Анализ динамики объема реализации и прибыли
Показатели | Предыдущий год (базис) | Отчетный год | |
по ценам и себестоимости предыдущего года | фактически | ||
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов), тыс. руб. | 57 800 | 53 750 | 54 190 |
Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 49 260 | 45 320 | 45 020 |
Прибыль, тыс. руб'. | 8 540 | 8 430 | 9 170 |
Уровень рентабельности реализованной продукции, % | 14,78 | 15,68 | 16,92 |
Сравнение динамики объема продаж продукции, исчисленного в оптовых ценах и по полной себестоимости, показывает, что объем реализации в отчетном году снизился на 6,25% в оптовых ценах и на 8,61% по полной себестоимости. Это привело к увеличению суммы прибыли от продаж по сравнению с прошлым годом на 630 тыс. руб., или на 7,38%.
На динамику суммы прибыли от продаж могут оказать влияние изменение объема, структуры и полной себестоимости реализованной продукции, а также ее оптовых цен.
Между изменением объема реализации и размером полученной прибыли существует прямая пропорциональная зависимость для рентабельной продукции и обратная зависимость для убыточной продукции. Увеличение объема реализации рентабельной продукции приводит к увеличению массы прибыли. Влияние изменения объема реализации на сумму прибыли можно определить по формуле
(3) |
где
— прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения объема реализации;
Ро — прибыль предыдущего года;
-К1?2 — коэффициент изменения объема реализации.
Этот показатель может определяться как отношение объемов реализации отчетного и предыдущего года в сопоставимых ценах (предыдущего года) по формуле
(4)
где Qj 0 — фактический объем реализации за отчетный год в ценах предыдущего года;
Qq — объем реализации за предыдущий год.
Существует и другой способ его исчисления исходя из объема реализации в оценке по полной себестоимости предыдущего года:
(5)
где ^i,o ~ полная себестоимость реализованных товаров, продукции, работ,
услуг за отчетный год в ценах и тарифах предыдущего года;
Sq — полная себестоимость реализации предыдущего года.
В нашем примере коэффициент изменения объема реализации в сопоставимых оптовых ценах по сравнению с прошлым годом составил 0,9299, а в оценке по полной себестоимости предыдущего года - 0,92.
Влияние изменения объема реализации на сумму прибыли при
оценке реализации продукции в оптовых ценах составит -600 тыс. руб.,
а по полной себестоимости------- 680 тыс. руб.
Таким образом, за счет падения объема реализации в отчетном году по сравнению с прошлым годом в оптовых ценах на 0,0701 пункта в оценке по полной себестоимости на 0,08 пункта прибыль от реализации продукции уменьшилась соответственно на 600 тыс. руб. и 680 тыс. руб.
На прибыль от реализации оказывают влияние сдвиги в структуре и ассортименте товаров, продукции, работ, услуг, поскольку их рентабельность неодинакова. При увеличении доли изделий и видов работ, услуг с рентабельностью выше средней по предприятию сумма прибыли увеличивается. Влияние на прибыль изменения ассортимента и структуры реализации (оборота) по сравнению с прошлым годом можно определить по формуле
(6)
где ЛРС — прирост прибыли в результате изменения структуры и ассортимента продукции;
Pti о — прибыль, полученная от фактически реализованной продукции в отчетном году в ценах и по себестоимости предыдущего года.
Влияние этого фактора в нашем примере при оценке объема реализации в оптовых ценах составит 490 тыс. руб., а по полной себестоимости — 570 тыс. руб. В результате увеличения доли более рентабельной продукции в общем объеме реализации прирост прибыли составил 490 тыс. руб. и 570 тыс. руб.
Существенное влияние на сумму прибыли может оказать изменение полной себестоимости реализации товаров, продукции, работ, услуг. Между уровнем себестоимости и размером прибыли наблюдается обратная зависимость: снижение себестоимости приводит к увеличению суммы прибыли и наоборот. Это связано с тем, что сумма прибыли определяется как разность между стоимостью реализованных товаров, продукции, работ, услуг в оптовых ценах и их полной себестоимостью.
Влияние изменения себестоимости на сумму прибыли определяется путем сравнения величин объема реализации отчетного года, рассчитанного по себестоимости отчетного и предыдущего года:
(7)
где AS — прирост (уменьшение) себестоимости;
Si — фактическая полная себестоимость реализации отчетного года.
В нашем примере объем реализации по полной себестоимости отчетного года составил 45 020 тыс. руб., а по полной себестоимости предыдущего года — 45 320 тыс. руб., т.е. получена экономия в сумме 300 тыс. руб. Следовательно, прибыль увеличилась на 300 тыс. руб.
Величина прибыли находится в прямой зависимости от изменения оптовых цен на товары, продукцию и тарифов на работы и услуги. Влияние на прибыль изменения оптовых цен и тарифов определяется путем сравнения объемов реализованных в отчетном году товаров, продукции, работ, услуг в действующих ценах и в ценах и тарифах предыдущего года:
(8)
где AQP — прирост (уменьшение) прибыли;
Р
Qi — фактический объем реализации за отчетный год в действующих ценах.
В нашем примере в результате изменения цен и тарифов прибыль увеличилась на 440 тыс. руб.
Данные о влиянии факторов на изменение прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг в отчетном году по сравнению с предыдущим годом обобщены в табл. 3.
Таблица 3 Обобщение результатов факторного анализа прибыли
Факторы изменения прибыли | Сумма прироста (уменьшения) прибыли по сравнению с прошлым годом, тыс. руб. | |||
в оптовых ценах | по полной себестоимости | |||
Изменение объема реализации товаров, продукции, работ, услуг | -600 | -680 | ||
Факторы изменения прибыли | Сумма прироста (уменьшения) прибыли по сравнению с прошлым годом, тыс. руб. | |||
в оптовых ценах | по полной себестоимости | |||
Изменение структуры и ассортимента | +490 | +570 | ||
Изменение полной себестоимости объема реализации | +300 | +300 | ||
Изменение оптовых (отпускных) цен и тарифов | +440 | +440 | ||
Итого | +630 | +630 | ||
Фактический прирост прибыли по сравнению с прошлым годом в размере 630 тыс. руб. образовался благодаря снижению полной себестоимости реализации товаров, продукции, работ, услуг (300 тыс. руб.), повышению оптовых (отпускных) цен (440 тыс. руб.) и сдвигам в структуре продукции (490 тыс. руб. и 570 тыс. руб.) при одновременном уменьшении прибыли за счет снижения объема реализации (600 тыс. руб. и 680 тыс. руб.).
Факторный анализ динамики прибыли от продаж можно выполнить также с помощью способа цепных подстановок (табл. 4.)
Таблица 4