Глава 2. Ответственность в сфере пенсионного обеспечения граждан в РФ
2.1 Право граждан на пенсионное обеспечение и его содержание.
Важнейшей ценностью государства признаются права и свободы граждан, которые, в свою очередь, должны охраняться властью закона. Ведущее место права человека на социальное обеспечение в системе социально-экономических прав подтверждается тем, что оно закреплено во всех основных международных актах. Таких как Всеобщая декларация прав человека47, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года[12] . В России основные права и свободы человека и гражданина отражены в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года49[13].
Согласно статьям 22, 25 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. При этом предусмотрено право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Таким образом, во Всеобщей декларации .прав человека закреплено не только- право на социальное обеспечение, но и право на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку и его семье возможность удовлетворения их основных потребностей, а также указан перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение (безработица, болезнь, инвалидность, наступление старости и иные случаи утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам).
В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами. В Пакте закреплено право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (статья 9). В статье 11 признается право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства обязаны принимать надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права. По- своему содержанию право человека на социальное обеспечение имеет два аспекта: во-первых, это право-каждого на помощь и поддержку со стороны общества и государства, кто в силу объективных обстоятельств не может обеспечить себя самостоятельно, и, во-вторых, это обязанность государства гарантировать предоставление достаточных средств для достойного существования лицам, лишенным способности или возможности получать доходы по независящим от них причинам.
Среди европейских актов, посвященных социальным правам человека, основным является Европейский кодекс социального обеспечения 1964" г. Согласно преамбуле Кодекса его принятие будет способствовать повышению норм социального обеспечения в государствах-членах Совета Европы, на более высокий уровень, чем закреплено в Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения».
Таким образом, право на социальное обеспечение содержится во всех международных документах, закрепляющих основные права и свободы человека, и признается- важной гарантией реализации основных прав и свобод каждого человека. Однако даже тот минимальный уровень социального обеспечения, который в них закреплен, не всегда соблюдаетсяв российском законодательстве.
Учитывая, что Конституция РФ4 (часть 4 статьи 15) провозгласила общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры составной частью российской правовой системы, имеющие приоритет перед национальным законодательством, вышеуказанные международные акты, ратифицированные Россией стали обладать высшей юридической силой.
Признание государством права каждого гражданина на социальное обеспечение (статья 39 Конституции РФ) влечет обязанность государства гарантировать его реализацию.
По своему содержанию право на социальное обеспечение включает комплекс мер, которые должно принимать государство по защите я граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и в иных жизненных ситуациях, когда они не могут использовать собственный труд для систематического получения дохода либо вознаграждения за труд. Осуществляются также меры посредством предоставления гражданам различных видов социального обеспечения.
Право на каждый вид социального обеспечения как элемент в содержании комплексного права на социальное обеспечение гарантируется государством путем проведения им соответствующей социальной политики. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно; право на защиту от безработицы; материнство и детство, семья находятся под защитой государства . Закрепление в Конституции РФ обязанностей государства в социальной сфере актуализируют проблему теоретического осмысления социального государства.
Конкретное содержание права на социальное обеспечение и механизмы его реализации устанавливаются законодателем. В тоже время, как справедливо отмечается, отнесение решения указанных вопросов к прерогативе законодателя- не предполагает освобождение государства от конституционной обязанности по гарантированию материальной обеспеченности граждан при наступлении социальных рисков (безработица, болезнь, инвалидность, наступление старости и иные случаи утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам), а напротив обуславливает выработку оптимальных механизмов регулирования отношений в этой сфере, основанных на балансе между социальными потребностями населения и экономическими возможностями государства на конкретном этапе его развития .
2.2.Юридические гарантии реализации прав граждан на пенсионном обеспечение.
Юридические гарантии, по мнению ряда ученых, это установленные действующим законодательством правовые средства, с помощью которых государство обеспечивает реализацию субъективных прав .
По своей сути юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Прежде всего, это касается обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба.
От эффективности действия юридических гарантий зависит степень реализации прав, свобод и обязанностей граждан, правоприменительная практика и, в конечном счете, подчиненность государства праву[14].
Среди юридических гарантий прав личности следует различать гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе следует отнести: пределы прав и свобод, их конкретизацию в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.
Вторую группу юридических гарантий составляют: конституционный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.
Основной принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина должен основываться на всеобщности защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.
Рассматривая понятие юридических гарантий, обратимся к позициям, высказанным по этому вопросу учеными в области трудового права.
Под юридическими гарантиями в трудовом праве понимаются закрепленные в трудовом законодательстве способы и средства реализации и защиты трудовых прав. А.Д. Зайкиным в 1987 году было предложено понимать под юридическими гарантиями закрепленные в законодательстве условия и средства, обеспечивающие субъектам трудовых и производных от них правоотношений реальные возможности для охраны, беспрепятственного осуществления, восстановления (в случае нарушения) их субъективных прав и надлежащего исполнения ими обязанностей . Распространено понимание юридических гарантий, как системы средств, способов и условий, которые способствуют обеспечению предоставленных работнику трудовых прав.
Впервые легальное определение правовых гарантий закреплено в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 164 ТК РФ гарантиями признаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений[15].
Как справедливо отмечает В.В. Федин понятием «гарантии» охватываются не только денежные выплаты, носящие гарантийный характер (гарантийные выплаты и гарантийные доплаты), но и те средства, способы и условия, которые обеспечивают работникам осуществление их трудовых прав.
Представляется, что как в сфере трудовых отношений, так и в пенсионных отношениях юридические гарантии гражданин - это, прежде всего, нормы права, условия, средства и способы, с помощью которых осуществляются вступление гражданина в соответствующее правоотношение, реализация его субъективных прав, их охрана и защита, а в случае нарушения обеспечивается восстановление предоставленных ему законодательством прав (трудовых или пенсионных).
В науке трудового права классификация юридических гарантий проводилась неоднократно[16].
В науке трудового права ученые К.Н. Гусов и В.Н. Толкунова разделили общепринятую в юридической науке позицию по классификации юридических гарантий на гарантии реализации трудовых прав и гарантии защиты трудовых прав. По сфере действия юридические гарантии основных трудовых прав ими даны в двух видах как «общие», относящиеся к трудовым правам всех работников и «специальные» - относящиеся лишь к определенным категориям (к женщинам, подросткам и др.).
Большинство гарантий, приведенных в VII разделе ТК, имеют форму денежных выплат и связаны с институтом заработной платы. Такие выплаты рассматриваются обычно в качестве гарантийных, понятие которых в законе отсутствует, обычно они определяются как сохранение за работником места работы и среднего заработка на период его отсутствия в установленных законом случаях"[17].
Юридические гарантии как бы «сопровождают» трудовые права работника и, наоборот, их отсутствие зачастую делает проблематичным реализацию трудовых прав. При этом юридические гарантии по-разному проявляются в нормах, они являются способом, условиями реализации трудовых прав граждан, но могут одновременно выступать в этом качестве и являться средствами конкретизации трудового права, его осуществления .
В литературе отмечается, что система таких гарантий довольно сложна и многогранна.
На основе общепринятой в юридической науке и науке трудового права классификации, исходя из общих гарантий реализации прав, свобод и обязанностей, закрепляемых правовым (конституционным) статусом личности, можно разграничить гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение на следующие две группы:
-гарантии осуществления (реализации) пенсионных прав и,
- гарантии защиты пенсионных прав.
Заключение.
Социальное обеспечение пенсионеров сопряжено с решением целого комплекса экономических проблем, среди которых важнейшая - финансовое обеспечение полноценной и своевременной выплаты пенсий.
В условиях рыночных социально-трудовых отношений социальное обеспечение пенсионеров приобретает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что пенсионная система становится финансово независимой от государственного бюджета. Это достигается благодаря тому, что финансовые средства Пенсионного фонда формируются за счет страховых отчислений от заработной платы всех застрахованных наемных работников.
Для реализации модели социального обеспечения пенсионеров государству потребовалось создание целого комплекса государственных гарантий, направленных на устойчивое функционирование данной системы:· правовая база;· принудительное взимание страховых платежей;· прямое бюджетное финансирование части пенсий в соответствии с действующим законодательством и т.п. Стратегия реформы пенсионной системы должна базироваться на некоторых исходных предпосылках концептуального характера, а также положениях Конституции Российской Федерации:· многоуровневый характер пенсионной системы и возможность ее развития;· в системе пенсионирования должны сочетаться распределительный метод со страховым, что автоматически требует одновременного использования принципов солидарности и накопительности пенсионных взносов;· основная исходная предпосылка состоит в необходимости соответствия между экономической природой формирования источника финансирования пенсии и экономической природой формирования самой пенсии;· проектируемая система определяет роли, права и обязанности субъектов пенсионного обеспечения (государства, работодателей и работников), устанавливая на основе социального консенсуса распределение финансового «бремени».Сквозным принципом всей системы пенсионного обеспечения выступает необходимость закрепления ответственности по каждой модели пенсионного обеспечения за конкретной организационной структурой: распределительная модель реализуется ведомствами исполнительной власти; страховая обязательная модель реализуется Пенсионным фондом; страховая добровольная модель реализуется частным страховщиком.
Все это является составным элементом реализации реформирования пенсионной системы. Главное при этом, чтобы конституционные гарантии уровня жизни пенсионеров не только не снижались, но и укреплялись, а на переходный период государство должно помимо страховой пенсионной модели предусматривать комплекс резервных мероприятий, направленных на упреждение социальных и финансовых кризисов пенсионной системы.
С 2010 года в российской пенсионной системе произойдут корректировки, направленные на ее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и сбалансированность системы по доходам и расходам. Ряд соответствующих законов были подписаны 24 июля 2009 года Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым. В частности, произойдет замена единого социального налога на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды – Федеральный и территориальные – обязательного медицинского страхования.
Законы вводят ряд механизмов, направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидации бедности среди пенсионеров - валоризацию пенсионных прав, установление социальной помощи, если размер пенсии в совокупности с иными мерами социальной поддержки не обеспечивает пенсионеру прожиточный минимум в Российской Федерации, назначение пенсии по инвалидности не по степени ограничения способности к трудовой деятельности, а по группе инвалидности. Изменится структура пенсии - базовая часть трудовой пенсии переводится в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет страховых взносов, и индексируется в составе страховой части трудовой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера.
В результате проведенного в работе анализа были разработаны следующие предложения. Для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается провести ряд мероприятий: - повысить собираемость пенсионных взносов, главным образом за счет расширения базы плательщиков и значительного повышения доли отчислений, уплачиваемой непосредственно работником;- оптимизировать технику доставки пенсий, используя современные технологии, что должно привести к ускорению оборачиваемости пенсионных средств, уменьшению задержек с выплатой пенсий, сокращению расходов на доставку. Выделить государственную управляющую компанию в отдельное юридическое лицо или законодательно закрепить наличие "китайской стены" между частью Внешэкономбанка, которая от лица государства занимается инвестированием пенсионных средств, и прочими подразделениями банка.
Провести рекламно-информационную кампанию, которая бы объяснила суть пенсионной реформы. Ответственным за ее проведение можно назначить Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений. Ужесточить критерии отбора для частных управляющих компаний с тем, чтобы сократить их число до 20-30 компаний в ближайшие 2-3 года. Заключить договор между Сбербанком РФ и Пенсионным фондом, чтобы граждане могли оформлять заявления о выборе управляющей компании в Сбербанке.
Также предлагается в рамках пенсионной реформы создать распределительную пенсионную систему.
В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.
Факторами, обеспечивающими стабилизацию финансового положения пенсионной системы, служат: - более жесткая привязка размера пенсионных выплат к величине поступлений в Пенсионный фонд;- учет ожидаемой продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулировании более позднего выхода на пенсию через систему условно-накопительных и именных накопительных счетов;- обеспечение более четкого разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом России и другими источниками, включая федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды; - увеличение сбора страховых взносов в результате внедрения системы условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов. Также предлагается внедрение персонифицированного учета, которое предусматривает:- регистрацию застрахованных лиц;- сбор сведений о трудовом стаже, заработке и начисленных страховых взносах застрахованных лиц за период работы после начальной регистрации;- поэтапное внесение в лицевые счета сведений о стаже застрахованных лиц за период, предшествующий начальной регистрации.
Другой особенностью нового механизма определения размера пенсии, является тот момент, что каждому человеку одновременно с открытием условно-накопительного счета начисляется на этот счет первоначальный капитал.
Также важной особенностью новой пенсионной программы является тот момент, что не будет существовать ограничение максимальной пенсии. Любая сумма взносов, оказавшаяся у человека на момент выхода на пенсию на счете, деленная на ожидаемую продолжительность жизни, исчисленную актуарной, дает размер его пенсии, который может быть достаточно большим.
Список литературы