Сущность, виды и функций налогов, уплачиваемых организациями
Налоги - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налоги, уплачиваемые организацией, выполняют четыре основные функции.
Во-первых, обеспечение финансирование государственных расходов (фискальная функция); Фискальная функция означает то, что за счет налогов формируется доходная часть бюджетов всех уровней. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.
Во-вторых, государственное регулирование экономики (регулирующая функция); Регулирующая функция налогов состоит в использовании налогов со стороны государства в качестве инструмента воздействия на рыночную экономику. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса. Через механизм рыночного спроса они могут содействовать производству или тормозить его. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей производства, и способствует решению актуальных для общества задач.
В-третьих, поддержание социального согласия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
Социальная, или перераспределительная функция налогов позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, сгладить дифференциацию в доходах между отдельными социальными группами, возникающую в результате первичного распределения национального дохода по факторам производства. Это достигается путем установления прогрессивных налогов, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
В-четвертых, стимулирующая функция. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение количества рабочих мест, инвестиции в производство. Стимулирование научно-технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства освобождается от налогов. Во многих развитых странах освобождаются от налогов затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки).
Рассмотренное разграничение функций налогов носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
Федеральные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ (на федеральном уровне) и обязательные к уплате на всей территории РФ, перечислены в ст. 13 НК РФ и включают:
1) Налог на добавленную стоимость (гл. 21 ст. 143-178 НК РФ, ред. от 23.07.2013) косвенный налог на товары и услуги. Его плательщиками (ст. 143 НК РФ) выступают как организации, так и индивидуальные предприниматели. Налоговая база сумма приобретенных или проданных товаров. Ставки налога - 0% (по экспортным операциям), 10% (продовольственные товары, детские товары, периодические издания, книжная продукция, лекарственные средства), 18% (все остальные товары).
2) Акцизы (гл. 22 ст. 179-206 НК РФ, ред. от 02.01.2000) косвенный налог, включаемый в структуру цены отдельных видов товаров. Как правило, акцизами облагаются высокорентабельные товары. Плательщикамиакциза являются организации, индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары, и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи сперемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Налоговая базаопределяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Ставки акцизов устанавливаются либо в процентах к стоимости товаров, либо в рублях за единицу измерения, либо комбинированные - в рублях и процентах.
3) Налог на прибыль (гл. 25 ст. 246-353 НК РФ, ред. 05.08.2000) прямой налог, является составным элементом налоговой системы и служит инструментом перераспределения национального дохода. Плательщиками налога (ст. 246 НК РФ) на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ. Ставки - 9% (дивиденды по акциям российских компаний, полученные российской компанией), 15% (дивиденды по акциям российской компании полученные иностранной компанией), 20% (все остальные виды дохода). Перечисленные суммы налога распределяются по уровням бюджета: в федеральный бюджет зачисляется 2%, в бюджеты субъектов Федераций - 18%.
5) Налог на доходы физических лиц (гл. 23 ст. 207-233 НК РФ, ред. 25.02.2011). Плательщиками являются (ст. 207 НК РФ) физические лица, являющие налоговыми резидентами, но так же физические лица, не являющие резидентами, но получающие доходы от источников, расположенных на территории РФ. Ставки налога - 9% (доходы по акциям российской компании полученными физическими лицами), 15% (на доходы в виде дивидендов, полученных от иностранных организаций), 30% (в отношении дохода физического лица не резидента), 35% (в отношении доходов, полученных от выигрышей).
6) Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 ст. 334-346 НК РФ, ред. 01.06.2014). Плательщики (ст. 334 НК РФ) - организации и индивидуальные предприниматели, которые являются пользователями недр. Ставки налога - в законодательстве для каждого вида полезных ископаемых предусмотрена своя налоговая ставка.
7) Водный налог (гл. 25.2 ст. 333.5-333.15 НК РФ) Плательщик водного налога признается (ст. 333.8 НК РФ) организация и физическое лицо, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с действующим законодательством. Ставка водного налога устанавливается на федеральном уровне, и варьируются в зависимости от вида пользования водного объекта.
8) Государственная пошлина (гл. 25.3 ст. 333.16-333.42 НК РФ) - денежные суммы, взысканные уполномоченными государственными органами, учреждениями за осуществление процедур в интересах предприятий и за выдачу документов. Плательщиками пошлины признаются (ст. 333.17 НК РФ) организации, если они обращаются за совершением юридически значимых действий.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ и зачисляемые в региональные и местные бюджеты. Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
1) Налог на имущество организаций (гл. 30 ст. 372-386 НК РФ, ред. 1.01.2014). Плательщиками налога признаются (п. 1 ст. 373 НК РФ) организации, которые имеют на своем балансе облагаемые данным налогом основные средства. Ставка налога устанавливается законами субъектов РФ, она не может превышать 2,2%.
2) Транспортный налог (гл. 28 ст. 356-363 НК РФ) - налоговые платежи используются для финансирования строительства и эксплуатации сети дорог, расположенных на территории каждого субъекта Федерации. Плательщиками признаются (ст. 357 НК РФ) лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Ставка устанавливается в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу.
3) Налог на игорный бизнес (гл. 29 ст. 364-371 НК РФ) - это налог на прибыль, адаптированный к требованиям определенной сферы предпринимательской деятельности. Плательщиками признаются организации или индивидуальные предприниматели осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса. Ставки налога - твердые ставки в абсолютном значении (рублей) к единице объекта налогообложения (за 1 автомат, стол). [1]
Местные налоги и сборы устанавливаются налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, действуют на территории соответствующего муниципального образования и поступают в местный бюджет. Местные налоги и сборы являются собственными доходами бюджета муниципального образования.
Земельный налог (гл. 31 Ст. 387-398 НК РФ) - это плата за пользование земельными ресурсами. Плательщиком признается организация, обладающая земельным участком на праве собственности или праве постоянного пользования. Ставки налога - 0,3% (сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом), 1,5% (для всех остальных целей) [1].
Наряду с вышесказанным, организация имеет право выбора между налоговыми выплатами по общей системе налогообложения и выплатами по специальному налоговому режиму. Сущность заключается в том, что каждый налогоплательщик вправе использовать допустимые законом средства, приемы и способы, направленные на минимизацию налоговых обязательств компании.
В соответствии со ст. 18 НК РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Они предполагают замену уплаты нескольких налогов уплатой единого налога, ведение бухгалтерского учета по упрощённой системе. Специальные налоговые режимы применяются только в случае и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Особые же правила могут содержаться в иных актах законодательства о налогах и сборах.
К специальным налоговым режимам относятся (п. 2 ст. 18 НК РФ, ред. 1.01.2014):
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН);
2) упрощенная система налогообложения (УСН);
3) патентная система налогообложения;
4) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
5) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Единый сельскохозяйственный налог применяется в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств. Такие организации освобождаются от обязанности по уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации). А так же - налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).
Патентная система налогообложения (ст. 346.43 НК РФ) представляет собой специальный налоговый режим для ИП, который они могут применять наряду с общей системой, УСН или ЕНВД. Однако, юридические лица с организационно-правовыми формами деятельности ООО, ОАО, ЗАО не вправе применять этот специальный режим в отличие от УСН или ЕНВД. Патентная система применяется в отношении отдельных видов бытовых услуг, розничной торговли и услуг общественного питания. Патент выдается по выбору предпринимателя на период от одного до 12 месяцев включительно в пределах одного календарного года, то есть срок действия патента не может перейти на следующий год.
Патентная система предполагает уплату единого налога по ставке 6% от потенциально возможного дохода. Значение потенциально возможного дохода устанавливается в законе субъекта РФ. При применении патентной системы отменяются:НДФЛ – по доходам, полученным в рамках патентной системы; налог на имущество физических лиц – по имуществу, используемому в рамках патентной системы; НДС – по операциям в рамках патентной системы. Сохраняется уплата НДС при ввозе товаров, при осуществлении деятельности по договору простого и инвестиционного товарищества, договору доверительного управления имуществом.
Объект налогообложения – потенциально возможный к получению годовой доход предпринимателя по существующему виду предпринимательской деятельности.
Показатель потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода (налоговая база) устанавливается по каждому виду деятельности законом субъекта РФ в пределах от 100 000 до 1 000 000 руб.
Налоговая система в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) представляет собой систему по уплате организациями единого налога, предусматривающую освобождение организаций от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и НДС.
Налогоплательщик, использующий право на применение специального налогового режима, представляет в налоговые органы, соответствующие уведомления в письменном виде и следующие документы: соглашение о разделе продукции; решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции. Специальный налоговый режим применяется в течение всего срока действия соглашения.
Смысл упрощенной системы налогообложения (УСН) заключается в замене ряда уплачиваемых налогов единым налогом, исчисляемым в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. Налоги и сборы, не уплачиваемые при применении упрощенной системы налогообложения организациями: Налог на прибыль организаций, НДС за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого в рамках договоров простого товарищества и доверительного управления имуществом, Налог на имущество организаций, выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Как видно, вместо четырех налогов бухгалтеру организации необходимо рассчитывать только один налог. [3, с.76-86].
Отметим налоги и сборы, исчисляемые при применении упрощенной системы налогообложения (УСН):
1) НДС, подлежащий уплате при ввозе товаров на таможенную Российской Федерации и уплачиваемый в соответствии со ст. 174.1 НК РФ; 2) налог на доходы физических лиц; 3) налог на добычу полезных ископаемых; 4) водный налог; 5) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектам водных биологических ресурсов, 6) государственная пошлина; 7) транспортный налог; 8) земельный налог; 9) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации; 10) страховой взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 11) страховой взнос на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности.
Налоговые ставки единого налога устанавливаются в процентах от величины налоговой базы (адвалорные ставки). Однако в некоторых случаях возможно установление твердых ставок в денежном выражении на единицу измерения налоговой базы. Так при выборе объектом налогообложения доходов, налоговой базой будет денежное выражение доходов, ставка налога равна 6%. Предприятия выбравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая база будет денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов, ставка налога равна 15%. Однако сумма налога должна превышать денежное выражение 1% от доходов. Если такое условие не выполняется, то предприятием уплачивается минимальный размер налога 1% от дохода. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет.[11]
Поступления в бюджет РФ по налогам, относящимся к специальным налоговым режимам, в 2013 г. составили 847 млн. рублей, что в 1,8 раза больше, чем в январе 2012 года.
Таблица 1
Динамика налоговых поступлений по специальным налоговым режимам в РФ в 2011-2013гг., тыс. руб[15]
Вид режима | |||
УСН | 205 006 730 | 239 403 135 | 175 284 093 |
ЕНВД | 71 066 758 | 79 931 429 | 70 921 586 |
ЕСНХ | 3 283 426 | 3 673 847 | 4 024 548 |
Для лучшей наглядности рассмотрим диаграмму на рисунке 1 на основе данных, приведенных в таблице 1.
Рис. 1. Динамика изменений налоговых поступлений по специальным налоговым режимам в РФ в 2011-2013гг., тыс. руб
Анализируя данные, делается вывод о том, что самым собираемым в бюджет РФ специальным налоговым режимом является УСН. Помимо этого, это самый популярный среди налогоплательщиков режим. Благодаря многим преимуществам данного режима в 2013 году количество налогоплательщиков составило 2 477 878 чел.
Необходимо подчеркнуть, что налоги - основной источник доходов государственного бюджета, важнейший элемент экономической политики государства. Рассмотрим соотношение самых собираемых налогов, уплачиваемых организациями, с объемом всех налоговых поступлений в бюджет в таблице 2.
Таблица 2
Поступления по видам налогов в бюджет РФ за 2011 - 2013 гг.(млрд руб)
Виды налогов | ||||||
Объем поступлений | К объему поступлений в фед. бюджет | Объем поступлений | К объему поступлений в фед. бюджет | Объем поступлений | К объему поступлений в фед. бюджет | |
НДС | 3250,75 | 28,59% | 3546,14 | 28,17% | 3539,44 | 27,18% |
Акцизы | 603,88 | 5,3% | 783,64 | 6,1% | 952,47 | 7,32% |
НДФЛ | 1 995,81 | 17,5% | 2 261,48 | 17,59% | 2 499,05 | 19,19% |
Всего | 11 367,65 | 100% | 12 855,54 | 100% | 13 019,95 | 100% |
Для лучшей наглядности и удобства сравнения проследим динамику поступлений данных видов налогов в бюджет на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика налоговых поступлений в бюджет РФ за 2011-2013гг. [13]
Необходимо заметить, что налоги организаций являются главной составляющей налоговых поступлений в бюджет РФ. Сумма поступлений, как видно, постепенно растет, тем самым наблюдается положительная динамика пополняемости бюджета государства.
Таким образом, совокупность налогов и сборов, подлежащих уплате организациям всех форм собственности и физическими лицами, считается общим режимом налогообложения, при которой предприятии оплачивают все налоги. Но для оптимизации налоговой нагрузки в основном малых предприятий существует и специальные налоговые режимы, к ним относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.[1]
Содержание налоговой политики организации и критерии ее эффективности
Налоговая политика предприятия - это составная часть финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в выборе наиболее эффективных вариантов осуществления налоговых платежей при альтернативных вариантах его хозяйственной деятельности. Налоговая политика создает необходимые условия для экономического роста хозяйствующих субъектов, формирования их финансовой устойчивости и значимости; увеличения доходов соответствующих бюджетов и экономического роста в масштабах региона и всей страны. Налоговая политика – один из инструментов увеличения чистой прибыли фирмы и позволяет внедрять инновации, закупку нового оборудования, то есть служит источником финансирования инвестиционных программ и создает основу для финансовой значимости предприятия. Причем максимизация чистой прибыли создает условия для роста дивидендных выплат и соответственно стоимости акции и роста капитализации (цены) фирмы.
Принципы построения налоговой политики организации:
1. Строгое соблюдение налогового законодательства.
2. Поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения.
3. Оперативный учет изменений в действующей налоговой системе.
Плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей.
5. Обеспечение своевременных расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налоговым платежам. [4]
Экономико-финансовое положение предприятия определяется главным образом объемом собственного капитала, который в свою очередь в значительной степени зависит и от величины налогов. За счет, какого бы источника, и на каком бы этапе хозяйственной деятельности предприятия они не осуществлялись, в конечном счете, эти платежи уменьшают размер капитала организации. Поэтому любое предприятие должно использовать законные возможности минимизации налоговых платежей, чтобы обеспечить увеличение размера своей чистой прибыли, тем самым способствуя увеличению собственного капитала.
Данная проблема в сфере налоговых платежей в значительной степени решается путем формирования эффективной налоговой политики.
Важным этапом в становлении эффективной налоговой политики организации является проведение оценки ее эффективности.
Критерии эффективности налоговой политики организации:
1. Согласованность налоговой стратегии предприятия с общей стратегией развития
2. Согласованность налоговой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней среды
3. Внутренняя сбалансированность налоговой стратегии
4. Реализуемость налоговой стратегии
5. Приемлемость уровня риска, связанного с выбранной налоговой стратегией
6. Результативность выбранной налоговой стратегии [10, с. 132].
Помимо этого можно дать оценку таким нематериальным результатам реализации разработанной стратегии, как рост деловой репутации предприятия; повышение управляемости денежных потоков; повышение уровня социальной удовлетворенности прилегающей внешней среды и др.
Таким образом, оценка эффективности налоговой политики предприятия осуществляется с помощью методов анализа эффективности, то есть системы соответствующих показателей:
а) коэффициент налогового эффекта Он позволяет получить наиболее обобщенную характеристику избранной налоговой политики предприятия, показывая, как соотносятся между собой показатели капитализируемой части прибыли и общей суммы налоговых платежей
б) коэффициент налогообложения реализации продукции. Позволяет определить общую сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализованной продукции.
в) коэффициент налогообложения доходов. Позволяет судить об уровне налогообложения доходов предприятия от других видов деятельности соответствующими видами налогов и сборов, входящими в цену продукции.
г) коэффициент налогоемкости затрат. Характеризует отношение уровня налогов, относимых на себестоимость (финансовый результат), к общей сумме этой себестоимости (финансового результата).
д) коэффициент налогообложения прибыли. Характеризует уровень налогов, уплачиваемых за счет валовой прибыли предприятия.
е) коэффициент эффективности использования налоговых льгот. Позволяет определить, насколько эффективно предприятие использует предоставленные законодательством льготы по налогам, связанные с хозяйственной деятельностью (иначе говоря, коэффициент позволяет судить и об эффективности использования льгот по отдельным видам налогов). [7 с. 203].
Таким образом, следование данным принципам построения налоговой политики, критериям эффективности и сравнение данных показателей позволит выбрать наиболее эффективный вариант разработанной налоговой политики предприятия.