Бюджетные методы и инструменты регулирования экономики
Бюджетное регулирование - это совокупность операций по распределению и перераспределению средств между бюджетами разных уровней, осуществляемых для стабилизации доходов местных бюджетов, с учетом установленных государственных минимальных социальных стандартов. Установленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня - это фундамент бюджетного регулирования. Состав бюджетов может включать целевые и резервные бюджетные фонды. Эти средства могут передаваться безвозмездно из бюджетов вышестоящих уровней в бюджеты нижестоящих для реализации социальных, экономических и других целей.
Бюджетное регулирование - одна из ведущих функций государства, направленная на выравнивание территориальных диспропорций. Его цель - оказывать поддержку стабильности экономики, обеспечивать ее соразмерность и сбалансированность, принимать решение глобальных задач жизнедеятельности общества. В современных реалиях рыночной экономики уровень государственного вмешательства в распределение финансовых ресурсов значительно меньше, чем в нерыночной экономике, и он носит преимущественно косвенный характер.
Многие известные экономисты (Д. Кейнс, А. Хансен, П. Самуэльсон, У. Хеллер и др.) занимались созданием теоретической базы бюджетного регулирования экономического роста, ими было сформулировано теоретическое положение. Оно состояло в исключительной невыполнимости обеспечения стабильного экономического роста из-за большой степени изменчивости экономической системы, неравномерного распределения национального богатства посредством рыночных механизмов.
Регулирование экономического роста за счет регионального бюджета осуществляется по трем направлениям - с помощью нормы ссудного процента, нормы потребления и нормы прибыли.
Уменьшение государственных расходов - это один из инструментов бюджетного регулирования, который базируется на взаимосвязи темпов инфляции с объемами государственных расходов. Сокращение расходов бюджета предоставляет возможность снизить темпы инфляции. При этом увеличение социальных расходов значительно снижает темпы экономического роста.
Таким образом, подтверждается необходимость бюджетного регулирования, которое заключается в том, что распределение средств государственного бюджета производится по всем направлениям их использования. К тому же бюджетные ассигнования могут выделяться в большей или меньшей мере различным отраслям, сферам, социальным группам. При этом органы государственной власти могут устанавливать дополнительные, неналоговые, платежи в бюджет. Именно таким способом возможно осуществление государственного регулирования денежного обращения и денежного накопления. Государственное регулирование включает и установление предельно допустимой величины дефицита государственного бюджета.
Государственный бюджет финансирует развитие и функционирование различных отраслей, регионов и сфер деятельности. Осуществляя прямое финансирование и прямые государственные инвестиции, бюджетное финансирование предоставляется в форме дотаций, субсидий, субвенций.
Самой незащищенной статьей в структуре расходов считаются расходы на социальные нужды. Основой их формирования являются: численность определенных групп населения, социальные нормативы и стандарты, программно-целевые методы осуществления социальной политики.
Бюджетное регулирование в области расходования средств на социальные нужды обеспечивает:
1. реализацию социально-экономической политики государства;
2. перераспределение доходов;
3. смягчение материального положения социальных групп населения;
4. обеспечение доступа населения с низким доходом к образованию, медицинским услугам;
5. стимулирование спроса.
Механизм финансового регулирования представляет собой комплекс методов, правил и финансовых технологий, с помощью которых государственные органы влияют на процессы формирования, распределения финансовых ресурсов страны.
В современной экономике России рыночный механизм финансового регулирования включает следующие группы:
1) определение общего направления финансово-экономической политики государства, представленное в Посланиях Президента РФ, средне- и долгосрочных программах Правительства РФ;
2) управление параметрами монетарной политики во взаимо связи с параметрами финансовой политики, предусмотренными в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» на предстоящий период;
3) формирование бюджетных и внебюджетных фондов и их расходование в соответствии с ежегодно утверждаемыми федеральными законами о федеральном бюджете и внебюджетных фондах, нормативно-законодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
4) разработка и реализация налоговой политики, с учетом дополнений и изменений, вносимых в действующее налоговое законодательство;
5) формирование политики привлечения, погашения и обслуживания внешних и внутренних заимствований;
6) совершенствование механизмов финансирования дефицита бюджета;
7) дальнейшее развитие и совершенствование финансового рынка, регулирование условий обращения государственных и корпоративных ценных бумаг;
8) совершенствование финансовой политики в отношении управления объектами государственной собственности и использования доходов от нее;
9) разработка нормативно-законодательной базы и внедрение соответствующих финансовых технологий при реструктуризации задолженности предприятий, процедуре банкротства и т. д.;
10) формирование долгосрочных стратегий финансовой поддержки регионов, отраслей, предприятий (финансовый лизинг, льготное кредитование, дотации, субсидии), форм и методов контроля и финансовой отчетности;
11) регулирование межбюджетных отношений;
12) финансовое регулирование процессов формирования и перераспределения доходов физических и юридических лиц, воздействие на цены и тарифы, регулирование роста цен в естественных монополиях.
Механизм финансового регулирования включает подбор финансовых параметров и механизмов на макро- и микроэкономическом уровне. Решающее значение занимает выбор определенных форм, методов и инструментов в области законодательного урегулирования финансовых отношений между государством и предприятиями и между самими предприятиями, организациями.
Стратегия бюджетной политики - это курс по использованию ресурсов государства для обеспечения достижения долгосрочных и среднесрочных целей социально-экономического развития.
Государственное регулирование социально-экономической системы страны реализовывается по двум направлениям: административному и экономическому.
Наиболее эффективно на социально-экономические процессы влияют экономические методы. Самыми распространенными являются бюджетные методы, при которых используется система государственных расходов и налогообложения. Бюджет - это важнейшая составная часть финансового механизма страны. Он является рычагом, при помощи которого государство влияет на процессы производства и распределения, и выполняет три функции:
1) фискальную (обеспечение ресурсами государственных расходов);
2) функцию регулятора экономики (использование в качестве рычага управления хозяйственной деятельностью для достижения поставленных целей экономической политики);
3) функцию выравнивания доходов (использование в качестве инструмента перераспределения национального дохода посредством налогов, трансфертов).
Бюджетная политика государства представляется одним из наиболее эффективных методов регулирования экономики. Причина тому в распределительной природе межбюджетных отношений. Ресурсы государственного бюджета являются одним из основных источников расширенного воспроизводства, что является основанием для эффективности народного хозяйства. В связи с этим можно выделить следующие направления бюджетного воздействия на темпы роста экономики:
1) централизованные ресурсы государства являются основным источником финансирования научно-технического прогресса, тем самым оказывают значительное воздействие на ускорение научно-технического прогресса;
2) через бюджет в процессе реализации межбюджетного регулирования перераспределяются финансовые ресурсы от одних административно-территориальных образований к другим, а также направляются на развитие определенных регионов и отраслей;
3) с помощью бюджетного регулирования осуществляется субсидирование затрат на воспроизводство рабочей силы.
Возможность бюджетного механизма аккумулировать государственные финансовые ресурсы отражает бюджетный потенциал, что влияет на эффективность функционирования бюджетной системы и бюджетной политики.
В настоящее время для финансовой политики особенно важно отличать номинальный и реальный бюджет. При инфляции возникают особые источники роста доходов и, соответственно, инфляционное расширение объема расходов. И наоборот, при снижении инфляции бюджет и хозяйствующие субъекты утрачивают инфляционные доходы. Если же инфляционная конъюнктура меняется и не учитывается в финансовой политике в полном объеме, тогда это становится фактором, усиливающим бюджетный кризис.
Бюджетная политика активно способствует росту емкости внутреннего рынка в том случае, если государство поддерживает отечественного производителя, особенно в отраслях обрабатывающей промышленности, сфере услуг и малом бизнесе.
Государство, безусловно, заинтересовано в поддержании и стимулировании экономического роста. В связи с этим необходимо стимулировать инвестиционную политику бюджета, используя механизмы финансирования дефицита бюджета.
Система бюджетного федерализма - это совокупность действий экономических и политических государственных структур, ориентированных на формирование, распоряжение и реализацию денежных ресурсов населения с помощью налоговых платежей, сборов, бюджетных ассигнований и расходов.
Бюджетное выравнивание - это одна из центральных задач бюджетного федерализма. Выделяют два вида бюджетного выравнивания: вертикальное и горизонтальное.
Вертикальное представляет собой устранение несоответствий между доходами и расходами региональных бюджетов.
Горизонтальное выравнивание - это пропорциональное распределение налогов между регионами (субъектами Федерации), обеспечивающее снижение неравенства в налоговых возможностях регионов. Данные проявления неравенства территорий в теории бюджетного федерализма объясняют территориальным фактором.
Федеральное регулирование с помощью системы бюджетных расходов заключает в себе несколько экономических операций. Во-первых, применение государственного финансирования напрямую с помощью бюджетных субсидий, дотаций, субвенций. Экономическая сущность этих операций заключается в перераспределении государственных средств, которые носят непроизводительный характер.
Во-вторых, применение системы государственных заказов и закупок. Экономическая сущность данной системы заключается в перераспределении средств государства в пользу производителей продукции, работ, услуг, которые приобретаются государством. Средства направляют в сферу материального производства, поэтому данный вид расходов носит производительный характер.
Добиться прироста совокупного спроса за счет бюджетных регуляторов возможно при помощи понижения уровня налогообложения и роста государственных расходов, т. е. так называемой стимулирующей политики. Это позволит достигнуть экономического роста и спровоцирует процессы инфляции, которые сопровождаются систематическим бюджетным дефицитом. Для понижения совокупного спроса и удерживания ценового роста используют повышение уровня налогообложения и сдерживающую политику, что имеет сильный антиинфляционный эффект. Однако вместе с инфляцией возможно подавление экономического роста. В регулировании финансовой сферы используются и внебюджетные фонды. Механизм их использования заключается в сдерживающей политике, предполагающей повышение уровня обязательных платежей. Кроме этого, финансовое регулирование не способно удовлетворить в полной мере потребности государства с помощью рычагов воздействия на экономику, в связи с чем возникает необходимость в иных методах регулирования, в частности в денежно-кредитных.