Понятие и стадии бюджетного процесса
Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Важное значение при регулировании бюджетного процесса имеет бюджетная классификация (группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов).
Бюджетный процесс осуществляется на всех уровнях бюджетной системы страны. В связи с этим основы его регулирования заложены в БК РФ (часть третья), а особенности определяются в нормативных актах субъектов Федерации и муниципальных образований.
Традиционно бюджетный процесс делится на четыре стадии:
1) стадия составления проекта бюджета и проекта акта о бюджете (бюджет формируется как единый сбалансированный финансовый план, комплексный финансовый документ, имеющий правовую форму);
2) стадия рассмотрения и утверждения проекта бюджета и акта о бюджете (составленный финансовый план приобретает общеобязательную силу и обретает правовую форму);
3) стадия исполнения бюджета (реализация бюджета в реальных экономических (финансовых) отношениях);
4) стадия рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета (бюджет получает официальный статус исполненного или неисполненного).
Из перечисленных стадий видно, что бюджетный процесс обслуживает создание бюджета на очередной финансовый год, обеспечивает его реализацию, а затем определяет порядок сопоставления результатов такой реализации с запланированными показателями.
Указанные четыре стадии образуют в совокупности так называемый бюджетный цикл.
В бюджетный процесс вовлечено значительное число участников. К участникам бюджетного процесса относятся следующие субъекты:
1) Президент РФ. Он разрабатывает бюджетное послание, в котором определяется бюджетная политика на очередной финансовый год. Кроме того, Президент РФ подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Следует отметить, что подобными полномочиями обладают главы субъектов РФ и муниципальных образований в отношении региональных и местных бюджетов;
2) законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления. Данные органы от имени соответствующих общественно-территориальных образований рассматривают и утверждают бюджеты, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, они вправе осуществлять государственный и муниципальный контроль в бюджетной сфере (ст. 265 БК РФ);
3) исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Основная задача этих органов сводится к составлению проектов бюджетов, а также к их исполнению. Помимо этого исполнительные органы осуществляют государственный и муниципальный контроль в бюджетной сфере (ст. 266-270 БК РФ);
4) органы денежно-кредитного регулирования. К указанным органам БК РФ относит ЦБ РФ (ст.151 БК РФ), призванный совместно с Правительством РФ разрабатывать основные направления денежно-кредитной политики, которые используются при составлении и утверждении бюджетов. Кроме того, именно в ЦБ РФ открываются счета всех бюджетов;
5) органы государственного и муниципального финансового контроля. Согласно п. 4 ст. 151 БК РФ к ним относятся Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, а также контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления. Данные органы в зависимости от их компетенции осуществляют предварительный, текущий и последующий финансовый контроль;
6) главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств - органы государственной власти и органы местного самоуправления, имеющие право распределять средства соответствующего бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимые федеральные бюджетные учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Перечень главных распорядителей федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете (ст. 24 БК РФ), а региональных и местных бюджетов - исполнительными органами субъектов РФ и муниципальных образований (п. 3 ст. 25 БК РФ). Распорядители бюджетных средств - это органы государственной власти или органы местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель, как и главный распорядитель, осуществляет распределение средств по нижестоящим получателям, а также ведомственный финансовый контроль за расходами бюджетных средств. Отличие же заключается в том, что он распределяет лишь те суммы, которые получены им от главного распорядителя;
7) получатели бюджетных средств. Согласно ст. 162 БК РФ к ним относятся бюджетные учреждения и иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий финансовый год. Именно получатели бюджетных средств осуществляют непосредственное расходование бюджетных средств, соблюдая при этом их целевое назначение. Права и обязанности получателей бюджетных средств определены в ст. 163 БК РФ.
Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета ведется Федеральным казначейством.
Участниками бюджетного процесса являются также бюджетные учреждения.
Основные принципы бюджетного процесса:
1. единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета;
2. реальность бюджета;
3. гласность и публичность его принятия;
4. ежегодность бюджетного процесса;
5. специализация показателей бюджета.