Роль ценообразования в формировании доходов предприятий общественного питания
Наряду с изучением рынка сбыта, платежеспособности потенциальных клиентов, конкурентоспособности, весьма важным для успеха предприятия общественного питания является выбор ценовой стратегии. В индустрии питания наиболее распространенными стратегиями являются:
• высокое качество и высокая цена.Её выбор возможен, если предприятие имеет возможность производить и реализовывать элитную, дорогостоящую продукцию или услугу;
• низкое качество и низкая цена.Выбор такой стратегии разумен, если предприятие только выходит на новый для себя рынок, либо планирует работать на объеме, ориентируясь на низкооплачиваемые слои населения;
• низкое качество и высокая цена.Если у предприятия есть возможность монопольно занять рынок, опередив конкурентов, то такая стратегия может быть обоснована. Но в большинстве случаев долго придерживаться её не удается;
• высокое качество и низкая цена.Обычно это либо кратковременная рекламная акция, либо сезонная распродажа. Длительное время следовать такой ценовой стратегии невозможно.
Вышеперечисленные стратегии возможны как в чистом, так и в смешанном виде. Например, можно начать с низкого качества при низкой цене, а закончить высоким качеством при высокой цене и т.д.
Получение высоких доходов и прибыли на предприятиях общественного питания зависит не только от объема реализации продукции, услуг, но и от эффективности проводимой ценовой политики, направленной на выработку механизма гибкого ценообразования.
Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Ценообразование является ключевым элементом ценовой политики предприятия, а также комплекса маркетинга. От него напрямую зависят такие показатели как величина спроса, объем продаж, показатели развития предприятия.
Рыночное ценообразование представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами, с другой - способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени. Процесс ценообразования складывается из ряда последовательных этапов:
1) выявление факторов, влияющих на уровень цены;
2) постановка целей ценообразования;
3) выбор метода ценообразования;
4) формирование ценовой стратегии предприятия;
5) разработка тактики ценообразования;
6) установление первоначальной цены на товар;
7) рыночная корректировка цены на товар;
8) страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий.
Факторы, влияющие на ценообразованиеделят на внутренние и внешние:
Внутренние факторы - расходы на производство и реализацию, цели фирмы, объем предложения, условия поставки, качество продукции, уровень новизны товара, этап жизненного цикла товара.
Внешние факторы - тип рынка, конъюнктура рынка, характер и уровень спроса, состояние конкурентной среды, потребители, торговых посредников, уровень инфляции, ограничения, определяемые существующим законодательством в сфере ценообразования.
В основе процесса ценообразования на предприятиях общественного питания лежит калькуляция затрат по производству выпускаемой продукции (себестоимость продукции и услуг).
Калькуляция (лат.сalculatio – считаю, подсчитываю) – вычисление себестоимости единицы продукции или выполненной работы. Она выражает затраты предприятия в денежной форме на производство и реализацию конкретного вида продукции, а также на выполнение единицы работ (перевозка, ремонт и т.д.) в различных отраслях деятельности.
Калькуляцию составляют по видам продукции. В калькуляции основные виды затрат исчисляются в зависимости от их назначения (выделяются расходы, связанные непосредственно с технологическим процессом изготовления отдельных видов продукции):
- на сырье и материалы;
- на заработную плату персонала;
- топливо и электроэнергию;
- отчисления на социальное страхование;
- на технологические цели;
- на содержание и эксплуатацию оборудования (в том числе его амортизацию и ремонт;
- на подготовку и освоение производства;
- общецеховые, общезаводские и другие расходы.
Калькуляция бывает:
Плановая – составляется на планируемый период на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства;
Отчетная – исчисляется на основе учетных данных и характеризует фактический уровень затрат;
Нормативная – в основе лежат текущие, действующие нормы, характеризующие достигнутый уровень затрат.
Особенность калькуляции затрат на предприятиях общественного питания состоит в том, что широкий ассортимент выпускаемой продукции (услуг) не позволяет корректно распределить большинство затрат на её производство и реализацию между отдельными единицами.
В связи с этим калькуляция продукции (услуг) предприятий сервиса (особенно предприятий общественного питания) в качестве прямых затрат включает только себестоимость сырья. Остальные затраты на производство и реализацию продукции (услуг) учитываются при формировании продажной цены через торговую наценку.
Расчет себестоимости выпускаемой продукции (калькуляция) – один из важнейших этапов её производства. Эти данные позволяют определить насколько экономически выгоден выпуск того или иного блюда (полуфабриката), определить их продажную стоимость.
В основе определения стоимости сырья и полуфабрикатов лежит калькуляция. Калькуляция стоимости кулинарной продукции производится на основании Технологической карты в Калькуляционной карте.
Исходными данными для расчета себестоимости блюд являются:
- технологические карты на блюда;
- закупочные цены на сырье, используемое в рецептуре, согласно прайс-листам выбранных поставщиков.
Калькуляционная карта содержит компоненты блюда с указанием необходимого количества товаров по массе брутто(масса продукта или полуфабриката до прохождения холодной и горячей обработок) и текущих закупочных цен на сырье. Компонентами калькуляционной карты могут быть как товары, так и полуфабрикаты (вложенные калькуляционные карты).
Калькуляционная карта может составляться из расчета стоимости сырья на сто блюд для наиболее точного определения цены одного блюда.
При изменении компонентов в сырьевом наборе блюда и цены на сырье и продукты новая цена блюда определяется в последующих свободных графах калькуляционной карточки с указанием в заголовке даты произведенных изменений. В графе «Дата составления» указывается дата последней записи в карточке.
Правильность каждого расчета цены блюда (изделия) подтверждается подписями заведующего производством и лица, составляющего калькуляцию, и утверждается руководителем организации.
Алгоритм составления калькуляции (заполнения калькуляционной карты):
1. В карту заносятся названия продуктов, предусмотренных рецептурой блюда, кулинарного изделия.
2. Определяется количество сырья и продуктов по нормам брутто (по весу нетто — для полуфабрикатов), приведенным в сборнике рецептур (при необходимости в расчете на 100 порций или 10 кг.).
3. Отражается учетная цена 1 кг каждого компонента по данным бухгалтерского учета.
4. Определяется общая стоимость каждого компонента путем умножения количества на цену учетной единицы сырья и продуктов.
5. Определяется общая стоимость сырьевого набора, которая отражается по строке «Общая стоимость сырьевого набора» в графе «Сумма».
6. В случае расчета на 100 порций или 10 кг, общая стоимость сырьевого 1 блюда (кулинарного изделия) определяется путем деления общей стоимости сырьевого набора на 100 порций (10 кг).
7. По строке «Выход одного блюда в готовом виде» проставляется выход блюда в граммах. Выход вторых блюд указывается двумя значениями (через дробь): вес основного продукта, вес гарнира и соуса.
Пример заполнения калькуляционной карточки представлен в табл. 10.
Таблица 10
Пример заполнения калькуляционной карточки
Порядковый номер калькуляции, | №1 от «10» д 2016 года | |||||
№ п/п | Продукты | Норма, килограмм | Цена, рублей | Сумма, рублей | ||
наименование | код | |||||
Огурцы свежие | 0,084 | 150,00 | 12,60 | |||
Сметана | 0,020 | 110,00 | 2,20 | |||
Общая стоимость сырьевого набора | Х | Х | 14,80 | |||
Наценка%, | 150% | |||||
Цена продажи блюда, руб. коп. | 37,00 | |||||
Выход блюда в готовом виде, грамм | ||||||
Заведующий производством | подпись | Иванов И.И. | ||||
Калькуляцию составил | Петров П.П. | |||||
УТВЕРЖДАЮ Руководитель организации | Сидоров С.С. | |||||
Ценообразование в общественном питании имеет особенности, связанные со спецификой хозяйственной деятельности предприятия. В отличие от предприятий розничной торговли, которые для покрытия расходов от реализации товаров включают торговую надбавку в розничные цены, предприятия общественного питания несут также затраты на производство и организацию потребления кулинарной продукции. Поэтому для возмещения производственных затрат и затрат по обслуживанию потребителей в розничную цену на продукцию предприятия общественного питания включается наценка к розничной цене.
Цена на продукцию общественного питания в качестве прямых затрат включает только себестоимость сырья. Остальные элементы цены (издержки и прибыль) отражаются в её составе косвенно – через наценку.
Конечная розничная цена блюд кулинарных и других изделий, приготовляемых и реализуемых на предприятии питания, называют продажной ценой.
Продажная цена готовой продукции состоит из стоимости сырья, использованного для его изготовления, торговой наценки, покрывающей все расходы предприятия, и планируемой прибыли (рис. 10).
Рис. 10. – Структура продажной цены на
продукцию общественного питания
Наценка в общественном питании – это надбавка к стоимости сырьевого набора блюд, необходимая для возмещения расходов, связанных с их производством и реализацией, получения планируемой прибыли и уплаты налогов.
Величина наценки, входящей в продажную цену готовой продукции, устанавливается на таком уровне, чтобы покрыть издержки обращения (расходы, связанные с перевозкой, хранением, изготовлением и продажей товаров и продукции), уплатить налоги и обеспечить получение организацией прибыли.
Зная продажную цену и стоимость сырьевого набора (из калькуляции) можно рассчитать уровень наценки в % по формуле:
Н(%) = (Пц-Сс) / Сс*100 (13)
где Н(%) – уровень наценки в %;
Пц – продажная цена;
Сс – стоимость сырьевого набора.
Размеры наценок могут дифференцироваться в зависимости от вида продукции (товаров), места, времени реализации и потребительского спроса.
Прежде всего, размер наценки зависит от типа и профиля предприятия питания, которые влияют на ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления. Необходимо также учитывать материально-техническое оснащение предприятия, методы и качество обслуживания, перечень предоставляемых услуг и т.д.
При установлении размера наценки необходимо учитывать:
1. Расчет стоимости ингредиентов – это лишь один из этапов процесса ценообразования.
Применение стандартного подхода ко всем полициям меню приводит к тому, что автоматически завышаются цены на блюда с высокой стоимостью ингредиентов – и наоборот.
Например, у таких позиций в меню, как напитки, блюда из макарон, некоторые блюда из курицы, салаты, очень низкая стоимость затраченных продуктов, однако их популярность позволяет назначать на них более высокую цену. В то же время стейки и блюда из морепродуктов должны стоить дешевле, чем предлагает стандартный метод определения цены.
2. Трудовые затраты. Некоторые блюда требуют очень больших трудозатрат. Это относится ко многим десертам, приготовленным в ресторане: стоимость труда кондитера, значительно выше, чем стоимость всех необходимых ингредиентов.
По этому принципу все позиции в меню можно разделить на две основные категории:
- блюда, для приготовления которых требуются небольшие прямые трудовые затраты или не требуются вовсе;
- блюда, для приготовления которых требуются большие прямые трудовые затраты.
Соответственно, и подходить к установлению цены на эти категории блюд необходимо по-разному.
3. Соотношение между ценой и объемом продаж. При использовании стандартной наценки на все позиции меню также недооценивается соотношение между ценой и объемами продаж. Наценка на самые популярные позиции в меню может быть меньше, чем на блюда, которые продаются медленно, поскольку высокие продажи популярного блюда (30-40 порций за вечер) компенсирует низкую наценку.
Такой же подход применим и к непопулярным блюдам, особенно с дорогими ингредиентами. Часто на них назначают непомерно высокую цену, пытаясь снизить риск потерь. Однако это лишь отбивает у клиентов желание заказывать такие блюда и снижает их продажи до нуля.
4.Категорию блюд. Другим фактором, который нужно учитывать при назначении цены, является категория блюда, то есть его отношение к той или иной части меню – к закускам, основным блюдам, десертам и др. Согласно аксиоме, которая принята в мировом ресторанном бизнесе: Цена на закуски и десерты должна быть ниже цены на основное блюдо.
Максимальный уровень наценки на предприятиях общественного питания не ограничен, за исключением предприятий в образовательных учреждений. На них уровень наценки не должен превышать предельного уровня, устанавливаемого местными органами исполнительной власти с целью регулирования цен на продукцию собственного производства.
Средний уровень наценки на предприятиях различных форматов представлен в табл.11.
Таблица 11
Средний уровень наценки на предприятиях
общественного питания различных форматов (вариант)
Формат предприятия | Тип предприятия | Средний чек | Средний уровень наценки, % | |
Собственная продукция | Покупные товары | |||
Питание на улице (Street-food) | Киоск; Павильон; Авто буфет | до 150 | 70-120% | 30-50% |
Быстрое питание (Fast food) | *ПОП при учебных заведениях | до 150 | 20-50% | 30% |
ПОП при организациях, и развлекательных заведениях, вокзалах, гостиницах и т.д. | до 250 | 80-150% | 50-100% | |
Быстрое демократичное (Fastcasual) | Ресторан быстрого обслуживания | до 400 | 100-170% | 50-100% |
Средний «минус» | ПОП «по основному блюду»: пиццерии, стейк-хаусы и т.д. ПОП «по способу приготовления»: гриль-бары и т.д. ПОП «по напиткам и досугу»: кофейни и пивные, спорт-бары. | до 800 | 150-200% | 100-150% |
Средний «средний» | до 1500 | 200-250% | 100-150% | |
Средний «плюс» | Рестораны «по основному продукту»: рыбные, сырные, колбасные. Рестораны национальной кухни (немецкие, японские) | 1500-2000 | 250-300% | 100-150% |
Изысканная кухня (Finedining) | Рестораны концептуальные; Рестораны высокой кухни. Рестораны при гостиницах и казино. | выше 2500 | от 300-500 | от 150% |
При установлении цены на продукцию предприятий общественного питания необходимо учитывать:
На практике используются различные методы установления цены:
• на основе затрат;
• на основе спроса;
• на основе цен на продукцию конкурентов
1. На основе затрат.Уровень затрат компании оказывает существенное влияние на выбор целей и стратегии ценообразования. Помимо этого, затраты играют важную роль и при окончательном установлении цены. Очевидно, что не имеет смысл производить и продавать товар, если цена не позволяет полностью покрывать затраты. Это означает, что затраты определяют нижний уровень для установления цены (фактически две точки отсчета).
Продажная цена определяется с помощью наценки, которую устанавливают как определенный процент от закупочной цены.
Этот метод называют «ценообразование на основе величины наценки». Процесс определения окончательной цены является достаточно обыденным: компания определяет приемлемый процент наценки, а затем добавляет этот процент к закупочной цене изделия. Иногда устанавливаются различные процентные наценки, дифференцированные по группам товаров. Размер наценки зависит от ряда факторов, например от типа предприятия, от типа продуктов и т.п.
2. На основе спроса.Метод ценообразования «затраты плюс прибыль» не учитывает существенный фактор, обязательный для любого решения в сфере маркетинга – потребителя. Потребителя не слишком интересует себестоимость продукции, едва ли он основывает свой выбор альтернативных продуктов на сопоставлении себестоимости.
Соответствующая информация может быть получена, например, следующими способами:
- проведение опросов; Исследователь спрашивает потребителя о том, будут ли они покупать товар и в каком количестве при различных ценах. Существенная проблема состоит в том, что невозможно оценить надежность ответов. Реализует ли потребитель на практике те намерения, которые он обнаружил в своих ответах или нет?
- оценка чувствительности к ценам: Потребителю предлагают шкалу цен на товар Х. Нижней границе шкалы - соответствует цена явно ниже рыночной, верхней – явно превышающая рыночную цену. Потребителя просят ответить на два вопроса на основе ценовой шкалы:
1. При какой цене Вы не стали бы покупать продукт Х, т.к. считали бы, что столь низкая цена должна вызвать у Вас сомнения в его качестве?
2. При какой цене Вы не стали бы покупать продукт Х, т.к. считали бы, что он не стоит таких денег?
- проведение экспериментов: Продукт предлагается по различным ценам и на основе анализа ответных реакций делается вывод об оптимальной цене.
- анализ исторических данных: В данном случае исследователь пытается выявить зависимость между данными о ценах и объемах продаж.