Органы исполнительной власти субъектов РФ
В различных регионах, субъектах РФ органы соцзащиты населения называются по-разному: департаменты, Управления, отделы, комитеты, министерства, но основные задачи и Функции этих органов одинаковые.
Органы соц зашиты населения региона находятся в двойном подчинении: подчиняются администрации региона также Минтруда и соц развития РФ. Рассмотрим основные задачи, функции структуру Департамента по соцзащите населения на примере Волгоградской области.
В пределах установленной компетенции Департамент осуществляет единую государственную политику в области трудовых отношений, охраны труда, соцзащиты населения через сеть подведомственных ему госучреждений соц обслуживания населения, а также во взаимодействии с органами соц защиты населения муниципальных образований, с федеральными и органами гос власти субъекта, ОМСУ, общественными и иными объединениями и организациями, гражданами.
Департамент в своей деятельности руководствуется КРФ, НПА РФ и области, Положением о Департаменте и подчиняется администрации области. Министерство труда и социального развития РФ является органом, координирующим деятельность Департамента.
Расходы на содержание Департамента осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных для финансирования исполнительных органов гос власти.
В подчинении Департамента находятся гос учреждения соц обслуживания населения системы соц защиты населения, учреждения гос службы медико-социальной экспертизы области.
Имущество Департамента закреплено за ним на праве оперативного управления и является государственной собственностью.
Департамент осуществляет совместно с Департаментом имущественных отношений функции учредителя подведомственных ему гос учреждений в соответствии с законодательством РФ; утверждает уставы подведомственных госучреждений, согласованные с Департаментом имущественных отношений.
Департамент вносит в установленном порядке на рассмотрение главы администрации представления о создании, ликвидации и реорганизации подведомственных гос учреждений и гос-х унитарных предприятий.
Департамент является юр лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.
Возглавляет Департамент гендиректор, назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации. В своей деятельности гендиректор Департамента подчиняется главе администрации области и заместителю главы, курирующему вопросы соцзащиты населения.
Основными задачами Департамента являются:
разработка основ и реализация мер государственной политики в области соц зашиты населения, трудовых отношений, охраны труда в пределах своей компетенции;
участие в разработке прогнозов социально-экономического развития и проектов НПА по вопросам соц защиты населения, охраны труда, прогнозирование социальных последствий принимаемых решений;
разработка и реализация программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с несовершеннолетними детьми и малообеспеченных групп населения;
реализация законодательства РФ и в области соц защиты населения, трудовых отношений, охраны труда;
обеспечение контроля за правильным и единообразным применением законодательства РФ, иных нормативных актов в области соц зашиты населения в пределах установленной компетенции в соответствии с действующим законодательством;
подготовка и внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства РФ в области соц защиты населения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
участие в разработке предложений по совершенствованию принципов государственных социальных гарантий применительно к отдельным категориям и группам населения;
организация работы совместно с ОМСУ по обеспечению доплатами к государственным пенсиям и другими социальными выплатами;
содействие функционированию и развитию государственной системы социального обслуживания населения;
организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
координация деятельности подведомственных учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере реабилитации инвалидов;
организация социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и ветеранов;
обеспечение функционирования ведомственной системы специального профобразования в области соцзащиты населения;
организация и координация разработки и внедрения в гос системе соц защиты населения современных информационных технологий, создание отраслевой автоматизированной системы обработки информации в органах соц защиты населения;
защита трудовых прав граждан, их интересов, гос-х гарантий, предусмотренных федеральным и законодательством субъекта;
развитие системы социального партнерства и договорного регулирования трудовых отношений;
организация работы по урегулированию коллективных трудовых споров, организация примирительных процедур и участие в них, осуществление мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров;
разработка и осуществление мер по оказанию адресной соц помощи гражданам, нуждающимся в государственной поддержке;
определение потребительской корзины в целом по области;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним необходимых мер, обеспечение личного приема по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
подготовка аналитических материалов по отрасли;
осуществление системного информационного обеспечения работников органов и учреждений соц защиты населения.
Информирование населения по актуальным вопросам организации соц защиты населения.
В соответствии с возложенными задачами Департамент осуществляет следующие функции:
1) в области государственного обеспечения пособиями, компенсациями и другими социальными выплатами пожилых граждан, семей, имеющих несовершеннолетних детей, ветеранов, инвалидов и других категорий лиц:
* разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области обеспечения социальными пособиями, компенсациями и другими социальными выплатами пожилых граждан, семей, имеющих несовершеннолетних детей, ветеранов, инвалидов и других категорий лиц и реализуют ее во взаимодействии с соответствующими ОМСУ;
* осуществляет координацию и методическое обеспечение работы муниципальных органов соц защиты населения по назначению, перерасчету, выплате и доставке соц пособий, компенсаций и доплат к гос пенсиям;
* ведет справочно-кодификационную работу по законодательству о социальных пособиях, компенсациях, а также доплатах к гос пенсиям;
*создает и развивает автоматизированные системы назначения и выплаты доплат к гос пенсиям, социальных пособий и компенсаций;
*организует и осуществляет в пределах установленной компетенции контроль за правильностью назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций, обоснованностью, целевым расходованием и сроками прохождения денежных средств, выделяемых из федерального бюджета, ФСС и областного бюджета органам соц защиты населения;
*организует и осуществляет контроль по назначению и выплате доплат к гос пенсиям лицам, замещавшим государственные должности гос службы;
2) в области социального обслуживания населения:
осуществляет деятельность по созданию и развитию совместно с исполнительными органами гос власти области, ОМСУ, с учетом социально-демографических особенностей территорий и потребностей различных категорий и групп населения, разветвленной сети комплексных и специализированных учреждений и служб, осуществляющих соц обслуживание населения (стационарных, полустационарных и нестационарных), учреждений по реабилитации и соц обслуживанию инвалидов, пожилых, нетрудоспособных граждан и семей с детьми;
участвует в обеспечении соц защиты граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в т. ч. лиц без определенного места жительства и занятий, беженцев, вынужденных переселенцев;
осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности подведомственных учреждений соц обслуживания населения;
контролирует осуществление функций по опеке и попечительству муниципальными органами соцзащиты населения, учреждениями соц обслуживания населения;
3) в области МСЭ граждан и реабилитации инвалидов:
определяет приоритеты в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов с учетом уровня социально-экономического развития территории области;
участвует в реализации федеральных программ и разработке региональных программ в области соц защиты инвалидов;
контролирует, осуществляет координацию деятельности и методическое обеспечение учреждений гос службы МСЭ
формирует банк данных об инвалидах и их потребностях в соц защите;
содействует созданию и совершенствованию деятельности реабилитационных учреждений для инвалидов в системе соцзащиты населения;
участвует в формировании перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территории области в дополнение к федеральной базовой программе реабилитации инвалидов;
содействует инвалидам в реализации индивидуальных программ реабилитации;
4) в области социальной поддержки пожилых граждан:
разрабатывает предложения по формированию гос политики в области соц поддержки пожилых граждан и реализует ее во взаимодействии с ОМСУ;
координирует в пределах своей компетенции разработку и реализацию программ по улучшению положения пожилых граждан;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией соц гарантий для пожилых граждан, установленных законодательством;
разрабатывает и реализует меры по развитию сети учреждений соц обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:
центров соц обслуживания, отделений соц обслуживания на дому, специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, отделений срочного соц обслуживания, отделений дневного пребывания, социально-реабилитационных отделений, социально-оздоровительных центров, отделений временного проживания, центров социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий, домов ночного пребывания, социальных гостиниц, специальных жилых домов, санитарно-гигиенических отделений, социальных столовых, социальных аптек, мини-прачечных, социальных мастерских;
5) в области соц поддержки семьи, материнства, отцовства и детства:
разрабатывает предложения по формированию гос политики в области соц поддержки семьи, материнства, отцовства, детства и реализует ее во взаимодействии с органами гос-й исполнительной власти и ОМСУ;
разрабатывает проекты целевых программ по улучшению положения семьи, женщин и детей, координирует в пределах своей компетенции их реализацию; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией соц гарантий семьям с несовершеннолетними детьми согласно действующему законодательству; разрабатывает и реализует меры по развитию сети социально-защитных учреждений для детей: социальных приютов, центров социальной реабилитации несовершеннолетних, центров реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, центров соц помощи семье и детям, центров психолого-педагогической помощи, служб экстренной психологической помощи по телефону и иных учреждений; осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности социально-защитных учреждений для детей, содействие в оснащении их оборудованием;
осуществляет меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и содействию в организации проведения индивидуальной профилактической работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей;
разрабатывает и осуществляет меры, направленные на создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечивает разработку мер по организации летнего отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства;
осуществляет межведомственную координацию по вопросам социальной поддержки семей с несовершеннолетними детьми;
6) в области трудовых отношений и социальных гарантий:
разрабатывает предложения по совершенствованию тарифного регулирования оплаты труда на основе социального партнерства;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением установленного федеральным законом МРОТ;
создает банк данных о применяемых в организациях области нормах и нормативах трудовых затрат;
содействует защите трудовых прав работников при заключении и выполнении трудовых договоров в организациях различных форм собственности;
проводит мониторинг в сфере уровня жизни и доходов населения, нормирования и оплаты труда;
организует определение потребительской корзины области с участием заинтересованных служб и направляет данные для экспертизы в Минтрудсоциразвития РФ. Рассчитывает величину прожиточного минимума;
разрабатывает порядок исчисления дохода от личного подсобного хозяйства;
анализирует и прогнозирует демографическую ситуацию рынка труда, структуру занятости населения, труд ресурсов, миграционных процессов;
7) в области социального партнерства в трудовых отношениях:
вносит предложения по совершенствованию системы социального партнерства, основных направлений ее развития, осуществляет методическое руководство работой по заключению территориальных соглашений и коллективных договоров;
формирует банк данных посредников и трудовых арбитров для рассмотрения коллективных трудовых споров сопроводит в установленном порядке их обучение;
организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами гос власти и МСУ;
осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, выявляет и обобщает причины и условия их возникновения, подготавливает предложения по устранению указанных споров;
участвует совместно со сторонами коллективных трудовых споров в создании трудовых арбитражей и формировании их составов, определении регламента и полномочий;
8) в области условий и охраны труда:
осуществляет гос управление охраной труда в, пределах установленной компетенции координирует работу исполнительных ОМСУ в этой области;
разрабатывает областные программы улучшения условий и охраны труда;
осуществляет контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
проводит государственную экспертизу условий труда на соответствие требованиям охраны труда проектов строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин и механизмов, другого производственного оборудования и технологических процессов;
проводит государственную экспертизу условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности на территории области;
участвует в организации и проведении сертификации работ по охране труда в организациях;
проводит консультации для работодателей и работников по вопросам оценки условий труда, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных или опасных условиях труда;
организует работу по аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям условий и охраны труда;
организует обучение и проверку знаний работников организаций в области условий и охраны труда;
разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда;
осуществляет анализ кадрового потенциала, планирование роста специалистов, прогнозирование резерва на выдвижение и замещение вакантных должностей;
совершенствует работу с персоналом на основе профессионализма и компетентности специалистов, выявляя их в процессе аттестации, как наиболее эффективной формы оценки кадров;
осуществляет разработку инструктивно-методических материалов о порядке и процедуре проведения аттестации специалистов муниципальных учреждений социального обслуживания населения.
Департамент в пределах своей компетенции имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке от юр лиц независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
осуществлять в пределах установленной компетенции контроль за правильным применением действующего законодательства в области соцзащиты населения на территории области;
совместно с ОМСУ принимать решения по вопросам реализации государственной социальной политики;
информировать население по вопросам соцзащиты населения и трудовых отношений;
привлекать на договорной основе юридических и физических лиц, высококвалифицированных специалистов к разработке проектов НПА;
проводить конференции, семинары, совещания и другие социально значимые мероприятия.