Мировой рынок лакокрасочных материалов. Необходимость проведения маркетинговых исследований на рынке лакокрасочных материалов в Республике Беларусь
Строительная отрасль является приоритетной в структуре национальной экономики. В Республике Беларусь ведется интенсивное жилищное строительство – по количеству вводимого в эксплуатацию жилья на душу населения Беларусь значительно опережает большинство стран СНГ.
Использование лакокрасочный материалов в строительстве и промышленности весьма широко, и спектр применения данной продукции огромен. На рынке сегодня представлен огромный ассортимент лакокрасочных материалов: на любой вкус и бюджет. Объемы потребления лакокрасочных материалов ежегодно только возрастают, не удивительно, что все большее количество и отечественных и иностранных производителей стремятся занять на этом рынке свою нишу.
Для вывода строительства на современный уровень необходимо высокое качество не только строительно-монтажных, но и отделочных работ. В настоящее время около половины мирового рынка лакокрасочных материалов (46-48%) приходится на строительные лаки и краски. Поэтому все, что связано с качеством, ассортиментом и технологией их применения. Привлекает к себе пристальное внимание строителей.
Лакокрасочные материалы в строительной отросли решают две основные задачи: защищают поверхность материалов от разрушения под воздействием атмосферных факторов и выполняют эстетическую функцию.
Сегодня на рынке огромный выбор строительных и отделочных материалов, инженерных конструкций для зданий и строительных технологий. Немаловажным является умение ориентироваться в их многообразии, идти в ногу со временем.
Быстро меняющийся мир моды на интерьеры обуславливает и возрастающий спрос дизайнеров и строителей к спектру красок. Как правило, рынок чутко и быстро откликается на эти требования, предоставляя все новые и новые возможности, ведь без красок не обходится ни один ремонт независимо от типа строения и назначения помещений.
Использование лакокрасочный материалов в строительстве и промышленности весьма широко, и спектр применения данной продукции огромен. На рынке сегодня представлен огромный ассортимент лакокрасочных материалов: на любой вкус и бюджет. Объемы потребления лакокрасочных материалов ежегодно только возрастают, не удивительно, что все большее количество и отечественных и иностранных производителей стремятся занять на этом рынке свою нишу.
Мировые продажи лакокрасочных покрытий составляют 64 млрд. долл. в год. Как известно, мировой рынок лакокрасочных материалов на три четверти составляют фирмы из США, Западной Европы и Японии, которые серьезно конкурируют друг с другом. Однако ежегодный рост сбыта их продукции в странах этих регионов составляет всего 2-3 процента. Наиболее перспективными сегодня признаны рынки Азии, Латинской Америки и Восточной Европы, в которой ежегодный рост составляет около 8 процентов.
Насыщение рынка лакокрасочных материалов, в свою очередь, приводит к необходимости консолидации фирм-производителей. Подобная концентрация позволяет крупным компаниям сохранять мощные позиции на рынке и в то же время не мешать малым и средним предприятиям, которые составляют большинство и которые всегда имеют собственную нишу благодаря гибкой политике и высокой специализации.
Агентство IRL (Лондон) опубликовало список 50 крупнейших производителей лакокрасочной продукции Европы. В первую десятку, как и следовало ожидать, вошли международные транснациональные корпорации: BASF Group, Du Pont, Akzo Nobel, ICI Group, PPG Industries и другие.
А вот дальше идут в основном национальные компании. Из 50-ти компаний вошедших в рейтинг IRL Чехию представили восемь производителей, Россия представлена шестью, Турция – четырьмя предприятиями.
Ситуация на рынке лакокрасочных материалов Республики Беларусь характеризуется избыточным для существующего платежеспособного спроса темпом роста предложения. Происходит стабилизация объемов потребления. Рост рынка сократился до 2-3 % в год. При этом продолжается рост импорта, который, начиная с 1998 года, непрерывно увеличивается.
В Беларуси около 50 % выпускаемых строительных красок приходится на 7-8 предприятий , которые составляют основ отечественной лакокрасочной промышленности. Всего в республике имеется более 100 предприятий, выпускающих лакокрасочную продукцию.
Важным критерием, влияющим на спрос на лакокрасочную продукцию, является соотношение цена/качество, которое зависит от многих факторов. Важнейшим фактором, имеющим значение не только для производителей лакокрасочных материалов, но и для их потребителей, является состояние рынка сырьевых компонентов.
Следует отметить, что переход к еще более широкому выпуск лакокрасочных материалов сдерживается отсутствием отечественного производства целого ряда сырьевых компонентов. Применение импортного сырья для производства лакокрасочных материалов существенно повышает стоимость готовой продукции отечественных производителей.
Существенным для республики стало и то, что импортеры, не имея реальной перспективы увеличения поставок готовой продукции материалов в Беларусь, гибко реагируют на такую ситуацию: они предпринимают практические шаги по строительству лакокрасочных производств на территории Беларуси.
Конкурентная борьба заставляет предприятия пересматривать свои взгляды на ассортимент и качество выпускаемых материалов. Предприятия стали активно внедрять в производство акриловые материалы для строительства (грунтовки, шпатлевки, фасадные и внутренние краски, краски для отделки и обработки древесины и т. д.). Увеличивается выпуск продукции в мелкой фасовке, улучшается внешний вид и полиграфическое исполнение упаковки, расширяется ассортимент материалов.
Несмотря на то, что более половины лакокрасочной продукции выпускается группой ведущих предприятий, расположенных в центральном и западном регионах Беларуси, значительная доля прироста объемов достигается за счет создания новых предприятий и фирм. Для них этот вид деятельности крайне привлекателен, т. к. уровень рентабельности лакокрасочных производств составляет 40-60 %.
В настоящее время, в основном, организуются мелкие предприятия производительностью 100-500 т в год. Именно таких предприятий – большинство в республике. Они, как привило, имеют заводы по производству сухих смесей, выпускают достаточно широкую номенклатуру и занимаются строительно-монтажными работами.
За последнее десятилетие повысился не только общий выпуск лакокрасочных материалов, но и значительно улучшились условия для развития технического потенциала и научного обеспечения лакокрасочных производств. Сегодня предприятия республики, самостоятельно развивая научную базу и, работая в тесном контакте с потребителем, разрабатывают и выпускают современные высококачественные лакокрасочные материалы. В результате на отечественном рынке лакокрасочной продукции появились местные материалы, составляющие достойную конкуренцию импортным.
Важным достижением последнего десятилетия в области научно-технического маркетинга и научно-технического менеджмента является коренное изменение подходов к проблеме реализации готовой продукции. Практически во всей стране сформирована современная динамическая дилерская и маркетинговая сеть. Созданные и функционирующие в Беларуси дилерские фирмы, как правило, хорошо оснащены материально, имеют современные базисные склады, широко используют прогрессивные методы маркетинга, рекламу, информационное обеспечение, делают первые попытки технического сопровождения продаваемой продукции. Принципиально новым в последние годы является создание сети специализированных магазинов по продаже лакокрасочной продукции.
К сожалению, в республике нет аналитиков, которые могли бы прогнозировать спрос на лакокрасочную продукцию. Но, ориентируясь на развитие российского рынка (на 2000-2006 гг. они достигли роста производства более 5 % в год), перспективы белорусского рынка лакокрасочных материалов выглядят весьма оптимистично.
В связи с этим возникает необходимость изучения конъюнктуры рынка лакокрасочных материалов Республики Беларусь для определения возможных путей снижения импорта данных материалов.
Предметом маркетинговых исследований в рамках данного дипломного проекта является анализ конъюнктуры рынка лакокрасочных материалов Республики Беларусь. Для этого использовались кабинетные, частично полевые, количественные, аналитические исследования.