Бюджетные методы и инструменты регулирования экономики

Бюджетное регулирование - это совокупность операций по рас­пределению и перераспределению средств между бюджетами разных уровней, осуществляемых для стабилизации доходов местных бюдже­тов, с учетом установленных государственных минимальных социаль­ных стандартов. Установленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня - это фундамент бюд­жетного регулирования. Состав бюджетов может включать целевые и резервные бюджетные фонды. Эти средства могут передаваться без­возмездно из бюджетов вышестоящих уровней в бюджеты нижестоя­щих для реализации социальных, экономических и других целей.

Бюджетное регулирование - одна из ведущих функций госу­дарства, направленная на выравнивание территориальных диспро­порций. Его цель - оказывать поддержку стабильности экономики, обеспечивать ее соразмерность и сбалансированность, принимать решение глобальных задач жизнедеятельности общества. В современных реалиях рыночной экономики уровень государственного вмешательства в распределение финансовых ресурсов значительно меньше, чем в нерыночной экономике, и он носит преимущественно косвенный характер.

Многие известные экономисты (Д. Кейнс, А. Хансен, П. Саму­эльсон, У. Хеллер и др.) занимались созданием теоретической базы бюджетного регулирования экономического роста, ими было сфор­мулировано теоретическое положение. Оно состояло в исключитель­ной невыполнимости обеспечения стабильного экономического роста из-за большой степени изменчивости экономической системы, не­равномерного распределения национального богатства посредством рыночных механизмов.

Регулирование экономического роста за счет регионального бюд­жета осуществляется по трем направлениям - с помощью нормы ссудного процента, нормы потребления и нормы прибыли.

Уменьшение государственных расходов - это один из инстру­ментов бюджетного регулирования, который базируется на взаи­мосвязи темпов инфляции с объемами государственных расходов. Сокращение расходов бюджета предоставляет возможность снизить темпы инфляции. При этом увеличение социальных расходов значи­тельно снижает темпы экономического роста.

Таким образом, подтверждается необходимость бюджетного ре­гулирования, которое заключается в том, что распределение средств государственного бюджета производится по всем направлениям их использования. К тому же бюджетные ассигнования могут выде­ляться в большей или меньшей мере различным отраслям, сфе­рам, социальным группам. При этом органы государственной вла­сти могут устанавливать дополнительные, неналоговые, платежи в бюджет. Именно таким способом возможно осуществление го­сударственного регулирования денежного обращения и денежного накопления. Государственное регулирование включает и установ­ление предельно допустимой величины дефицита государственного бюджета.

Государственный бюджет финансирует развитие и функциониро­вание различных отраслей, регионов и сфер деятельности. Осущест­вляя прямое финансирование и прямые государственные инвести­ции, бюджетное финансирование предоставляется в форме дотаций, субсидий, субвенций.

Самой незащищенной статьей в структуре расходов считаются расходы на социальные нужды. Основой их формирования являются: численность определенных групп населения, социальные нормативы и стандарты, программно-целевые методы осуществления социаль­ной политики.

Бюджетное регулирование в области расходования средств на социальные нужды обеспечивает:

1. реализацию социально-экономической политики государства;

2. перераспределение доходов;

3. смягчение материального положения социальных групп населения;

4. обеспечение доступа населения с низким доходом к образованию, медицинским услугам;

5. стимулирование спроса.

Механизм финансового регулирования представляет собой ком­плекс методов, правил и финансовых технологий, с помощью ко­торых государственные органы влияют на процессы формирования, распределения финансовых ресурсов страны.

В современной экономике России рыночный механизм финансо­вого регулирования включает следующие группы:

1) определение общего направления финансово-экономической политики государства, представленное в Посланиях Президента РФ, средне- и долгосрочных программах Правительства РФ;

2) управление параметрами монетарной политики во взаимо связи с параметрами финансовой политики, предусмотренными в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» на пред­стоящий период;

3) формирование бюджетных и внебюджетных фондов и их рас­ходование в соответствии с ежегодно утверждаемыми федераль­ными законами о федеральном бюджете и внебюджетных фондах, нормативно-законодательными актами субъектов Российской Феде­рации и органов местного самоуправления;

4) разработка и реализация налоговой политики, с учетом до­полнений и изменений, вносимых в действующее налоговое законо­дательство;

5) формирование политики привлечения, погашения и обслужи­вания внешних и внутренних заимствований;

6) совершенствование механизмов финансирования дефицита бюджета;

7) дальнейшее развитие и совершенствование финансового рын­ка, регулирование условий обращения государственных и корпора­тивных ценных бумаг;

8) совершенствование финансовой политики в отношении управления объектами государственной собственности и использо­вания доходов от нее;

9) разработка нормативно-законодательной базы и внедрение соответствующих финансовых технологий при реструктуризации за­долженности предприятий, процедуре банкротства и т. д.;

10) формирование долгосрочных стратегий финансовой поддерж­ки регионов, отраслей, предприятий (финансовый лизинг, льготное кредитование, дотации, субсидии), форм и методов контроля и фи­нансовой отчетности;

11) регулирование межбюджетных отношений;

12) финансовое регулирование процессов формирования и перераспределения доходов физических и юридических лиц, воздействие на цены и тарифы, регулирование роста цен в естественных моно­полиях.

Механизм финансового регулирования включает подбор финан­совых параметров и механизмов на макро- и микроэкономическом уровне. Решающее значение занимает выбор определенных форм, методов и инструментов в области законодательного урегулирова­ния финансовых отношений между государством и предприятиями и между самими предприятиями, организациями.

Стратегия бюджетной политики - это курс по использованию ресурсов государства для обеспечения достижения долгосрочных и среднесрочных целей социально-экономического развития.

Государственное регулирование социально-экономической системы страны реализовывается по двум направлениям: административному и экономическому.

Наиболее эффективно на социально-экономические процессы влияют экономические методы. Самыми распространенны­ми являются бюджетные методы, при которых используется система государственных расходов и налогообложения. Бюджет - это важ­нейшая составная часть финансового механизма страны. Он является рычагом, при помощи которого государство влияет на процессы про­изводства и распределения, и выполняет три функции:

1) фискаль­ную (обеспечение ресурсами государственных расходов);

2) функцию регулятора экономики (использование в качестве рычага управления хозяйственной деятельностью для достижения поставленных целей экономической политики);

3) функцию выравнивания доходов (ис­пользование в качестве инструмента перераспределения националь­ного дохода посредством налогов, трансфертов).

Бюджетная политика государства представляется одним из наи­более эффективных методов регулирования экономики. Причина тому в распределительной природе межбюджетных отношений. Ре­сурсы государственного бюджета являются одним из основных ис­точников расширенного воспроизводства, что является основанием для эффективности народного хозяйства. В связи с этим можно вы­делить следующие направления бюджетного воздействия на темпы роста экономики:

1) централизованные ресурсы государства являются основным источником финансирования научно-технического прогресса, тем самым оказывают значительное воздействие на ускорение научно-технического прогресса;

2) через бюджет в процессе реализации межбюджетного ре­гулирования перераспределяются финансовые ресурсы от одних административно-территориальных образований к другим, а также направляются на развитие определенных регионов и отраслей;

3) с помощью бюджетного регулирования осуществляется субси­дирование затрат на воспроизводство рабочей силы.

Возможность бюджетного механизма аккумулировать государ­ственные финансовые ресурсы отражает бюджетный потенциал, что влияет на эффективность функционирования бюджетной системы и бюджетной политики.

В настоящее время для финансовой политики особенно важно отличать номинальный и реальный бюджет. При инфляции возника­ют особые источники роста доходов и, соответственно, инфляционное расширение объема расходов. И наоборот, при снижении инфляции бюджет и хозяйствующие субъекты утрачивают инфляционные до­ходы. Если же инфляционная конъюнктура меняется и не учитыва­ется в финансовой политике в полном объеме, тогда это становится фактором, усиливающим бюджетный кризис.

Бюджетная политика активно способствует росту емкости вну­треннего рынка в том случае, если государство поддерживает отече­ственного производителя, особенно в отраслях обрабатывающей про­мышленности, сфере услуг и малом бизнесе.

Государство, безусловно, заинтересовано в поддержании и сти­мулировании экономического роста. В связи с этим необходимо стимулировать инвестиционную политику бюджета, используя меха­низмы финансирования дефицита бюджета.

Система бюджетного федерализма - это совокупность действий экономических и политических государственных структур, ориенти­рованных на формирование, распоряжение и реализацию денежных ресурсов населения с помощью налоговых платежей, сборов, бюд­жетных ассигнований и расходов.

Бюджетное выравнивание - это одна из центральных задач бюджетного федерализма. Выделяют два вида бюджетного выравни­вания: вертикальное и горизонтальное.

Вертикальное представляет собой устранение несоответствий между доходами и расходами ре­гиональных бюджетов.

Горизонтальное выравнивание - это пропорциональное рас­пределение налогов между регионами (субъектами Федерации), обеспечивающее снижение неравенства в налоговых возможностях регионов. Данные проявления неравенства территорий в теории бюд­жетного федерализма объясняют территориальным фактором.

Федеральное регулирование с помощью системы бюджетных расходов заключает в себе несколько экономических операций. Во-первых, применение государственного финансирования напрямую с помощью бюджетных субсидий, дотаций, субвенций. Экономическая сущность этих операций заключается в перераспределении государ­ственных средств, которые носят непроизводительный характер.

Во-вторых, применение системы государственных заказов и за­купок. Экономическая сущность данной системы заключается в пе­рераспределении средств государства в пользу производителей про­дукции, работ, услуг, которые приобретаются государством. Средства направляют в сферу материального производства, поэтому данный вид расходов носит производительный характер.

Добиться прироста совокупного спроса за счет бюджетных регу­ляторов возможно при помощи понижения уровня налогообложения и роста государственных расходов, т. е. так называемой стимули­рующей политики. Это позволит достигнуть экономического роста и спровоцирует процессы инфляции, которые сопровождаются систе­матическим бюджетным дефицитом. Для понижения совокупного спроса и удерживания ценового роста используют повышение уровня налогообложения и сдержи­вающую политику, что имеет сильный антиинфляционный эффект. Однако вместе с инфляцией возможно подавление экономического роста. В регулировании финансовой сферы используются и внебюджет­ные фонды. Механизм их использования заключается в сдержива­ющей политике, предполагающей повышение уровня обязательных платежей. Кроме этого, финансовое регулирование не способно удовлет­ворить в полной мере потребности государства с помощью рычагов воздействия на экономику, в связи с чем возникает необходимость в иных методах регулирования, в частности в денежно-кредитных.

Наши рекомендации