Тема 2. Методы и инструменты бюджетного регулирования экономики

Содержание и методы бюджетного регулирования экономики

Бюджетное регулирование представляет собой воздействие государства на экономические процессы посредством изменения объемов и структуры бюджетных ассигнований с целью сглаживания социальных диспропорций, территориального развития экономики, а также развития вновь создаваемых и приоритетных отраслей экономики.

Объектами бюджетного регулирования являются бюджетные доходы, расходы и межбюджетные трансферты.

Бюджетное регулирование осуществляется по трем уровня бюджетной системы РФ в рамках бюджетного законодательства, воплощаясь в федеральной, региональной или муниципальной бюджетной политике.

Субъектами бюджетного регулирования являются участники бюджетного процесса. Ведущую роль играет Министерство финансов РФ и подведомственные ему службы, которое составляет проект федерального бюджета РФ, т.е. планирует бюджетные ассигнования и поступления.

Методы бюджетного регулирования:

- методы регулирования территориальных пропорций;

- методы регулирования социальной структуры общества;

- методы регулирования межотраслевых пропорций.

Механизм бюджетного регулирования представляет собой совокупность законодательно закрепленных условий и процессов использования субъектами бюджетного регулирования его методов и инструментов. Механизм бюджетного регулирования находит свое отражение не только в бюджетном законодательстве, но и в отдельных государственных программах, которые характеризуют бюджетную стратегию и тактику по приоритетным вопросам.

Бюджетное регулирование территориальных пропорций реализуются посредством государственных программ, представленных в таблице 3.

Таблица 3

Государственные программы РФ на период 2013-2025 гг.

Наименование программы Цель программы Исполнители и участники программы
Региональная политика и федеративные отношения Обеспечение сбалансированного развития субъектов РФ Министерство регионального развития РФ, Федеральная миграционная служба РФ и Министерство финансов РФ
Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона 1. Формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока, превращение его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой, в структуре которой преобладают высокотехнологичные производства с высокой добавленной стоимостью 2. Кардинальное улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, создание условий для сокращения оттока населения и обеспечение миграционного прироста с преобладанием квалифицированных специалистов. Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, Министерство регионального развития РФ и другие ведомства
Развитие Северо-Кавказского федерального округа 1. Формирование условий для развития реального сектора экономики СКФО 2. Повышение качества жизни и благосостояния граждан Министерство регионального развития РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ и другие ведомства.

Продолжение табл. 3

Социально-экономическое развитие Калининградской области Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Калининградской области Министерство регионального развития РФ, Министерство финансов РФ и другие ведомства
Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов РФ Обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств субъектов РФ и повышения качества управления государственными финансами субъектов РФ и муниципальными финансами Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития РФ

Бюджетное регулирование социальной структуры общества связано с реализацией боле десяти государственных программ.

Приоритетные направления бюджетного регулирования экономики России, в том числе межотраслевых пропорций, находят свое отражение в следующих государственных программах инновационного развития и модернизации экономики:

- развитие науки, технологий, электронной и радиоэлектронной промышленности;

- экономическое развитие и инновационная экономика;

- развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности;

- развитие авиационной промышленности и космической деятельности;

- развитие судостроения;

- развитие фармацевтической и медицинской промышленности;

- развитие атомного энергопромышленного комплекса, повышение энергоэффективности и развитие энергетики;

- информационное общество;

- развитие транспортной системы;

- развитие сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и рыбохозяйственного комплекса;

- развитие внешнеэкономической деятельности;

- воспроизводства и использование природных ресурсов и развитие лесного хозяйства

Программы представляют собой комплекс мероприятий по регулированию и стимулированию приоритетных видов экономической деятельности. Большинство программ носят временной характер и предусматривают 10-15 летний срок реализации.

Наши рекомендации