Управление ценами. Надбавки и скидки. Ценовые модификации. Ценовая дискриминация
Управление ценами- важная часть организационной деятельности любого субъекта хозяйствования.
Цены формируются на основе спроса, предложения , издержек, конкуренции.
Предприятие обычно разрабатывает не одну-единственную цену, а систему ценовых модификаций в зависимости от различных рыночных условий.
Эта система цен учитывает особенности качественных характеристик товара, модификаций продукта и различия ассортимента, а также внешние факторы реализации, такие, как географические отличия издержек и спроса, интенсивность спроса на отдельных сегментах рынка, сезонность и др.
Используются различные виды модификации цен: система скидок и надбавок, ценовая дискриминация, ступенчатое снижение цен по предлагаемому ассортименту продукции и др.
Модификация цен через систему скидок используется для стимулирования действий покупателя, например, приобретения, более крупных партий, заключения договоров в период спада продаж и т.д. В этом случае используются разные системы скидок: сконто, оптовые, функциональные, сезонные и др.
Сконто–это скидки или снижение цены товара, стимулирующие оплату за товар наличными, в виде аванса или предоплаты, а также до срока.
Функциональные, или торговые скидки предоставляются тем фирмам или агентам, которые входят в сбытовую сеть предприятия-производителя, обеспечивают хранение, учет товарных потоков и реализацию продукции.
Сезонные скидки используются для стимулирования продаж в несезонное время, т.е. когда падает основной спрос на товар
Модификация цен для стимулирования сбыта зависит от целей фирмы, особенностей товара и других факторов. Например, могут устанавливаться специальные цены во время проведения каких-либо мероприятий, например, сезонных распродаж, где снижаются цены на все товары сезонного потребления, выставок или презентаций, когда цены могут быть выше обычных, и т.д. Для стимулирования сбыта могут использоваться премии или компенсации потребителю, купившему товар в розничной торговле и пославшему соответствующий купон на предприятие-производитель; специальные процентные ставки при продаже товаров в кредит; гарантийные условия и договоры о техническом обслуживании и т.д.
Модификация цен по географическому принципу связана с транспортировкой продукции, региональными особенностями спроса и предложения, уровнем доходов населения и другими факторами.
О ценовой дискриминации принято говорить в том случае, когда предприятие предлагает одинаковые продукты или услуги по двум и более различным ценам. Ценовая дискриминация проявляется в различных формах в зависимости от потребительского сегмента, форм продукта и его применения, имиджа предприятия, времени продажи и т.д.
Ступенчатое снижение цен по предлагаемому ассортименту товаров используется в том случае, когда предприятие производит не отдельные продукты, а целые серии или линии. Предприятие определяет, какие ценовые ступени необходимо ввести по каждой отдельной модификации продукции. При этом помимо различия в издержках необходимо учесть и цены на продукцию конкурентов, а также покупательную способность и ценовую эластичность спроса.
Модификация цен возможна только в пределах верхней и нижней границ установленной цены.
Надбавки и скидки.
Управление ценами - важная часть организации деятельности любого субъекта хозяйствования. Цены формируются на основе издержек, спроса, предложения и конкуренции. Существенным фактором являются ценовые корректировки.
Базовый или установленный уровень цены м.б скорректирован с помощью различных видов скидок(наценок)
Наиболее распространены скидки:
• за оплату наличными
• сезонные(вне сезона)
• за количесьво или серийность при покупке больших объемов товара
• за оборот по определенной шкале в зависимосте от оборота достигнутого в течении согласованного сторонами срока
• дистрибьюторские или дилерские
• постоянным клиентам за верность
• сконто(за предварительную оплату)
• специальные(пробные партии и заказы)
• за возврат ранее купленной у фирмы устаревшей модели
• при продаже поддерженых товаров
• экспортные(получаемые иностранными покупателями сверх скидок)
• за потери при усушке,утруске, сортировке, потере жидких товаров при транспортировке
Надбавки:
• за индивидуальный заказ
• за более высокое качество
• за рассрочку платежа
• за дополнительные услуги
• за упаковку,тару и т.д.