностранных дел на рассмотрение Правительства для принятия решения по предоставлению гарантии по иностранному кредиту. После принятия такого решения, но до оформления гарантии инвестор заключает с Министерством финансов, уполномоченным банком (банком-агентом) и банком-гарантом договор о порядке использования и погашения иностранного кредита. На основании данного договора Правительство в лице Совета Министров выдает безусловную и безотзывную платежную гарантию в пользу иностранного кредитора.
Исполнение кредитных обязательств обеспечивается залогом имущества и собственными средствами банка. Кредитополучатель должен открыть валютный счет в банке, обслуживающем расчеты по кредиту, и зачислять на него все поступления в СКВ до полного погашения задолженности по кредиту. Банку предоставляется право бесспорного списания средств, необходимых для своевременного погашения кредита.
Контроль за целевым и своевременным использованием предоставленных средств иностранных кредитов (мониторинг проекта) осуществляют Министерство иностранных дел, Министерство экономики и Министерство финансов. При неисполнении кредитополучателем в установленные сроки обязательств по платежам за иностранные кредиты эти обязательства исполняются банком-гарантом. При невозможности их исполнения банком-гарантом и предъявлении иностранным кредитором платежных требований Правительству платеж производится Министерством финансов из республиканского бюджета. Последнее в свою очередь выставляет требование на бесспорное списание средств со счета кредитополучателя, а при невозможности их списания в течение шести месяцев - со счетов банка-гаранта.
70. Особенности осуществления инвестиционной деятельности на основе концессий.
Под концессией понимается передача на возмездной основе на определенный срок права осуществления отдельных видов деятельности, на которые распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности государства ( например, участков земли с правом добычи полезных ископаемых и освоения природных богатств). Сторонами в концессионном договоре выступают, с одной стороны государство в лице Правительства или уполномоченного органа государственного управления (концессионный орган), с другой – национальные инвесторы, в том числе юридические лица частной формы собственности, или (и) юр лица, в имуществе которых доля РБ составляет не более четверти, или (и) иностранные инвесторы (концессионеры).
Различают следующие виды концессионных договоров: полный; о разделе продукции; об оказании услуг (выполнении работ).
Полный концессионный договор – это договор с сохранением за концессионером права собственности на произведенную им продукцию. При этом он уплачивает все установленные законом налоги и обязательные платежи. В полном концессионном договоре предусматривается порядок платежей за право пользования объектом концессии и при необходимости обязанность концессионера по реализации на внутреннем рынке части продукции, произведенной им в соответствии с договором.
Договор о разделе продукции – договор, согласно условиям которого произведенная в соответствии с ним продукция делится между концессионером и государством в порядке и размерах, определяемых этим договором. При этом концессионер в соответствии с договором полностью или частично освобождается от уплаты налогов и других обязательных платежей в связи с передачей права собственности на часть произведенной им продукции.
Договор об оказании услуг (выполнении работ) представляет собой документ, в силу которого право собственности на произведенную продукцию передается государству. Концессионер за оказанные им услуги (выполненные работы) получает вознаграждение. При этом договором предусматриваются размер и порядок выплаты вознаграждения концессионеру, а также процедура передачи ему продукции, произведенной по заключенным условиям. В него может включаться положение о выкупе концессионером части произведенной продукции или о получении вознаграждения непосредственно в виде части этой продукции.
Концессионер, как правило, определяется посредством проведения конкурсов или аукционов; при этом всем участникам обеспечиваются равные права и возможности. В отношении отдельных объектов они могут проводиться только среди национальных или иностранных инвесторов.