Выбор поставщика. Основные требования к выбору поставщика

1. Важной функцией служб снабжения различных фирм является выбор поставщика для компании. Он осуществляется в тои этапа:

→ поиск потенциальных поставщиков:

• объявление конкурса;

• изучение рекламных материалов;

• посещение выставок и ярмарок;

• переписка и личные контакты с возможными поставщиками;

→ анализ потенциальных поставщиков по таким критериям. как:

• цена;

• качество продукции;

• надежность поставок (соблюдение договоров по срокам поставки, по ассортименту, комплектности, качеству и количеству продукции);

• удаленность поставщика от потребителя;

• сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

• наличие резервных мощностей;

• организация управления качеством у поставщика;

• психологический климат у поставщика;

• способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

• финансовое положение поставщика;

→ оценка результатов работы с поставщиками на основе:

• критериев выбора поставщика;

• анализа значимости товара для производственного или торгового процесса;

• значимости (важности) каждого критерия;

• оценок по каждому критерию.

2.Существует два основных метода организации выбора поставщика:

→ через торгового агента фирмы, осуществляющей закупки;

→ посредническую организацию.

Торговые агенты, посреднические фирмы могут осуществлять указанную деятельность по поиску поставщика как за фиксированное вознаграждение, так и за процент от сделки.

3. Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована с помощью:

→ объявления конкурсных торгов;

→ изучения рекламных материалов;

→ посещения выставок и ярмарок;

→ переписки и личных контактов с возможными поставщиками.

При этом наиболее распространенными и эффективными являются:

→ конкурсные торги;

→ письменные переговоры между поставщиком и потребителем.

4. Имеется три основных критерия выбора поставщика.

→стоимость приобретения продукции или услуг;

→ качество продукции или услуг;

→ надежность обслуживания.

Один из ключевых вопросов материально-технического снабжения — качество поставляемого сырья и комплектующих изделий. Несмотря на конкуренцию среди потенциальных поставщиков на внутреннем и международном рынке, проблема качества материальных ресурсов стоит достаточно остро. Наиболее солидные западноевропейские, американские и японские компании разрабатывают специальные программы по поддержан и повышению качества своей продукции. Значительное в мание в них уделяется качеству поставляемых материальных ресурсов.

Характерным примером в этом деле может являться опыт копании "ИТТ Кэннон Норт Америка" (США). В структуре управления компанией создана так называемая "группа по бору поставщика", в которую входят представители системы материально-технического снабжения компании, финансовой службы, производственного отдела и пр. Группа отбирает в качестве поставщиков лишь тех, кто проявил или может проявить способность удовлетворить уровень запросов, предъявляемых компанией. Группа выдвигает технические требования к предметам закупок, основанные на технических требованиях к конечной продукции, которые передаются поставщику.

При рассмотрении возможностей поставщика на первое место выдвигаются следующие требования:

→ наличие оборудования для производства продукции необходимого качества;

→ возможность проводить испытания качества по заданной программе и с помощью необходимых приборов;

→ контроль и аттестация входящих материалов и сырья;

→ наличие необходимых документов и инструкций, определяющих количество рабочих операций и их контроль;

→ наличие маршрутных документов, подтверждающих проведение всех необходимых операций по производству и контролю.

Программы поддержания качества закупаемых комплектующих и сырья тщательно продумываются, в расчет берется даже организация учебы персонала поставщиков-смежников. Задачей обучения, как правило, является повышение уровня знаний персонала, который информируют о новейших технологиях и процессах, чтобы сделать обслуживание станков и приборов квалифицированным и эффективным.

В практике материально-технического снабжения встречаются случаи поставок товаров посредственного и низкого качества. В связи с этим принимаются различные экономические меры, направленные на снижение объема поставок низкокачественных товаров. В большинстве случаев некондиционные товары возвращаются компании-виновнику, оплата их не производится, возможны и штрафные санкции.

Надежность обслуживания — это гарантированность обслуживания заказчика необходимыми материальными ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от недопоставок, которые могут возникнуть, нарушений сроков доставки и других факторов. Надежность можно оценить вероятностью отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В отдельных случаях качество обслуживания, а также отдельные условия поставки не отражаются на цене приобретения.

Кроме основных критериев выбора поставщика существуют и прочие критерии, количество которых может доходить до нескольких десятков.

5.Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, используются следующие источники:

→ собственное расследование;

→ местные источники;

→ банки и финансовые институты;

→ конкуренты потенциального поставщика;

→ торговые ассоциации, например Торгово-промышленная плата РФ;

→ информационные агентства;

→ государственные органы. такие. как:

• регистрационные палаты;

• налоговая, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.

Наши рекомендации