Методы оценки финансового состояния и показатели оценки финансового состояния предприятия
Анализ бухгалтерской отчетности предполагает использование конкретных приемов или методов, одним из которых является «чтение» баланса, или изучение абсолютных величин.
«Чтение», или знакомство с содержанием, баланса позволяет установить основные источники средств (собственные и заемные); основные направления вложения средств; соотношение средств и источников и другие характеристики, позволяющие оценить имущественное положение предприятия и его обеспеченность. Но информация, представленная в абсолютных величинах, не всегда позволяет точно определить динамику показателей и недостаточна для обоснования решений.
Поэтому наряду с абсолютными величинами при анализе бухгалтерской отчетности используются различные приемы анализа, предполагающие расчет и оценку относительных показателей.
Традиционная практика анализа финансового состояния предприятия проработала определенные приемы и методы его осуществления.
Можно назвать шесть основных приемов анализа:
1) горизонтальный (часовой) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
2) вертикальный (структурный) анализ - определение структуры финансовых показателей с оценкой влияния разных факторов на конечный результат;
3) анализ тренда - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предыдущих периодов и определения тренда, то есть основной тенденции динамики показателей, очищенной от влияния индивидуальных особенностей отдельных периодов (с помощью тренда осуществляется экстраполяция важнейших финансовых показателей на перспективный период, то есть перспективный прогнозный анализ финансового состояния);
4) анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определения взаимосвязей показателей;
5) сравнительный анализ - внутрихозяйственный анализ возведенных показателей отчетности по отдельным показателям самого предприятия и его дочерних предприятий (филиалов), а также межхозяйственный анализ показателей данной фирмы в сравнении с показателями конкурентов или из середньогалузевими и средними показателями.
6) факторный анализ - определение влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель детерминированных (разделенных во времени) или стохастических (что не имеют определенного порядка) приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель разделяют на отдельные составляющие, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Предметом финансового анализа предприятия является его финансовые ресурсы, их формирования и использования. Для достижения основной цели анализа финансового состояния предприятия - объективной его оценки и выявления на этой основе потенциальных возможностей повышения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов - могут применяться разные методы анализа.
Методы финансового анализа - это комплекс научно методических инструментов и принципов исследования финансового состояния предприятия.
В экономической теории и практике существуют разные классификации методов экономического анализа вообще и финансового анализа в частности.
Первый уровень классификации выделяет неформализированные и формализированные методы анализа.
Неформализированные методы анализа основываются на описывании аналитических процедур на логическом уровне, а не на жестких аналитических взаимосвязях и зависимостях. К неформализированным принадлежат такие методы:
- экспертных оценок и сценариев
- психологические
- морфологические
- сравнительные
- построения системы показателей
- построения системы аналитических таблиц.
Эти методы характеризуются определенным субъективизмом, поскольку в них большое значение имеют интуиция, опыт и знание аналитика.
К формализированным методам финансового анализа принадлежат те, в основу которых положены жестко формализированные аналитические зависимости, то есть методы:
- цепных подстановок
- арифметических разниц
- балансовый
- выделение изолированного влияния факторов
- процентных чисел
- дифференциальный
- логарифмический
- интегральный
- простых и сложных процентов
- дисконтирование.
В процессе финансового анализа широко применяются и традиционные методы экономической статистики (средних и относительных величин, группирования, графический, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики), а также математико-статистичні методы (корреляционный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ, метод главных компонентов).
Использование видов, приемов и методов анализа для конкретных целей изучения финансового состояния предприятия в совокупности составляет методологию и методику анализа.
Финансовый анализ осуществляется с помощью разных моделей, которые дают возможность структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Существуют три основных типа моделей, которые применяются в процессе анализа финансового состояния предприятия: дескриптивные, предикативные и нормативные.
Дескриптивные модели являются основными. К ним принадлежат: построение системы отчетных балансов; представление финансовой отчетности в разных аналитических разрезах; вертикальный и горизонтальный анализ отчетности; система аналитических коэффициентов; аналитические записки к отчетности. Дескриптивные модели основаны на использовании информации из бухгалтерской отчетности.
Предикативные модели - это модели передбачувального, прогностического характера. Они используются для прогнозирования доходов и прибылей предприятия, его будущего финансового состояния. Наиболее распространенные из них: расчеты точки критического объема продажи, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные и регрессивные модели).
Нормативные модели - это модели, которые делают возможным сравнение фактических результатов деятельности предприятия с нормативными (рассчитанными на основании норматива). Эти модели используются, как правило, во внутреннем финансовом анализе, их суть заключается в установлении нормативов на каждую статью расходов относительно технологических процессов, видов изделий и в рассмотрении и выяснении причин отклонений фактических данных от этих нормативов.
Финансовый анализ в значительной мере базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей.
Следовательно, одновременное использование всех приемов (методов) дает возможность наиболее объективно оценить финансовое положение предприятия, ее надежность как делового партнера, перспективу развития.
Показатели оценки финансового состояния предприятия должны быть такими, чтобы все те, кто связан с предприятием экономическими отношениями, могли получить ответ на вопрос, насколько надежное предприятие как партнер в финансовом отношении, а следовательно, принять решение об экономической целесообразности продолжения или установления таких отношений с предприятием. В каждого из партнеров предприятия - акционеров, банков, налоговых администраций - свой критерий экономической целесообразности. Поэтому и показатели оценки финансового состояния должны быть такими, чтобы каждый партнер смог сделать выбор, исходя из собственных интересов.
Понятное дело, что в хорошем финансовом состоянии заинтересовано прежде всего само предприятие. Однако хорошее финансовое состояние любого предприятия формируется в процессе его взаимоотношений с поставщиками, покупателями, акционерами, банками и другими юридическими и физическими лицами. С другой стороны, непосредственно от предприятия зависит мера его экономической привлекательности для всех этих юридических лиц, которые всегда имеют возможность выбора между многими предприятиями, способными удовлетворить тот же экономический интерес.
Следовательно, необходимо систематически, детально и в динамике анализировать финансы предприятия, поскольку от улучшения финансового состояния предприятия зависит его экономическая перспектива.
Анализ финансового состояния включает последовательное осуществление следующих видов анализа:
• предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия и его финансовых показателей за отчетный период;
• анализ финансовой устойчивости предприятия;
• анализ кредитоспособности и ликвидности предприятия;
• анализ финансовых результатов;
• анализ использования оборотных средств;
• оценка потенциального банкротства предприятия.
Для оценки финансового состояния предприятия (ФСП), его устойчивости используется целая система показателей, характеризующих:
а) наличие и размещение капитала, эффективность и интенсивность его использования;
б) оптимальность структуры пассивов предприятия, его финансовую независимость и степень финансового риска;
в) оптимальность структуры активов предприятия и степень
производственного риска;
г) оптимальность структуры источников формирования оборотных активов;
д) платежеспособность и инвестиционную привлекательность предприятия;
е) риск банкротства (несостоятельности) субъекта хозяйствования;
ж) запас его финансовой устойчивости (зону безубыточного объема продаж).
Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.
Абсолютные показатели отражают в абсолютном выражении следующие значения:
• прибыль;
• активы = валюта баланса по активу;
• собственные активы = валюта баланса – нематериальные активы – долгосрочные пассивы – краткосрочные пассивы;
• собственные средства = капитал + резервы.
Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:
- с общепринятыми "нормами" для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
- с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
- с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения ФСП.
После определения финансового состояния предприятия важной задачей является исследование показателей его финансовой устойчивости.