Договор как основная форма правоотношений между банком и клиентом
Отношения между кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.
Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.
Порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами.
Участники кредитной организации не имеют каких-либо преимуществ при рассмотрении вопроса о получении кредита или об оказании им иных банковских услуг, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Существует три основных формы подобных взаимоотношений:
1) когда клиентская база искусственно создается самим банком – характеризуется тем, что банк самостоятельно создает себе клиентов, т. е. инвестирует средства в малый и средний бизнес, создает предприятия, магазины и т. п., которые в обязательном порядке ведут всю свою деятельность, расчеты, платежи через организовавший их банк. Порой наблюдаются такие ситуации, когда банк организовывает всю инфраструктуру в населенном пункте и является градообразующим;
2) партнерские взаимоотношения между банком и клиентами – это значит, что не только банк, но и клиент заинтересован в этих взаимоотношениях; у них есть общие интересы, сферы пересечения бизнеса, например, банк и страховая компания, когда страховая компания страхует банковские риски, вклады и при этом сама является клиентом банка – ведет свои счета, денежные потоки и т. п. в этом банке;
3) обычные клиентские отношения – самая распространенная форма взаимодействия банков с клиентами. Банки ведут между собой конкурентную борьбу за клиентов, постоянно совершенствуя свою деятельность, предлагая новые услуги и банковские продукты, придумывая новые типы взаимодействия с клиентами. «Интернет-банк» становится в последнее время весьма распространенным типом построения взаимоотношений с клиентами – в его рамках банк стремится к тому, чтобы максимально обслуживать все потребности клиента удаленно, чтобы оказание услуг не требовало посещения клиентом офиса банка. При этом спектр удаленно предоставляемых услуг становится настолько широким, что позволяет клиенту:
– получать банковские кредиты;
– открывать вклады;
– осуществлять платежи;
– оплачивать коммунальные услуги и т. д.
При этом клиент может использовать один счет в банке, не выходя из дома (с работы). В связи с этим активно развиваются такие сектора услуг, как электронная подпись, безопасность информации и пр.
Понятие и содержание договора банковского счета.
По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту, денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Сторонами договора являются:
– банк;
– клиент.
Содержание договора составляют следующие права и обязанности сторон.
1. Основные правомочия банка по договору банковского счета:
– принятие денежных средств клиента на его банковский счет;
– открытие и ведение счета клиента;
– зачисление на банковский счет клиента поступающих для него денежных сумм и списание средств со счета на основании распоряжения клиента;
– своевременное и правильное совершение по поручению клиента расчетно-кассовых операций;
– соблюдение установленных законом, договором, банковскими правилами и обычаями делового оборота требований о порядке и сроках проведения платежей;
– осуществление кассовых операций;
– уплата клиенту процентов за пользование банком денежными средствами, находящимися на счете, сумма которых зачисляется на счет в сроки, предусмотренные договором.
По данному виду банковских операций банк учитывает следующие виды процентов:
а) начисленные (накопленные) проценты по пассивным операциям банка – проценты, причитающиеся к уплате клиентам банка по привлеченным от них денежным средствам и учитываемые на счете по учету обязательств банка по уплате процентов;
б) уплаченные проценты по пассивным операциям банка – проценты, зачисленные на счета клиентов банка, уплаченные в установленном порядке наличными денежными средствами из кассы банка, списанные с корреспондентского счета банка-заемщика, зачисленные на корреспондентские счета банка-кредитора;
в) просроченные обязательства банка по уплате процентов.
Бухгалтерский учет операций по отнесению сумм начисленных процентов как по привлеченным, так и по размещенным денежным средствам соответственно на расходы и на доходы банка осуществляется одним из двух методов: «кассовым» методом – отнесение банком-заемщиком начисленных по привлеченным денежным средствам процентов на его расходы производится на дату их уплаты; метод «начислений» – все проценты, начисленные в текущем месяце, не позднее последнего рабочего дня текущего месяца относятся на расходы банка.
Начисление процентов может осуществляться одним из четырех способов в соответствии с условиями договора: по формулам простых процентов; по формулам сложных процентов; с использованием фиксированной процентной ставки; с использованием плавающей процентной ставки; хранение банковской тайны о счетах клиента; право осуществлять кредитование банковского счета клиента.
2. Права и обязанности клиента:
– обязанность соблюдать предусмотренный действующим законодательством порядок открытия и ведения банковского счета;
– обязанность соблюдать требования закона, банковских правил в отношении порядка проведения безналичных расчетов и оформления расчетных документов;
– обязанность оплаты услуг банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете;
– право выбора формы безналичных расчетов, наиболее соответствующей интересам клиента.