Определение потребности в материальных ресурсах для производственного процесса

Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового пе- ' риода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.

При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источниками покрытия могут быть собственные или заемные средства. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие определяются режимом их производственного потребления, созданием и поддержанием необходимого уровня производственных запасов.

Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потребности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и технологические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса материально-технического обеспечения предприятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения.

Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществить тремя методами: детерминированным - на основе планов производства и нормативов расхода; стохастическим - на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды; оценочным - на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.

Общая стратегия планирования закупок материальных ресурсов на предприятии складывается в процессе взаимодействия финансового, операционного и логистического менеджмента. Координация и увязка требований перечисленных сфер по организации производства и общей логистической стратегии предприятия является задачей закупочной логистики.

В зависимости от сложности выпускаемой продукции, состава комплектующих изделий и материалов происходит обоснование и выбор метода закупок.

В закупочной логистике выделяют три основных метода закупок:

1. Оптовые закупки.

2. Регулярные закупки мелкими партиями.

3. Закупки по мере необходимости.

Охарактеризуем перечисленные методы закупок.

Оптовые закупки. Данный метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода времени. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала, экономия складских помещений.

Закупки по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную закупку, но количество товаров определяется приблизительно, выполнение каждого заказа согласовывается поставщиком с покупателем, оплачивается только поставленное количество товаров. Преимущества: ускорение оборота капитала, отсутствие обязательств по покупке определенного количества.

Помимо названных методов, возможны различные их комбинации: регулярные (ежедневные, ежемесячные) закупки по Котировочным ведомостям, закупка товара с немедленной сдачей и др.

Более детальную классификацию методов закупок можно представить следующим образом:

• прямые закупки - закупки материальных ресурсов непосредственно у производителей; "

• встречные закупки - закупки у поставщиков, одновременно являющихся и потребителями;

• лизинг - аренда, например, складского оборудования;

• новая закупка - покупатель совершает покупку данной продукции впервые, может потребовать проведения серьезных исследований;

• обычная повторная закупка;

• измененная повторная закупка - предприятие-покупатель изменяет спецификацию заказа, цену, условия поставки или поставщика продукции, требует проведения небольших исследований;

• комплексная закупка - осуществляется на основе комплексного решения и не требует принятия каких-либо отдельных решений.

Наиболее распространенные методы управления закупками могут быть сгруппированы следующим образом: метод увеличения объемов закупок; метод уменьшения объемов закупок; метод прямого расчета объемов закупки.

Метод увеличения объемов закупок сводится к следующему:

1. Учитывается спрос на конкретные виды продукции для принятия решения об их закупках.

2. Анализируется спрос в течение по меньшей мере 12 мес. для учета всех возможных видов сезонных колебаний.

3. Определяется достаточный объем спроса на протяжении 12 мес. для создания запасов конкретного вида продукции.

4. Решения о создании запасов принимаются в зависимости от количества заказов на конкретные виды продукции, а не от количества проданной продукции.

Метод уменьшения объемов закупок сводится к следующему:

1. Ежемесячно анализируется статистика сбыта продукции, не пользующейся спросом.

2. На основании статистики сбыта определяются те виды продукции, объем запасов которых следует сократить.

3. Вырабатываются критерии, на основании которых определяется необходимость уменьшения или ликвидации конкретных видов запасов продукции.

4. Сводится к минимуму доля медленно реализуемых видов продукции на основе учета показателей объема запасов продукции.

Метод прямого расчета объемов закупок (вычисление средних величин без учета динамики и цикличности спроса). При этом:

1. Определяется период времени, для которого осуществляется расчет.

2. На основании статистики продаж за выбранный период времени определяется общее количество проданной продукции.

3. Определяется средняя величина запасов (в неделях) путем деления общего количества проданной продукции на количество недель в выбранном периоде.

4. Для определения запаса данного вида продукции величина оптимального уровня запаса умножается на среднюю величину запасов в неделю.

5. По мере продаж новой продукции расчетная величина, а вместе с ней и цифры в стандартном заказе меняются.

6. Полученная в результате расчетов величина изменяется еженедельно, отражая актуальные статистические данные, поэтому средняя величина запасов и оптимальный уровень постоянно пересчитываются.

28 Цели и задачи распределительной логистики.

Распределительная (сбытовая) логистика ориентирована на обеспечение рационализации процесса физического продвижения
продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса, а также служит неотъемлемой
частью общей логистической системы, обеспечивая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Главная цель распределительной логистики – доведение товара до потребителя с минимальными издержками.

Задачи распределительной логистики

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке «поставщик — потребитель», начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

29Движение материального потока в логистических каналах и цепях

Материальный поток начинает свое движение либо от источника сырья, либо от производственного предприятия или распределительного центра и поступает, соответственно, либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю . Во всех случаях материальный поток поступает в потребление, которое может быть производственным или непроизводственным.Производственное потребление — это использование материальных ресурсов на производственные нужды.

Непроизводственное потребление — это использование товаров на личное потребление и потребление населением в учреждениях и предприятиях непроизводственной сферы.

На всех этапах движения материального потока в пределах логистики происходит его производственное потребление. Лишь на конечном этапе, завершающем логистическую цепь, материальный поток попадает в сферу не­производственного потребления. Логистическая цепь может завершаться и производственным потреблением. Логистическим каналом называется частично упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов, необходимых для изготовления конкретного вида продукции (ассортимента), до ее конечных потребителей.

30) Посредники в системе управления товародвижением

Под товародвижением понимается реализация товаров, перемещение их от производства к потребителю.Комплекс товародвижения, становящийся объектом управления, включает внутренние и внешние элементы.

Внутренними являются: планирование способов осуществления этого процесса, заключение сделок, обработка и оформление заказов, контроль качества изделий, подбор их оптимальных партий, упаковка, отгрузка и др. К внешним относятся: транспортировка, хранение на промежуточных складах (длительное и транзитное) и организация сбыта. Цель управления товародвижением - доставка товаров в нужное место с наименьшими затратами в установленные сроки.

Товародвижение осуществляется через каналы - совокупность фирм и физических лиц, с помощью которых происходит передача продуктов и прав собственности на них от производителя к потребителю. С помощью каналов товародвижения выполняются также функции исследования рынка, информирования контрагентов и потребителей, взаимодействия с ними.

Каналы товародвижения могут быть простыми и сложными. Простые предполагают прямую передачу продукции от производителя к потребителю; сложные (косвенные) включают в этот процесс посредников. Простые каналы используются, как правило, крупными поставщиками уникальной продукции производственного назначения, которым необходима длительная постоянная связь с потребителями. Поскольку посредники здесь отсутствуют, считается, что такие каналы имеют нулевой уровень.

Но чаще на практике используются многоуровневые каналы, включающие то или иное количество посредников, - организаций оптовой и розничной торговли, с которыми система сбыта может работать более эффективно. Каналы товародвижения могут образовывать вертикальные и горизонтальные маркетинговые системы.

Вертикальные системы, где все участники зависят друг от друга, могут быть корпоративными, находящимися под контролем одного владельца (предприятия оптовой торговли самих производителей - сбытовые отделения, реализующие и хранящие товары, и сбытовые конторы), договорными и управляемыми мощной головной фирмой (производителем, оптовиком, розничным магазином). При управляемом канале она планирует программу маркетинга и распределяет ответственность между остальными участниками.

Горизонтальные системы образуют независимые посредники. Прежде всего это коммерческие торговые организации, приобретающие вместе с продукцией право собственности на нее. Они бывают с ограниченным или полным циклом обслуживания (хранение, кредитование, доставка, управление); узкоспециальными (охватывают часть ассортиментной группы), неширокого насыщенного ассортимента (1-2 ассортиментные группы), смешанного ассортимента (несколько групп).

К независимым посредникам относятся также брокеры, сводящие покупателей и продавцов, и агенты, представляющие интересы тех и других на долгосрочной основе. Торговые агенты и брокеры не приобретают права собственности на товар и не несут за него ответственности.

Независимые посредники могут включить товар в комплект с другими товарами, пользующимися спросом, участвовать в разработке маркетинговых планов производителей, брать на себя часть их расходов по перевозке, рекламе, снимают с него многие расходы и заботы, поскольку располагают своим сектором рынка, тесными связями с клиентами, их доверием.

31 Понятие и сущность транспортной логистики

Транспорт является отраслью материального производства, которая осуществляет перевозку людей и грузов. В общественном производстве транспорту можно присвоить роль производителя материальных услуг. Основная задача транспортной логистики – согласованность действий всех непосредственных участников в транспортном процессе. Кроме этого техническая сопряженность участников и учет экономических интересов заказчика также являются задачей логистики. Также система транспортной логистики подразумевает решение таких задач:

1. Создание транспортных цепей и коридоров;

2. Обеспечение сообщения транспортного и складского процесса;

3. Регуляция работы транспорта и производства;

4. Выбор оптимального вида транспорта;

5. Выбор оптимального маршрута доставки.

Транспортная логистика– это доставка необходимого количества товара в пункт назначения в максимально короткие сроки и с минимальными затратами. Сущность транспортной логистики заключается в том, чтобы создать необходимые условия для доставки груза. Эти условия выдвигает заказчик. В зависимости от требований заказчика логисты подбирают наиболее оптимальный вариант перевозки. Специалистами учитываются все обстоятельства, которые могут, так или иначе, повлиять на сроки, цену и другие аспекты доставки.

32) Склады в логистике. Виды складов.

Склад- это комплекс зданий и сооружений и вспомогательных устройств, предназначенных для приемки, размещения и хранения товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. По назначению различают следующие виды: 1)складов:производственные — склады сырья, комплектующих, материалов, цеховые склады готовых изделий, заводские склады готовой продукции; 2)транзитно-перевалочные — склады при железнодорожных станциях, портах, речных пристанях, аэропортах, автогрузовых терминалах служат для кратковременного хранения грузов в период перегрузки их с одного вида транспорта на другой 3)таможенные — склады для хранения товаров в ожидании таможенной очистки 4)досрочного завоза — склады в районах, доставка товаров в которые возможна лишь в определённые периоды года; 5)сезонного хранения — склады для товаров сезонного характера; 6) резервные — для хранения запасов на случай чрезвычайных обстоятельств; 7) оптовые распределительные — склады, снабжающие товаропроводящие сети; 8) коммерческие общего пользования — склады, обслуживающие любых владельцев товаров; 9) розничные — склады торговых предприятий; 10) военные — склады с разнообразным содержимым, необходимых для вооруженных сил

Склад в логистике используется только тогда, когда это позволяет улучшить показатели сквозного процесса. Таким образом, роль склада заключается в создании условий для оптимизации материального потока. Логистика ставит задачу гармоничной организации внутрискладских процессов, а также задачу технической, технологической и планово-организационной сопряженности внутрискладских процессов с процессами, происходящими в окружающей склад экономической среде. Склады в логистике рассматривают как элементы систем товародвижения и в то же время как самостоятельные системы. Соответственно, выделяют две группы задач: 1) задачи, связанные со складами, возникающие при проектировании систем товародвижения; 2) задачи по складам как по самостоятельным системам.

33 Технологический процесс на складе. Логистические операции на складе

Логистический процесс на складе обычно значительно шире, чем технологический процесс, и включает:

– поставку запасов;

– контроль за поставками;

– разгрузка и прием грузов;

– внутрискладские транспортировки и перевалку грузов;

– складирование и хранение грузов;

– комплектацию заказов клиентов и отгрузку;

– транспортировку и экспедицию заказов;

– сбор и доставку пустой тары;

– контроль за выполнением заказов;

– информационное обслуживание склада;

– обеспечение обслуживания клиентов Функционирование всех компонентов технологического процесса на складе должно осуществляться взаимосвязано. Такой подход способствует четкой координации деятельности всех служб склада, а также лежит в основе планирования и контроля за транспортировкой груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на несколько составляющих:
1) организация закупок и координация действий соответствующих служб;
2) переработка груза как таковая и оформление его документации;
3) координация работы службы продаж.
Координация службы закупки проводится в ходе действий по обеспечению продукцией и в результате управления ведением поставок. Основной смысл снабжения запасами заключается в обеспечении склада продукцией или сырьем в соответствии с потенциальными возможностями его переработки на текущий момент при полном удовлетворении клиентских заказов. В связи с чем, установление необходимости в приобретении запасов должно быть целиком согласовано со службой продаж и действительной мощностью склада.

Наши рекомендации