Тема 8 Учет материально-производственных запасов.

1. Понятие МПЗ, основные задачи их учета и классификация.

2. Документальное оформление поступления, наличия и выбытия МПЗ

3. Оценка материальных ценностей

4. Учет заготовления и приобретения материалов по учетным ценам (счет 15, 16)

5. Учет готовой продукции (счет43)

6. Учет материалов (счет 10)

7. Учет товаров (счет 41)

8. Контроль за их сохранностью МПЗ.

I.Основным нормативным документом регулирующим учет МПЗ является ПБУ 5/01 "Учет МПЗ" (приказ МФ РФ от 9.06.01 № 44н), согласно данного документа в качестве МПЗ принимаются активы:

- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, выполнения работ и оказания услуг;

- предназначенные для продажи;

- используемые для управленческих нужд организации.

Таким образом, учет МПЗ, принадлежащих организации ведется на счетах:

- 10 "Материалы"

- 41 "Товары"

- 43 "Готовая продукция"

Учет МПЗ, не принадлежащих организации ведется на забалансовых счетах:

- 002 "ТМЦ, принятые на ответственное хранение"

- 003 "Материалы, принятые в переработку"

- 004 "Товары, принятые на комиссию"

В зависимости от той роли, которую играют разнообразные МПЗ в процессе производства их подразделяют на следующие группы:

- сырье и основные материалы (предметы труда, из которых изготовляют продукт)

- вспомогательные материалы (используются для воздействие на сырье и основные материалы). Деление на основные и вспомогательные носит условный характер.

- покупные полуфабрикаты (сырье и материалы, прошедшие определенную обработку, но не являющиеся готовой продукцией)

- возвратные отходы производства (остатки сырья от производства, полностью или частично утратившие исходные потребительские свойства – опилки, стружка).

Перед бух. учетом МПЗ стоят следующие задачи:

1. Своевременное и правильное документальное оформление поступления и расходования материальных ценностей.

2. Постоянный контроль за использованием средств строго по назначению

3. Систематический контроль за сохранностью материальных ценностей по местам их хранения и МОЛ.

Для успешного решения этих задач необходимо правильно организовать складское хозяйство, располагать рациональной системой документации, обеспечить подбор и подготовку МОЛ.

II.Документальное оформление поступления МПЗ.

Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, при разборке ОС, а также от собственного производства.

Для выполнения производственной программы предприятия определяют потребность в материальных ресурсах и приобретают или производят их. На поставку материалов организации заключают договора с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставке продукции.

Поступающие на предприятие материалы оформляют бух. документами в следующем порядке.

Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы – платежные требования (2 экз.), ТТН, квитанции к ж/д накладной и др.

В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату).

Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствует данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах.

Подотчетные лица приобретают материалы на предприятиях торговли, у других предприятиях и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемых подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают авансовому отчету подотчетного лица.

Документальное оформление расхода материальных запасов.

Материалы отпускают со склада предприятия на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды, ежедневно оформляют лимитно-заборными картами. Их выписывает плановый отдел или несколько видов материалов и, как правило, сроком на 1 месяц.

Один экземпляр лимитно-заботной карты вручают цеху-получателю, другой – складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют накладными, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя – у кладовщика. При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

Учет производственных запасов на складах.

Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными ресурсами на предприятиях создаются специализированные склады.

На складах (кладовых) материальные ценности размещают по секциям, а внутри них – по группам. Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально-ответственным лицом. С кладовщиком заключается типовой договор по установленной форме о полной индивидуальной материальной ответственности.

На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов. Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов (карточках складского учета). На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.

Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов в день совершения операций. После каждой операции выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Если остаток материалов выше или ниже установленной нормы запасов, то заведующий складом обязан сообщить об этом в отдел снабжения.

Ведение учета материалов допускается также в книге учета материалов (в книге складского учета), которая содержит те же реквизиты, что и карточки учета материалов.

Материально-ответственные лица составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца, их поступлении, расходе и остатке на конец месяца. В отчетах мастеров заводов наряду с фактическим расходом материалов указывают их расход по норме. Нормативный расход материалов исчисляют в бухгалтерии, где производится, кроме того, и таксировка отчета.

III. Вся продукция поступающая на учет в сельскохозяйственные предприятия должна быть как-то оценена. Оценка продукции может быть фактической, плановой, нормативной так же может применяться цена возможной реализации. Так, например, продукция поступающая от основного производства в течение года оценивается по плановой себестоимости, так как в связи с сезонностью сельского хозяйства не возможно ежемесячно определять фактическую себестоимость продукции. Поэтому в конце года, когда все затраты и данные о выходе продукции собраны на определенных счетах, производится исчисление фактической себестоимости продукции всех отраслей. Затем определяется разница между плановой и фактической себестоимостью продукции, и на эту разницу производятся корректировочные записи на соответствующие счета бухгалтерского учета. В том случае, если фактическая себестоимость выше плановой делают дооценку, а если наоборот, то уценку методом "красное сторно". Таким образом после корректировки вся полученная в течении года продукция будет учтена по фактической себестоимости.

Побочная продукция, такая как навоз и солома, оцениваются по нормативной стоимости, которая складывается из затрат на заготовку. Пух, перо, кожи, конский волос, шерсть-линька и т.п. учитываются по закупочным ценам (ценам возможной реализации). По этим видам продукции фактическая себестоимость не исчисляется.

Покупные материальные ценности оцениваются по фактической себестоимости, которая складывается из стоимости приобретения и затрат на доставку ТМЦ.

Таким образом, затраты на приобретение МПЗ состоит из:

- сумма, уплаченная поставщику;

- сумма, уплаченная за информационные и консультационные услуги;

- таможенные пошлины и иные платежи;

- вознаграждения уплаченные посредникам;

- затраты по заготовке и доставке МПЗ до места использования.

Оценка МПЗ, купленных за валюту, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ на дату принятия к учету. МПЗ, полученные безвозмездно, оценивают по рыночной стоимости, от ликвидации ОС или ремонта – по цене их возможной реализации.

Существует несколько методов оценки покупных ТМЦ при отпуске производственных запасов в производство:

1) по средневзвешенной

2) метод лайфо (lifo)

3) метод файфо (fifo)

4) по учетным ценам с обособленным учетом отклонений от учетной стоимости (с применением счетов 15 и 16)

5) по с/б каждой единицы

Применение одного из методов по конкретному наименованию МПЗ производится в течении всего отчетного года.

IV. Для обобщения информации о заготовлении и приобретении материальных ценностей может применяться счет 15 " Заготовление и приобретение материалов". По дебету счета 15 отражают фактическую стоимость поступивших ценностей (покупка, доставка, изготовление), а по кредиту отражают оприходование купленных ТМЦ по учетным ценам. В хозяйстве составляется номенклатура – ценник, в котором представлены учетные цены, которые разрабатываются в хозяйстве главным бухгалтером и экономистом с учетом рыночных цен.

В конце каждого месяца сопоставляют дебетовый и кредитовый оборот по счету 15, таким образом выявляют отклонения фактической стоимости материалов от учетной стоимости, которая списывается на счет 16 "Отклонение в стоимости материалов". Затем это отклонение в конце месяца списывается на счета производственных затрат, что позволяет учитывать оценку использованных в производстве материалов. Списание отклонений производится пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам.

Рассмотрим это на примере:

Приобретены материалы у поставщика на сумму 300 д. ед., ТЗР составили

20 д. ед.. Материалы оприходованы на склад по учетным ценам на сумму 250 д. ед.. В течение месяца материалы были израсходованы на сумму по учетным ценам: в основном производстве - 150д.ед., во вспомогательном – 70 д. ед.. Определить сумму отклонений на счете 16 на конец месяца и фактическую стоимость израсходованных материалов.

Дт 15 Кт 60 300 д.ед.    
Дт 15 Кт 23, 70, 69 – 20 д.ед.    
Дт 10 Кт 15 250 д.ед. сч
Дт 20 Кт 10 150 д.ед.
Дт 23 Кт 10 70 д.ед.  
Дт 16 Кт 15 70 д.ед.
Дт 20 Кт 16 18 д.ед. (см. табл.)    
Дт 23 Кт 16 11 д.ед. (см. табл.)    
  счет 10 по учет ценам счет 16 отклонения Итого
Сальдо на начало месяца   -   -   -
Приход (Дт 10, 16)
Расход (Кт 10, 16):      
основное произ-во
вспомогательное
Итого
Остаток на конец месяца
 
 

% отклонения =

С-до на нач.16 + Дт 16
С-до на нач. 10 + Дт 10 = 250 * 100 = 28

28 * 150 / 100 = 42

28 * 70 / 100 =19,6 20

Аналитический учет по счету 15 ведут по видам материалов и каналам поступления, по счету 16 – по группам материальных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем отклонений в ведомости ф. 31 АПК – "Ведомость аналитического учета заготовления и приобретения материалов и отклонений стоимости материалов".

Синтетический учет ведут по счету 15 в ж/о № 6АПК, по сету 16 в ж/о № 10АПК.

V. Готовая продукция – это продукция собственного производства, целевое назначение которой в момент оприходования неизвестно. Для учета такой продукции предназначен счет 43 "Готовая продукция". Счет аналитический, по дебету отражают поступление продукции, а по кредиту ее выбытие. Субсчета открываются в зависимости от видов основного производства.

Основные корреспонденции:

Дт Кт
43 20, 23, 29 - оприходование готовой продукции собственного производства
20, 23, 29, 25, 26 43 - израсходование продукции на затраты производства
90/2 43 - реализована готовая продукция
10 43 - готовая продукция переведена в материалы после определения ее назначения

Аналитический учет по счету 43 ведут в ведомости ф. № 46-АПК и ж/о № 11-АПК.

VI. Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары и т.д. предназначен счет 10 "Материалы". К счету 10 могут быть открыты следующие субсчета:

. Сырье и материалы

2. Удобрения, средства защиты растений и животных

3. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали

4. Топливо

5. 'Тара и тарные материалы

6. Запасные части

7. Корма

8. Семена и посадочный материал

9. Материалы и сырье, переданные в переработку на сторону

10. Строительные материалы

11. Инвентарь и хозяйственные принадлежности

12. Специальная оснастка и специальная одежда

13 Специальная оснастка и специальная одежда

в эксплуатации

14. Прочие материалы

На первом субсчете отражают покупное сырье, предназначенное для промышленной переработки (например, сахар, соль для консервирования; металл для изготовления изделий и запасных частей).

На субсчете 2 учитывают органические и минеральные удобрения. Кроме того, на данном субсчете сельскохозяйственные предприятия учитывают средства защиты растений и животных (ядохимикаты, биопрепараты, медикаменты и др. химикаты используемые для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и животных).

Субсчет 3 применяют как правило строительные организации и на нем учитывают ценности приобретаемые для комплектования готовой продукции и требующие затрат по их обработке или сборке.

Субсчет 4 "Топливо" предназначен для учета наличия и движения горючего, смазочных материалов, твердого и газообразного топлива, приобретенных для эксплуатации машин и транспортных средств, а также для выработки эектроэнергии или отопления зданий. Газообразное топливо в баллонах, резервуарах, используемое на производственные и бытовые нужды, находящееся на на складах и отдельно в местах его потребления также учитывают на субсчете 10/4.

На субсчете 5 "Тара и тарные материалы" учитывают наличие и движение всех видов тары (картонная, деревянная, тканевая, синтетическая и др.). Здесь не учитывают цистерны, бочки, фляги, используемые как хозяйственный инвентарь (их учитывают на счете 01/8), а также материалы и детали, предназначенные для изготовления тары и ее ремонта. Аналитический учет по видам тары.

На субсчете 6 "Запасные части" учитывают наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, деталей, узлов, агрегатов, аккумуляторов, предназначенных для ремонтов и замены износившихся, а также автомобильных шин в запасе и обороте. На этом субсчете на отдельных аналитических счетах учитывают снятые с машин и оборудования запасные части и детали, имеющие остаточный ресурс и пригодные для дальнейшего их использования без восстановления в оценке по остаточной стоимости Дт 10/6 Кт 23/1.

Субсчета 7 и 8 применяются в с/х организациях, здесь учитываются данный вид МПЗ как собственного производства, так и покупные.

На субсчете 9 учитывают движение сырья, материалов, продукции, переданной для переработки на сторону, в последующем включаемые в себестоимость полученных изделий и продукции с учетом затрат по их переработке, оплаченных сторонним организациям. Аналитический учет организуют по видам переданных в переработку МЦ в разрезе предприятий, осуществляющих переработку.

На субсчете 10 учитывают наличие и движение всех видов стойматериалов. Аналитический учет ведут по наименованиям материалов и местам хранения. Особое внимание уделяется учету взрывчатых веществ.

На субсчете 11 учитывают наличие и движения инвенторя со сроком полезного до 12 месяцев.

На субсчете 12

На субсчете 13

Операции по счету 10

Дт Кт  
- внутреннее перемещение материалов
91,23/1 - оприходование материалов, полученных при ликвидации ОС и их ремонта
23, 70, 69 - расходы по доставке купленных материалов
20, 23, 25, 26, 29 - оприходование продукции собственного производства
- оприходование отходов от забракованной продукции
- перевод готовой продукции в семена, корма
60, 71, 76 - покупка материалов на стороне
- расход материалов на капитальные вложения (строительство)
20, 23, 25, 26, 28, 29 - списание материалов на затраты производства
90/2 - реализация МПЗ
76/1, 91 - списание материалов, погибших в результате стихийного бедствия

В регистрах журнально-ордерной формы учета операции по счету 10 отражают в ведомости 46-АПК и ж/о № 10-АПК.

VII. Учет товаров.

Товары это часть МПЗ организации, которая приобретена или получена от других физ. и юрид. лиц и предназначены для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

Для учета товаров предназначен счет 41"Товары".

В организациях, осуществляющих промышленную, с/х и иную производственную деятельность, счет 41 применяется в случаях, когда какие либо изделия, материалы, продукты приобретаются специально для продажи или когда стоимость готовых изделий, приобретаемых для комплектации, не включается в с/б проданной продукции, а подлежит возмещению покупателями отдельно.

Организации, осуществляющие торговую деятельность учитывают также покупную тару и тару собственного производства (кроме инвентарной, служащей для производственных и хоз-ных нужд)

К счету 41 м.б. открыты субсчета:

¨ 41/1-"Товары на складах"

¨ 41/2-"Товарыв розничной торговле"

¨ 41/3-"Тара под товаром и порожняя"

¨ 41/4-"Покупные изделия"

В торговых организациях товары поступают в основном от поставщиков, что является началом товародвижения в торговле. На практике обычно товар приходуется на баланс на дату фактического поступления на склад торговой организации, однако момент оприходования может определяться договором купли-продажи.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов (Приказ МФ РФ от 31.10.00 № 94 н) товары в организациях оптовой торговли отражаются в учете по покупной стоимости. Розничным предприятиям предоставлено право выбора одного из вариантов оценки товаров – по покупным ценам либо по розничным ценам с отражениям межценовой разницы по Кт счета 42 "Торговая наценка". Выбранный способ д.б. отражен в УП организации. (пример на практике стр. 72 Федотов).

Основные корреспонденции.

Дт Кт  
60,76 поступили товары от поставщика и от различных организаций
66,67 оприходованы товары, полученные в качестве займа
отнесены на стоимость товаров суммы невозмещаемых налогов и сборов
приобретены товары через подотчетное лицо
возмещена товарами сумма материального ущерба
оприходованы товары, поступившие от учредителей в счет вкладов в УК
полученные в счет целевого финансирования
оприходованы безвозмездно полученные товары
переведены товары в категорию материалов
отпущены покупные продукты питания для приготовления блюд в столовых
предъявлены поставщикам и транспортным организациям претензии
списана стоимость застрахованных товаров
списаны товары на продажу

Аналитический учет по счету 41 ведется по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям) в ведомости формы 46-АПК, а синтетический в журнале-ордере 10-АПК.

VIII. Для контроля за сохранностью ТМЦ на предприятиях периодически проводят инвентаризации. Инвентаризация – это проверка фактического наличия ТМЦ и соответствия его данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация может быть полная, когда проверяют наличие отдельных видов ценностей на всем предприятии, и частичная, когда инвентаризацию проводят в отдельных местах хранения. Обязательная полная инвентаризация проводится ежегодно перед составлением годового отчета. Кроме годовой инвентаризации предприятия должны проверять наличие остатков в течение года.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя создается инвентаризационная комиссия. Результаты инвентаризации оформляют инвентаризационными описями. Если, в результате сравнения фактического сравнения ТМЦ и данными учета обнаружится расхождение, то по этим ценностям составляют сличительную ведомость.

Результаты инвентаризации должен рассмотреть руководитель предприятия в десятидневный срок после ее окончания и принять меры по ее результатам. Если фактическое наличие выше, чем по данным бухгалтерского учета – образуется излишек. Если же фактические данные ниже, чем учетные – образуется недостача.

Основные корреспонденции по учету инвентаризации МПЗ.

оприходованы излишки
выявлена при инвентаризации недостача
отнесена стоимость недостач и порчи товаров в пределах норм естественной убыли
99/5 списана стоимость незастрахованных товаров, уничтоженных в результате стихийного бедствия
99/5 списаны товары, использованные при ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств
73/2 отнесена недостача на виновное лицо по учетной стоимости
73/2 98/4 отнесена на виновное лицо разница м/д рыночной и учетной ценой
50,70 73/2 возмещена сумма недостачи
98/4 доходы будущих периодов отнесены в доходы организации

Аналитический учет по счету 94 ведут по видам недостающих ценностей и по виновным лицам в ведомости учета недостач и потерь ф.-54 АПК. Кредитовые обороты из ведомости переносят в ж/о № 10 АПК.

Наши рекомендации