Ключевые элементы оптимизации цепей поставок.

Для того чтобы определить основные направления оптимизации цепей поставок, необходимо рассмотреть ключевые элементы, связанные с различными стратегическими, тактическими иоперативными решениями при управлении цепями поставок.Конфигурация логистической сети, планирование и проектирование цепей поставок. Как было сказано ранее, цепи поставок представляют собой сложную сетевую структуру, включающую фокусную компанию, поставщиков и потребителей различного уровня с самой широкой географией производственных,складских и транспортных мощностей, а также многочисленныхпосредников. Управление подобной структурой – очень масштабное занятие. Поэтому руководство многих фокусных компаний,вокруг которых и выстраивается сеть, предпочитают управлятьсвоими логистическими цепочками только до мест потребленияпродукции, так как тот, кто имеет отношения с конечным пользователем, играет в цепочках поставок наиболее весомую роль.Тем не менее, нельзя недооценивать важность управления всейцепью поставок от начального поставщика и до конечного потребителя. При этом участников цепи поставок не должно бытьслишком много, так как это может привести к снижению эффективности управления, в тоже время их количество не должнобыть и слишком ограниченным, так как это может помешать отслеживать бизнес-процессы, протекающие в цепи поставок, чтоопять-таки может привести к снижению эффективности управления. Задачу создания оптимальной структуры цепи поставок можно решить с помощью конфигурирования логистической сети, которая включает в себя идентификацию участников цепей поставок, установление связи между ними, выявление бизнеспроцессов, которые нужно связать с каждым из участников, и их

интегрирование. Для этого необходимо использовать различныеметоды прогнозирования и проектирования цепей поставок.Но даже если цепь поставок имеет оптимальную сетевуюструктуру, часто требуется перепроектировать логистическуюсеть. Необходимость в перепроектировании может возникнуть из-за изменения стратегических решений, принимаемых в рамкахцепи поставок, а также под влиянием различных внутренних ивнешних факторов, таких как изменение законодательства, изме-нение структуры спроса или ограничение возможностей постав-щиков и т.д. Все это может привести к реинжинирингу логистической сети. Вопросы реинжиниринга структуры логистической сетиявляются комплексной организационной проблемой и требуютдля своего решения навыков стратегического управления цепямипоставок и применения передовых технологий. Интеграция в цепи поставок и стратегическое партнерство. Фирмы-участники единой цепи поставок не могут функционировать изолированно друг от друга, а наоборот, должны тесно

сотрудничать друг с другом в рамках интеграции, так как это позволит им решить более широкие задачи. Если каждая компаниябудет исходить из собственных целей, то это может привести квозникновению ненужных границ между ними и, как следствие,

снижению эффективности движения потоковых процессов и ростузатрат. Д. Уотерс выделяет следующие выгоды от процесса интегрирования в масштабах всей цепи поставок:

- кооперация между всеми частями цепи поставок, позволяет вести обмен информацией и ресурсами;

- более низкие затраты, получаемые благодаря сбалансированности проводимых операций, более низкие запасы, меньшее число экспедирований, экономия на масштабах, устраненивидов деятельности, на которые время тратилось зря или которые не добавляли ценности, и т. д.;

- повышение показателей работы благодаря более точнымпрогнозам, более совершенное планирование, более продуктив-ное использование ресурсов, более обоснованное установлениеприоритетов и т. д.;

- совершенствование материального потока, так как координация позволяет перемещать его быстрее и надежнее;

- более качественное обслуживание потребителей: болеекороткое время выполнения заказа, более быстрая доставка иболее полный учет запросов отдельных потребителей;

- более высокая гибкость, позволяющая организациям быстрее реагировать на изменяющиеся условия;

- использование стандартизированных процедур, что становится обычной и хорошо отработанной практикой, позволяющей устранять дублирование усилий, передаваемой информации, операций, выполняемых в ходе планирования и т. д.;

- стабильность показателей качества продукции и меньшеечисло его проверок как результат реализации программ интегрированного управления качеством [24. с. 79].

Существуют разные способы того, как фирмы-участникицепи поставок могут сотрудничать друг с другом. Укрупнено соглашения между ними можно разделить на формальные (соглашения, основанные на составлении письменных договоров, устанавливающих объем обязательств каждой из сторон) и неформальные, не требующие письменных соглашений между партнерами. И тот и другой способ сотрудничества предоставляет партнерам немало преимуществ и способствует повышению конкурентоспособности цепи поставок в целом и снижению издержек.

Управление запасами в цепях поставок. Одним из ключевых элементов оптимизации цепей поставок является процессуправления запасами в рамках всей цепи поставок. Создание интегрированной системы управления запасами позволит минимизировать общие активы цепи, связанные с запасами. Высокиеуровни запасов на протяжении всей цепи поставок являются симптомом низких показателей функционирования системы. Как правило, большие объемы запасов продукции объясняются опасением возникновения дефицита и, как следствие, может привести ксбоям в работе цепи поставок, а для производственных предприятий – к полной остановке производства, что влечет за собойсерьезные убытки. Для того, чтобы избежать подобной ситуациии обеспечить высокие уровни обслуживания при низких уровняхзапасов, необходимо устранить источники нестабильности и неопределенности в цепи поставок.

Классическая модель управления запасами является детерминированной моделью и предназначена для оптимизацииразмера текущей части запаса. В торговых организациях приуправлении товарными запасами речь идет об оптимизации раз-

мера заказа (партии закупки или поставки), а в управлении товарными (сбытовыми) запасами готовой продукции предприятийпроизводителей – об оптимизации партий отгрузки товара.

Оптимизировать размер заказа (партии поставки) означаетчто необходимо найти такое его количественное значение, котороепотребует минимальных затрат на формирование и содержаниетекущего запаса при заданных условиях. Методика решения дан-ной задачи базируется на том, что различные составляющие затрат изменяются разнонаправлено при изменении размера партиипоставки и, следовательно, существует такой размер партии закупки, который обеспечивает минимум общих (суммарных) затрат,связанных с формированием и содержанием запаса. Наименьшиезатраты будут определять оптимальную стратегию закупки материального ресурса в заданных условиях, т.е. минимум удельныхзатрат является критерием оптимальности выбора размера заказа (объема партии поставки) и максимального уровня текущегозапаса [3, с. 81].

Классическая экономико-математическая модель теории

запасов будет иметь следующий вид:

Q = 2kb , где Q – оптимальный размер партии поставки;

k – условно-постоянные затраты, связанные с закупкой и по-

ставкой одной партии;

b – среднесуточный расход (продажа) материального ресурса;

h – стоимость содержания единицы запасов в единицу времени.

Эту модель теории управления запасми называют формулой Уилсона (Вилсона) по имени ее автора (R.H. Wilson).

Контракты и базисы поставок. При управлении цепямипоставок отношения между контрагентами устанавливаются надоговорной основе. При этом каждый участник цепи, принимаярешения, ориентируется прежде всего на собственную прибыль с

минимальным учетом их воздействия на остальных партнеров поцепи. Тем не менее, выгода от заключения контрактов и базисовпоставок для всей цепи поставок очевидна, так как в договореподробно прописаны основные характеристики сотрудничества

(цены и скидки, сроки и объемы поставок продукции, переходправа собственности на товар, распределение логистических ифинансовых рисков и т. д.), гарантирующие выполнение взаимных обязательств. Установление договорных отношений на дли-

тельный срок дает возможность инвестировать средства для совершенствования своих продуктов и операций.

Аутсорсинг и стратегии закупок и распределения. Стратегии закупок и распределения представляют собой системувзаимоотношений между участниками цепи поставок, устанавливаемых в процессе купли-продажи товаров. В основе успешнойреализации стратегий закупок и распределения лежит синергити-ческий подход (получение преимуществ от совместной деятельности) и принцип отказа от состязательного подхода к управлению хозяйственными связями, так как все участники цепи поставок выигрывают от объединения усилий для повышения общейэффективности.

Процесс осуществления стратегий закупок и распределения требует принятия важного решения: «make or buy» («делатсамому или покупать»), т. е. решения по закупке и реализациипродукции и услуг внешними источниками – аутсорсинг. При принятии решения об аутсорсинге в цепь поставок включают фирмы,специализирующиеся на оказании тех или иных видов услуг, например, транспортировки, упаковки, хранения и т. д. В результатевыстраивается оптимальная по своей структуре цепь поставок исоздаются условия для эффективного выполнения бизнес-процессов, протекающих в цепи поставок.Ниже приведена обобщенная аутсорсинговая модель планирования [5, с. 185]: для заказчика задача формирования сетипоставок трансформируется в задачу выбора наиболее экономически выгодных каналов при условии соблюдения требований функциональным параметрам (например, объему) и безотказно-

сти, определяемой по формуле для простой, последовательно-параллельной схемы

где n – количество каналов (поставщиков); m – количество цепо-чек поставок; Xi, – бинарная переменная (переменная выбора),принимающая значение либо 0, либо 1. Бинарная переменая Xijслужит для формирования m цепочек из n каналов.. Последовательно-параллельная модельструктурной надежности сети поставок

В частном случае при n=m модель структурной надежностисети поставок состоит из n параллельно соединенных каналовмощностью qj≥Q0.Оптимальный план поставок определяется в результатерешения задачи математического программирования с целевойфункциейи ограничениями:– требование к безотказности;– требование к объему поставки;– условие включения канала водну цепочку;– ограничение на мощностьканалов поставок;P0– ограничение на минимальный заказ;– условие формиро-вания цепочки.

Рассмотренная модель ориентирована на аутсорсинговыетехнологии в управлении цепями поставок и позволяет учитыватьнадежность поставок по задаваемому функциональному критерию. Для этого необходима информация не только об издержках,но и о функциональных возможностях потенциальных поставщиков, надежности исполнения ими своих функций.

Системы поддержки принятия решений. Постоянное усложнение процесса принятия решений, вызванное ростом нестабильности и неопределенности в цепи поставок привело к возникновению множества новых информационных технологийуправления данными и процессами, которые принято называтьсистемами поддержки принятия решений (СППР). СППР представляют собой интерактивные информационные системы, позволяющие создавать и обрабатывать массивы данных со многими переменными. Сущность функционирования этих систем заключается не в том, как данные могут быть получены, а в том,какие данные и как должны быть обработаны. До появления подобных систем основное время затрачивалось на сбор, подготовку и обработку данных, процесс компьютерного моделированиясущественно облегчил и ускорил проведение логистического анализа. В качестве примера можно привести СППР, внедренную напивоваренной компании «Балтика». В настоящее время в активе

компании насчитывается одиннадцать заводов, расположенных в

разных регионах, на которых ежедневно производится около

двухсот пятидесяти наименований продукции, на каждом заводе

есть несколько линий розлива, на которых продукт наливается в

бутылки и банки. В каждый момент времени нужно понимать, чтоделать с произведенной продукцией, чтобы мощности не простаивали и деятельность компании была эффективной. До вводаСППР все заказы собирались по телефону, факсу или по электронной почте. В настоящее время существует единый способсбора информации – через Интернет. Это наиболее эффективный способ, потому что работа идет с единой базой данных, чтпозволяет избежать потери заказов. В процессе обработки информации по каждому из заказов автоматически принимаетсярешение, с какого из заводов и каким видом транспорта будетотгружен заказ. Таким образом, покупатель может в режиме реального времени получить информацию о том, когда, в каком виде и каким видом транспорта его заказ будет выполнен.

Потребительская ценность. Вся деятельность по управлению цепями поставок в конечном итоге направлена на повышение потребительской ценности производимых товаров и услуг,которая оценивается покупателями на основании ранжированиякачества этих продуктов и услуг и их цен по сравнению с конкурентами. При этом удовлетворение потребностей покупателей недолжно противоречить достижению максимальной доходностибизнеса в рамках цепи поставок. Таким образом, при оптимизации цепей поставок необходимо привести в соответствие уровеньлогистических издержек и качество предлагаемого сервиса.

Наши рекомендации