Признание гражданина безвестно отсутствующим

Суд может признать гражданина безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания (абз. 1 ст. 42 ГК).

Исчисление срока отсутствия данных о месте пребывания лица в месте его жительства начинается со дня получения последних сведений о нем. При невозможности установить день получения этих сведений, началом истечения срока считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем; а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим:

1) Имущества такого лица при необходимости постоянного управления по решению суда передается лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключенного с этим органом. Из этого имущества выделяется содержание гражданам, находящимся на иждивении безвестно отсутствующего, и погашается задолженность его по другим обязательствам.

2) Иждивенцы получают право получения пенсии по потере кормильца.

3) Прекращается договор поручения, действие выданной и полученной лицом признанным безвестно отсутствующим доверенности (ст. 188 ГК).

4) Супруг вправе расторгнуть брак в упрощенном порядке (п. 2 ст. 19 СК).

Объявление гражданина умершим возможно, если в месте его жительства нет сведений о его пребывании в течение пяти лет. Два исключения из общего пятилетнего срока:

1. Сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. Срок исчисляется со дня несчастного случая.

2. Двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями.

Днем смерти гражданина объявленного умершим считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим или день предполагаемой его гибели от несчастного случая или обстоятельств угрожавших смертью.

Когда лицо, объявленное умершим, в действительности живо, юридические последствия объявления его умершим действуют там, где нет сведений о том, что данное лицо живо. Юридически значимые действия гражданина объявленного умершим, которые он совершил, будучи в действительности живым, считаются действительным.

Последствия:

1) Лица, находящиеся на иждивении, приобретают право на получение пенсий и пособий;

2) Открывается наследство;

3) Прекращается брак с лицом, объявленным умершим;

4) Прекращаются обязательства личного характера.

В случае явки гражданина объявленного умершим:

1) Суд отменяет решение об объявлении гражданина умершим.

2) Происходит аннулирование записи о смерти в книге ГРАГС.

3) Брак гражданина, ранее объявленного умершим, восстанавливается по совместному заявлению супругов, если другой супруг не вступил в новый брак.

4) Гражданин независимо от времени явки вправе требовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим, за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя.

5) Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему имущество, если доказано, что приобретая его, они знали, что гражданин, объявленный умершим, жив. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.

Ответ 15:

«Место жительства, местопребывание и местонахождение: понятие, юридическое значение».

Для осуществления и защиты прав лица и устойчивости гражданских правоотношений необходима четкая индивидуализации каждого субъекта гражданского права.

Среди средств такой индивидуализации существенными являются имя гражданина и его место жительства.

Местом жительства гражданина признается место, где гражданина постоянно или преимущественно проживает. Временное отсутствие не означает перемену места жительства. Каждый гражданин может одновременно иметь только одно место жительства. Оно должно определяться с достаточной точностью.

Свободный выбор места жительства - одно из важнейших конституционных прав человека (ст. 27 КРФ), которое защищается гражданским законодательством как принадлежащее гражданину нематериальное благо.

Право граждан на свободу передвижения и выбора места жительства может быть ограничено: в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в зонах экологического бедствия, на территории где введено ЧП или ВП и т.д. (ст. 8 Закона о свободе передвижения).

Согласно этому закону граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрационный учёт пришёл на смену прописке.

Гражданин, чье право на свободу выбора места жительства нарушено, может обратиться за его защитой в вышестоящий в порядке подчиненности орган, к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу, либо непосредственно в суд.

Для гражданского право имеет значение именно место жительства, так как с ним связаны многие гражданско-правовые явления. Место жительства должника и кредитора необходимы для установления места исполнения обязательства. По месту жительства определяется место открытия наследства. В связи с отсутствием сведений о гражданине в месте его жительства в течение определенного законом срока, может быть поставлен вопрос о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

Правовое значение места жительства велико также и для гражданско-процессуального права: по месту жительства устанавливается подсудность гражданских дел, направление официальных вызовов, извещений, судебных повесток.

Государство предоставляет гражданину свободу в решении вопроса о выборе места жительства. Однако это касается только дееспособных граждан.

Место пребывания – это место, где гражданин находится временно.

Место нахождения юридического лица - это место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в его учредительных документах не предусмотрено иное.

Ответ 16:

«Понятие и признаки юридического лица».

Крупную группу субъектов гражданского права составляют юридические лица.

Определение юридического лица дано в п.1 ст. 48 ГК РФ: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Признаки юридического лица:

1) Организационное единство, отражающее:

а) Наличие системы существенных социальных взаимосвязей, посредством которых люди объединяются в единое целое»

б) Наличие внутренней структурной и функциональной дифференциации;

в) Наличие определенной цели образования и функционирования.

2) Обладание обособленным имуществом, т.е. закрепление за юридическим лицом на праве собственности, праве хозяйственного ведения и оперативного управления, праве самостоятельного распоряжения имущества, обособленного от имущества всех третьих лиц, в том числе создавших имущественную базу деятельности юридического лица.

3) Материально – правовой признак, означающий способность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени, т.е. способность от своего имени приобретать, иметь и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, а также самостоятельно нести имущественную ответственность по своим обязательствам.

4) Способность быть истцом и ответчиком в суде (процессуально – правовой признак).

Цели юридических лиц:

1) Обособление определенной имущественной массы и включение ее в гражданский оборот;

2) Ограничение предпринимательского риска.

3) Оформление, осуществление и защита коллективных (групповых) законных интересов различного рода, как в имущественной, так и в нематериальной сфере.

Ответ 17:

«Образование юридического лица. Учредительные документы. Государственная регистрация. Значение лицензирования деятель­ности юридических лиц».

Порядок образования юридических лиц устанавливается законодательством, регулирующим деятельность юридических лиц данной организационно – правовой формы.

Возникновение юридического лица включает непосредственное создание и государственную регистрацию. Юридическое лицо может быть создано путем учреждения и путем реорганизации уже существующего юридического лица.

3 основных порядка создания юридических лиц:

1. Распорядительный порядок, характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа.

2. Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяют законность образования данного юридического лица, и дает на то соответствующее разрешение.

3. Явочно-нормативный порядок ни требует, ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое разрешение содержится в норме закона. Требуется лишь инициатива учредителей, и их явка. Компетентный государственный орган проверяет соблюдение порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юридического общим требованиям, предъявляемым законодателем к этой организационно – правовой форме, создаваемой данным способом. Данный порядок характерен для России.

Учредителямиюридического лица могут быть физические и юридические лица, а также государство, государственные и муниципальные образования. Закон не конкретизирует название и форму инициативного акта учредителей, содержащего решение о создании юридического лица. Это решение облекается в письменную форму протоколом учредительного собрания, протоколом единственного учредителя, протоколом заседания компетентного органа учредителя - юридического лица.

В решении об учреждении юридического лица должно содержаться: место и время принятия решения, сведения о лицах (лице), его принявшем, из подписи, оттиск круглой печати юридического лица - учредителя, результаты голосования и принятые решения: по вопросам учреждения юридического лица, об утверждении его учредительных документов, об утверждении денежной оценки, вносимых в имущество юридического лица в неденежной форме, об избрании или назначении органов юридического лица.

Разработка учредительных документов, которые наряду с законодательством являются правовой основой деятельности юридических лиц (устав, учредительный договор, общее положение). Некоторые организационно – правовые формы создаются иными учредительными документами.

Процедура создания юридического лица заканчивается его государственной регистрацией. Государственная регистрация юридических лиц – акт уполномоченного федерального исполнительного органа власти, осуществляемая посредством внесения в государственный реестр сведение о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведения о юридических лицах в соответствии в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Государство контролирует создание юридических лиц. Государственная регистрация проводится по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Перечень документов закрытый. Дата предоставления документов день их получения регистрирующим органом. Срок регистрации 5 рабочих дней со дня предоставления документов. Решение о государственной регистрации влечет за собой внесение записи в реестр. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ.

За непредставление или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений для внесения в ЕГРЮЛ - ответственность.

Законом предусмотрена ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации, в том числе за необоснованный отказ в государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основание отказа с обязательной ссылкой на нарушение нормы права. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными метолами, кроме как лицензированием.

Схема порядка лицензирования юридического лица (по ст. 9 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»):

1) Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, указан в ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2) Заявление соискателя на получение лицензии (перечень сведений и документов, необходимых для подачи заявления указан в п.1 ст. 9 закона). В день поступления заявления принятие документов от соискателя по описи

3) Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, представленных в документах и возможность выполнения лицензионных требований.

4) Принятие решения о предоставлении лицензии, либо об отказе в предоставлении лицензии течение 45 дней с момента подачи заявления и прилагаемых к нему документов. Уведомление соискателю о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в письменной форме с указанием причин отказа в предоставлении лицензии предоставляется соискателю.

5) В случае положительного решения в течение трех дней после предоставления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату гос. пошлины за предоставление лицензии, выдается документ, подтверждающий наличие лицензии.

Ответ 18:

«Прекращение деятельности юридических лиц».

Юридические лица прекращают свою деятельность в порядке, установленном законом.

Два основания прекращения деятельности юридического лица:

1) Добровольное - решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

2) Распорядительное – решение учредителей, участников, решение уполномоченных государственных органов, решение суда, реорганизация юридического лица с согласия уполномоченных государственных органов.

Государственные и муниципальные предприятия и финансируемые собственником учреждения прекращают деятельность только в распорядительном порядке (принудительном порядке). Остальные организационно – правовые формы в распорядительном и в добровольном порядке.

По последствиям прекращения юридических лиц выделяют:

1) Реорганизацию, при которой обязанности реорганизуемого юридического лица в порядке правопреемства переходят к другим лицам.

2) Ликвидация, при которой с прекращением юридического лица не происходит перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Реорганизация:

1) Слияние юридических лиц – форма реорганизации, при которой два или более юридических лица прекращают существование, и возникает одно новое юридическое лиц. С момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица слияние считается завершенным. А+В=С.

2) Присоединение – одно юридическое лицо (присоединяемое) прекращает существование и вливается со своим активом и пассивом в состав другого (к которому происходит присоединение). С момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц. А+В=В.

3) Разделение – одно юридическое лицо разделяется на два и (более) юридических лица, в результате чего разделяемое юридическое лицо прекращает существование и на его месте возникают два (или более юридических лица). С момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц. С=А, В.

4) Выделение – из состава определенного юридического лица выделяется одно (или более) новое юридического лицо, при этом прежнее юридическое лицо сохраняет существование и наряду с ним начинает функционировать новое (выделенное). С момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц. В-А=В,А.

5) Преобразование – изменение организационно – правовой формы – все активы и пассивы права и обязанности юридического лица сохраняются в прежнем состоянии. Считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. А=В.

Схема ликвидации юридического лица:

1) Учредите (участники) юридического лица или его орган принимают решение о ликвидации юридического лица и письменно сообщают в уполномоченный государственный орган сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации ( для внесения соответствующей отметки в ЕГРЮЛ).

2) Учредители (участники) или орган назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

3) Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроках заявления требований его кредиторов.

4) Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

5) После окончания срока для предъявления требования кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.

6) Утверждение промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) или органом, затем принимается решение о ликвидации юридического лица.

Денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов Денежных средств достаточно для удовлетворения требований кредиторов
Ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов. Выплата денежных средств кредиторам осуществляется в порядке очередности (со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса). Выплата денежных средств производится по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или его органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
Оставшееся после удовлетворения кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательства в отношении этого юридического лица.
Внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица.

Отличительной особенностью ликвидации является создание ликвидационной комиссии, которая действует от имени ликвидируемого юридического лица по аналогии с его органами и к которой переходят полномочия по управлению делами этого юридического лица.

Ликвидационная комиссия действует в течение промежуточного периода времени – с момента ее назначения после принятия решения о ликвидации юридического лица и до внесения записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ,

Ликвидация оформляется путем составления промежуточного (содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных требования и о результатах их рассмотрения) и ликвидационного баланса (указывается судьба оставшихся после удовлетворения требований кредиторов имущества юридического лица).

Оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица:

1) Передается собственнику или лицам, имеющим иные вещные права на это имущество, если учредители имеют право собственности или иное вещное право на имущество ликвидируемого юридического лица (ГУП И МУП).

2) Распределяется между учредителями (участниками) юридического лица, имеющим обязательственные права в отношении этого юридического лица и его имущества (хозяйственные общества и товарищества, кооперативы),

3) Направляется в соответствии с учредительными документами юридического лица, в отношении которого его учредители (участники) не имеют имущественных прав, на цели, в интересах которых оно было создано и (или) на благотворительные цели, или в доход государства ( общественные и религиозные организации, фонды).

Документация и бухгалтерская отчетность ликвидируемого юридического лица предаются на хранение в государственный архив.

Ликвидация юридического лица считается завершенной; юридическое лицо прекратившим свое существование после внесения об этом сведение в ЕГРЮЛ. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, публикует сведения о ликвидации юридического лица в официальном печатном органе.

Ответ 19:

«Несостоятельность (банкротство) юридических лиц».

Несостоятельность (банкротство) -это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанности по уплате обязательных платежей.

Однако не все юридические лица могут быть признаны банкротами. В частности, казенное предприятие, учреждение, политическая партия и религиозная организация не могут быть признаны банкротами. Государственная корпорация может быть признана банкротом, если это допускается федеральным законом о ее создании. Фонд не может быть признан банкротом, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (центры исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий создаются и в форме фондов и в законе об их создании прописано то, что они не могут быть признаны банкротами, таким образом, их банкротство невозможно).

Признаки банкротства: юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и или (исполнять) обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Процедуры банкротства при рассмотрении дела о банкротстве:

1)Наблюдение (суд утверждает временного управляющего, не заменяющего руководителя, запрет ряда сделок. Цель – сохранение имущества должника для удовлетворения требований кредиторов).

2)Финансовое оздоровление (Должник производит расчёты с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, при нарушении, которого лица, предоставившие дополнительное обеспечение кредиторам, должны за его счёт удовлетворить их требования в упрошённом порядке)

3)Внешнее управление (водится мораторий – отсрочка удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам. Утверждается внешний управляющий с полномочиями руководителя и других органов должника. Управляющий разрабатывает план внешнего управления – для восстановления платежеспособности должника. Управляющий зачастую действует с согласия собрания кредиторов).

4)Конкурсное производство (частичное равномерное распределение имущества должника между кредиторами)

5)Мировое соглашение (должника с кредитором, может содержать положения о рассрочке, отсрочке, об уменьшении долга и т.д.)

Последствия признания юридического лица банкротом:

1)Сроки погашения всех долговых обязательств этого юридического лица считаются наступившими, если они не наступили ранее.

2)Прекращение начисления неустойки и процентов по всем обязательствам этого юридического лица.

3)Снимаются все предусмотренные законодательством ограничения на обращение взыскания на имущество юридического лица.

4)Прекращение всех имущественных споров с участием этого юридического лица в качестве ответчика за исключением тех решений, которые вступили в законную силу.

5)Все требования имущественного характера могут быть предъявлены к этому юридическому лицу только в рамках ликвидации.

Ответ 20:

«Классификации юридических лиц в гражданском праве».

Классификация юридических лиц преследует цели систематизации юридических лиц, выявление существенных сходств и различий.

Виды:

1) По цели осуществляемой деятельности:

а) Коммерческие юридические лица - преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности;

б) Некоммерческие юридические лица – не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели деятельности и не разделяющие прибыль между частниками. Однако они могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это служит достижению целей, ради которых они созданы.

2) По организационно – правовой форме (группа признаков, определяющих структуру и деятельность предусматриваемых законом юридических лиц):

а) Хозяйственные товарищества и общества

б) Кооперативы

в) Государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые собственником учреждения.

г) Некоммерческие организации собственники.

3) По форме собственности:

а) Частные юридические лица

б) Государственные юридические лица

в) Муниципальные юридические лица.

4) По соотношению в правах учредителей (участников) и самого юридического лица:

а) Юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют обязательственные права (хозяйственные общества и товарищества, потребительские и производственные кооперативы).

б) Юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют право собственности и вещные права (ГУПы и МУПы, финансируемые собственником учреждения).

в) Юридические лица, в отношении которых учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц).

5) По правовому режиму имущества:

а) Субъекты право собственности (хозяйственные товарищества и общества, некоммерческие организации за исключением учреждений кооперативы).

б) Субъекты права хозяйственного ведения (ГУПы и МУПы).

в) Субъекты права оперативного управления (казенные предприятия и учреждения).

Ответ 21:

«Гражданско-правовой статус хозяйственных товариществ».

Полное товарищество.

Субъектный состав (учредители и участники): индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Учредительные документы: полное товарищество действует на основании учредительного договора, который подписывают все участники.

Полное товарищество основывается на членстве.

Права учредителей в отношении имущества юридического лица. В случае если участник выбывает из полного товарищества, то ему выплачивается стоимость части имущества товарищества, которая составляет долю этого участника в складочном капитале, если иное не предусмотрено в учредительном договоре. По соглашению выбывшего участника с другими участниками выплата стоимости части имущества может быть заменена выдачей имущества в натуре.

Органов нет. Ведение дел и управление деятельностью осуществляется участниками полного товарищества. Решение принимается большинство голосов. Должно быть общее согласие при принятии решений.

Имущество закрепляется за полным товариществом на праве собственности.

Учредители несут солидарно субсидиарную ответственность всем своим имуществом.

Наши рекомендации